Воспитание юного петербуржца
статья по теме

Копорская Елена Владимировна

Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большое количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Санкт-Петербург справедливо считают одним из самых прекрасных европейских городов. Часто называемый "северной столицей" России - это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот лет российской истории. Непохожий на другие российские города, Петербург часто становился местом действия литературных произведений и героем поэм.

Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой родной город, любить его. А еще они должны с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцамивоспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей нашего удивительного петербургского сообщества. Жители Петербурга отличаются высоким уровнем культуры и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками.

Задача педагога подготовить ребёнка к этой встрече с чудом, при этом обязательно необходимо очень тесное сотрудничество с родителями. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания к своему городу каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств ребёнка.

Особое значение для вхождения в сложный мир культуры, жизни в обществе с другими людьми имеет дошкольный возраст, когда у детей активно формируется познавательное, эстетическое и творческое отношение к действительности, происходит становление интересов к кругу социальных явлений, выходящих за рамки личного опыта ребенка. Поэтому так важно для ребенка именно в этом возрасте сделать свои первые шаги на пути знакомства с культурой, обществом и историей своего родного города. Для этого необходимо создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре.

Воспитание петербуржца обеспечивается созданием единого воспитательного пространства города, в котором осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социальной жизни.

Помимо учреждений системы образования (ДОУ, ОУ и т. д.) активное участие в воспитательной деятельности принимают различные учреждения культуры музеи, театры, библиотека, почта, парки и др.

Таким образом, задача образовательного учреждения заключается в обеспечении формирования у воспитанников:

• нравственной и гражданской позиции по отношению к Санкт-Петербургу и России;

• толерантности по отношению к ценностям различных культур;

• готовности к позитивной личностной самореализации;

Цель работы: приобщение детей дошкольников к историческим и культурным ценностям своего города, воспитание толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности.

Задачи:

• Формировать у детей любовь и бережное отношение к родному городу, желания узнать свой город, познакомиться с ним ближе.

• Формировать чувство гордости и гражданскую позицию «Я - петербуржец, осознающего себя жителем Санкт-Петербурга и продолжателем его традиций.

• Формировать начальные знания о родном городе.

• Воспитывать ребёнка в лучших традициях петербургской культуры.

• Воспитывать человека творческого, умеющего мыслить неординарно, замечать необычное, удивительное, примечательное, дарящего окружающим доброту, радость, красоту, активного члена общества.

Для решения выше названных задач, можно использовать следующие формы работы:

Создать в детском саду особое музейное пространство в виде "Петербургского уголка" в каждой группе. В нем подобрать игры, альбомы, иллюстрации, мозайки с видом Петербурга и книги.

Выставляются экспозиции разной тематики, организуется мини музей, позволяющие получить наглядное представление о соответствующей эпохе, окунуться в атмосферу и условия жизни народа в прошлые времена и в настоящее.

Установить связи с культурными учреждениями нашего города (музеями, библиотеками, школами, детской филармонией и пр.) с целью совместного сотрудничества. Регулярно проводить в детском саду концерты детской филармонии, показ кукольных и фольклорных спектаклей.

Привлекать родителей к организации и проведению праздников, конкурсов, досугов, совместных экскурсий. Для старших дошкольников организовывать совместные с родителями экскурсии по городу, экскурсии в музей хлеба, музей кукол, воды, истории города, к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, библиотека, почта, аптека и т. д., дети узнают об их назначении, о том, что все это создано для удобства людей.

В детском саду разработать систему мероприятий, посвященных знакомству детей с историей города и России. Образовательную деятельность с детьми проводить в группах, в музыкальном зале и в городском пространстве Санкт - Петербурга.

В корридорах детского сада организовывать выставки детских работ старших дошкольников, посвящённые«Дары осени»«Разорвано блокадное кольцо»«Рождественская ярмарка»«Никто не забыт и ничто не забыто» ко Дню Победы, «Пасхальная ярмарка»«С Днём рождения, любимый город», и т. д.

