«Как эффективно читать детям сказки? Придумываем ТРИЗ задачи для детей.»
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Как эффективно читать детям сказки?
Придумываем ТРИЗ задачи для детей.»
(консультация для родителей)
Подготовила и провела
Воспитатель Максимова М.Р.
МБДОУ №19
Сейчас есть много книг, где в сказочной форме ребенку предлагают решить какую-либо ТРИЗ задачу, но мы с детьми научились искать такие интересненькие вопросики в любой сказке.
Сегодня поговорим о самых обычных сказках. Есть ли в них изобретательские, творческие вопросы?
Оказывается, в обычной детской сказке легко найти ТРИЗ задачи, которые вы можете обдумать вместе с ребенком. Это может быть не только хорошим подспорьем в воспитании любознательности, но и просто веселым времяпрепровождением. Как это правильно сделать ?Читаю сказку “Кот, петух и лиса”. В момент, когда лиса уносит петушка, а кот далеко, я останавливаюсь и спрашиваю у ребят:“А что может придумать сам петушок, чтобы выбраться из лап лисы?” Сначала дети выдают обычное решение, которое они запомнили. Ведь сказка знакомая и читаем ее не в первый раз. “Надо кричать громче, чтобы кот услышал." “Петушку надо ждать кота.” “Да, но ведь “ждать” - это не активное действие, а что если все-таки попробовать выбраться самому?” — подсказываю я.
В какой-то момент ребята забывают “как было в сказке” — начинается момент творчества и поиска собственных идей.
“Можно клюнуть больно-больно лису.” — предлагает один из детей.
“Или отвлечь лису. Например, сказать: смотри, там за кустом жирный заяц. Беги посмотри, а я тебя тут подожду.” — решение похитрее .
“А, может, предложить лисе поиграть в догонялки. Лиса будет убегать и думать, что петух ее догоняет, а он, на самом деле, домой убежит!”
“Может, петушку начать так громко кукарекать, что у лисы уши заболят, и она сама его отпустит?”
“Или рассказать историю о том, как одна лиса хотела съесть петуха, да косточкой подавилась и умерла.”
Эта простая иллюстрация, как сказки могут стать незаменимым помощником в деле развития творческого мышления и умения решать открытые задачи.
Во многих сказках есть моменты, которые можно превратить в интересные ТРИЗ вопросы. Объясните ребенку, что нет одного правильного ответа. Главное — придумать как можно больше вариантов. На первом этапе можно даже не обсуждать, какое решение лучше и почему. После, когда вы будете находить по 5-10 решений, можно начать рассуждать, какие плюсы и минусы есть у каждого варианта. И, тем самым, стараться найти наиболее выгодное.
Ищем ТРИЗ задачи в известных сказках:
«Аленушка и братец Иванушка»
Иванушка хочет пить. Но пить из лужи нельзя — станешь животным. Как утолить жажду или хотя бы перетерпеть, пока идешь. (Ответы могут быть такие: пожевать кислой травы или ягод, намочить панаму или рубашку, чтобы было не так жарко, отфильтровать воду из лужи, подоить корову на поле и попить молока.)
«Бременские музыканты»
Друзья — осел, петух, собака и кот хотят переночевать в доме. Как им прогнать из дома разбойников? (Конечно, дети могут вспомнить решение, которое предлагает автор — испугать разбойников. Постарайтесь придумать другие решения. Например, начать кричать: “пожар, пожар”; перессорить разбойников между собой)
«Серая шейка»
Наступила зима, пруд застыл и теперь лиса может съесть уточку. Что среая шейка может придумать, чтобы не попасть в зубы лисе?
«Золушка»
Золушка хочет пойти на бал, но у нее нет доброй тети-волшебницы. Что она может придумать, чтобы оказаться там?
«Гадкий утенок»
Когда утенок улетел с хозяйского двора, то попал на озеро, где вскоре началась охота. Как утенку не стать добычей охотников?
«Краденое солнце»
Крокодил украл солнце. Как его заставить вернуть солнышко, не прибегая к силе? Или другой вопрос: как медведю найти своих медвежат в темноте?
Список можно продолжать до бесконечности. Главное не он, а то, что любая ситуация в жизни или в сказке может стать интересной ТРИЗ задачей и полезным уроком. Здорово, если родители видят это сами и умеют показать детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа совместной образовательной деятельности по экологии с применением элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для детей старшего дошкольного возраста «Природа - изобретатель»
Проблема экологического образования и воспитания детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Для дошкольников характерен ярко выраженный интерес к окружающей...

«Развитие у детей творческих способностей через приобщение детей к народному творчеству». для детей подготовительной к школе группы 2016 г.
проект формирование основ народного творчества через художественно - творческую деятельность....

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.
В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

консультация для родителей на тему: "Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей"
Для самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Реб...
Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а так же детей группы риска МАДОУ "Детский сад №3 "Ромашка"
Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а так же детей группы риска МАДОУ "Детский сад №3 "Ромашка"...
Составление и решение задач. Игры-задачи для детей дошкольного возраста. 27.04.23
Составление и решение задач. Игры-задачи для детей дошкольного возраста....
