Народная сказка
консультация (младшая, средняя группа) на тему

Синюкова Галина Васильевна

Р                       Показана воспитательная ценность содержания сказки для развития ребенка:  красота художественной формы, важность её  бережного донесения до слушателя позволяют считать устное народное творчество эффективным методом воспитания. Выявлены особенности сказки, направленные на формирование ценностного отношения к природе, нравственного совершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnaya_skazka.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Народная сказка в системе воспитания дошкольников

Философ, законодатель, историк – всякий, кто хочет понять свой народ до конца, должен присматриваться к его песням, пословицам, сказкам, а также к его поговоркам, отдельным выражениям и словам. За словом всегда стоит его значение, за буквенным смыслом – смысл тайный, аллегорический, под странным пестрым одеянием сказки кроются история и религия народов и наций.

Джузеппе Питре, итальянский фольклорист (1843-1916)

Народная сказка – одно из первых произведений народного искусства, которые слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с культурой и искусством своего народа.

Миллионы людей первые основы нравственного воспитания получили на ярких примерах народной сказки. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает  им в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение.

В свое время русский педагог К.Д.Ушинский высоко ценил русскую народную сказку, считал ее рассказывание замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Учитывая силу воздействия народной сказки на ребенка, большую воспитательную ценность ее содержания, красоту художественной формы, воспитатель-рассказчик должен бережно донести ее до слушателя.

Сказка – устное народное произведение, возникшее в устах талантливых сказителей в непосредственном общении рассказчика со слушателями, и название свое она получила от слова «сказывать».

В течение долгого времени сказка, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, приобрела традиционные, устойчивые формы композиции и выразительности языка. Интонации народной речи в устной передаче звучат убедительнее, чем в чтении по книге, поэтому сказку следует рассказывать детям. Особенно важно это учитывать воспитателю младших групп детского сада.

 В живом рассказе воспитателя сказка звучит более эмоционально. Перед детьми как живые встают сказочные образы, ярче вырисовываются характеры действующих лиц, их поступки. Здесь, помимо текста сказки, большую роль играет облик самого рассказчика, его мимика, жесты, непосредственное общение со слушателями, а также и ответная реакция детей. А так как я давно занимаюсь с детьми развитием интонационной выразительностью, я вижу положительный результат своей работы.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа: его борьба за счастье, его верование, его обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними, обычно, приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает из воспитательное воздействие.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способных еще к абстрактному мышлению.

Забавность сказок повышает интерес детей к ним.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.

Знакомство с произведениями устного народного творчества является более эффективным методом воспитания, нежели другие методы, направленные на стимулирование чувств детей (поощрение, наказание, порицание, указание, контроль деятельности, создание ситуации успеха и т.д.). Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. С помощью фольклора можно эффективно влиять на формирование ценностных представлений (отношение к природе, родителям, традициям, труду и т.д.).

Фольклор активно развивает речь ребенка, самостоятельность, воспитывает культурно-гигиенические навыки. Приучая детей регулярно мыть руки, следует использовать потешки: «Ай, лады, не боимся мы воды», «Будет мыло пениться, грязь куда-то денется», «Водичка, водичка, умой мое личико». Известно, дети, знающие потешку «Водичка» с раннего возраста с удовольствием повторяют ее в старшем возрасте, когда умываются сами или играют с куклами.

Таким образом, используя в процессе воспитания малышей потешки, мы помогаем им быстрее и легче адаптироваться к новым условиям, создаем благоприятный эмоциональный фон, развиваем речь, побуждая детей повторять то, что мы произносим.

К детям младшего дошкольного возраста, воспитатели обращаются с закличками, что, как известно, способствует формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимать. Формируя ценностное отношение к природе, у ребенка 3-х, 4-х лет закладываются азы нравственности, которые с удовольствием повторяют: «Солнышко-ведрышко, взойди поскорей», «Дождик-дождик, пуще». Дети среднего и старшего возраста могут проговаривать более сложные тексты: «Радуга-дуга, не давай дождя», «Иди, весна, иди, красна. Принеси ржаной колосок, овсяной снопок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованный показ инсценировки по теме:"Волшебные сказки". Сказка "Волшебная рукавичка" ( по мотивам народной сказки "Рукавичка")

Развитие творческой активности дошкольников, развитие артистических способностей через театрализованную деятельность....

Литературная викторина по русским народным сказкам "Сказка-сказка,приходи!"

Целью данной викторины было: показать развитие речи детей,активизировать устную речь,совершенствовать элементы актёрского мастерства,прививать любовь к устному народному творчеству....

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....