Проводить комплексную образовательную деятельность«Наш Пушкин», дни памяти героической обороны города и т. д. На этих мероприятиях использовать ЭОР, презентации, слайд-шоу, видеофильмы, проходят встречи с ветеранами ВОВ, для них дети готовят концерты ко дню Победы, снятию блокады, дети участвуют в возложении цветов к памятникам в эти памятные даты.

Совместно с родителями проводить выставки семейных реликвий, фотографий «Любимые места в Санкт – Петербурге»«Где мы были»«Рисуем сказки Пушкина»- рисунки и поделки по сказкам А. С. Пушкина и т. д. Предложить детям совместно с родителями нарисовать герб семьи, что позволяет подвести детей к уважению к своим предкам, бабушкам дедушкам, гордости за свою семью.

Дома и в группах проводить совместную деятельность взрослого с детьми, посвящянную знакомству детей с бытом, ремеслами и традициями русского народа. Учить мастерить кукол из тряпок, мочала, ниток. На совместных досугах разучивать народные песни, потешки, частушки.

Большое место в приобщении детей к культуре города занимают народные праздники и традиции, а мероприятия удобно планировать в соответствии с этнокалендарём.

Совместно с родителями желательно проводить праздники:

1. Осенины. День матери. День пожилого человека.

2. Святки

3. День защитника отечества

4. Масленица

5. Встреча Весны. Праздник берёзки.

6. Пасха и др.

В работе с родителями использовать интернет ресурсы, на сайте детского сада и на страничках групп воспитатели предлагают родителям информацию о том, куда можно сходить в городе с ребёнком в свободное время, рекомендации по тому, на что обратить внимание детей в том или ином месте в городе.

Работая в данном направлении мы поможем детям укрепить гражданскую позицию Я - петербуржец. Помочь детям ориентироваться в городском пространстве. Повысить познавательный интерес к городу, интересоваться его историей, любить его и гордится им. С уважением относиться к традициям своей родины, города и традициям других народов

Выводы по результатам работы.

В результате проводимой работы на выходе в школу мы можем наблюдать у детей следующие качества:

• Дети гордятся своим городом и любят его, интересуются историей и событиями современности, повысился познавательный интерес к городу.

• У детей укрепляется гражданская позиция Я – петербуржец. Повысилась культура поведения петербуржца и общения со сверстниками и взрослыми.

• Дети стремятся к бережному отношению к достопримечательностям, культурным ценностям города, осознают ценность памятников искусства и культуры.

• Дети лучше ориентируются в городском пространстве ближайшего окружения.

• Стали более наблюдательны, развито творческое воображение, активно участвуют в различной совместной деятельности, отзывчивы к другим людям, с уважением относятся к традициям своей родины и традициям других народов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца

Воспитание личности ребенка посредством использования городской среды, как развивающей, в контексте современных методологических подходов к воспитанию, развитию и коррекции познавательно-речевого разв...

"КОНСУЛЬТАЦИИ и СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ЮНОГО ПЕТЕРБУРЖЦА"

Данная информация очень хорошо пользуется вниманием родителей. Ведь совместная работа педагогов и родителей всегда даёт положительную динамику в воспитании и обучении детей....

Методическая разработка по теме: «Воспитание юного петербуржца»

Представлена система занятий для детей старшего и подготовительного возраста  по развитию личностного интеллектуально – творческого потенциала ребёнка через ознакомление с городом Санкт - Петербу...

метод.разр.:Взаимодействие семьи и ОДО в воспитании юного петербуржца -"ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ"-1,2,3г. обучения детей"

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию метод.разраб. по работе с родителями «Взаимодействие семьи и ГБДОУ в воспитании юного петербуржца»,....

Название статьи: Городской детский сад Воспитание юного Петербуржца

Название статьи: Городской детский садВоспитание юного ПетербуржцаАвтор: воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ д/с № 85 Лунина Ирина Валерьевна. ...

Проект: "Воспитание юного петербуржца".

реализация комплексного подхода к развитию ребенка и  осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления с Санкт - Петербургом....