Приемы снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации.
статья на тему

       При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, многие из них находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения.  В этот период дети становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными, потому что не удовлетворяется важная потребность в безопасности и защищенности.

·     Поэтому взрослым необходимо помочь новичкам преодолеть стресс и успешно адаптироваться к детскому саду. взрослые могут снять это напряжение, успокоить малыша, используя различные приемы, игры релаксации и создавать условия для успешной адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации

«Дитятко – это тесто: как замесил, так и выросло».

Цель: Познакомить педагогов и родителей  с приемами снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации; создание условий для благоприятной адаптации.

Сегодня я вам расскажу о приемах снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации. При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, многие из них находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения.  В этот период дети становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными, потому что не удовлетворяется важная потребность в безопасности и защищенности.

Поэтому воспитателю и родителям необходимо помочь новичкам преодолеть стресс и успешно адаптироваться к детскому саду. Мы с вами можем снять это напряжение, успокоить малыша, используя различные приемы, игры релаксации и создавая условия для успешной адаптации. 

Для детей источник напряжения - это присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому очень хорошо, если в детском саду ребенок может уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в уголке уединения.

Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность расслабиться, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.

Для снятия эмоциональной усталости во время адаптации ребенку нужно давать как можно больше тактильной стимуляции. Вот они перед вами.

Вода

Вода также обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации и расслаблению.

Любые игры с водой, простые манипуляции, вызывают у детей положительные эмоции. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем.

Дома при купании малыша вся усталость, раздражение, напряжение – уйдёт, «стечёт» с малыша. Игры в воде должны быть нешумными, спокойными.

Игры с песком имеют мощный ресурс. Они захватывают малыша, отвлекают от слез.

Общение детей с песком необходимо и полезно. Во время игры с песком, через нервные окончания пальцев рук в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления.

Игры с песком улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений и являются  средством  коммуникации. А еще это -  просто, естественно, доступно и приятно!

Оборудуя в группе центр «Вода и песок»  - это будет прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.

Вместо песка можно использовать сыпучие материалы: например, крупу: манную, гречневую, перловую, горох, которые тоже стабилизируют эмоциональное состояние;

Музыка

Музыка вызывает у малышей яркий эмоциональный отклик: улыбку, радостные возгласы, игровые действия, пляску, пение. Также доставляет детям удовольствие пение взрослого, звучание музыкальных инструментов. Музыка углубляет впечатления, получаемые ребенком.  

Прогулка

О пользе пешей прогулки после детского сада  нужно обязательно информировать родителей.

Вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Прогулка поднимает мышечный и психический тонус. Будет лучше, если прогулка будет проходить без посторонних лиц, а только родители и ребенок.

Изотерапия  Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и как способ выражения различного рода эмоций.

Живопись с помощью пальцев, ладошки благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Работа с красками вызывает положительные эмоции и снимает отрицательные.  Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения.

Лепка (глина или соленое тесто) Лепка является внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсом ребёнка. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств. Лепка, способна помочь ребёнку выразить те чувства, которые накопились в его душе. При помощи лепки малыш имеет возможность «отработать» боль и злость, страх и тревогу, которые присутствуют в его жизни.

Аромотерапия -  Создать атмосферу покоя и расслабления помогают и лёгкие, едва уловимые запахи.  Но, нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, чтобы не вызвать у его аллергические реакции.

  • Ребенок в течение дня скучает по своим родителям, поэтому, придя, домой не бросайтесь к выполнению домашних дел. Пусть ребенок посидит у вас на коленях,  пусть расслабится от ваших прикосновений, ласк ребенку необходимо получить свою порцию любви. Побудьте с ним вдвоем, почитайте или поиграйте вместе – это ваше совместное время.

Во время адаптации детей также можно использовать релаксационные игры в результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие.

1. Игра  «Хоботок»  помогает достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц лица; 

2. Игра «Часики» снимает психоэмоциональное напряжение путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой онотонные движения руками,  сжимание мышц кистей рук также затормаживают отрицательные эмоции)

3. Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук, коммуникативную функцию речи – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки;

  • Дети раннего возраста любят вешать белье, на веревку используя прищепки, поэтому можно сделать сушилку для белья для игры «Мамина помощница».

4. Игры - «усыплялки», колыбельные важны во время адаптации, они успокаивают, лечат, слова некоторых колыбельных напоминают заговоры целительниц, «изгоняющие» болезни и горести. Пение колыбельных песен, слушание музыки создают для ребёнка чувство психологического комфорта и расслабления.

А если  сопровождать колыбельную поглаживаниями ручек, ножек, спинки, волос, лба и бровей. Все эти действия вырабатывают у детей условный рефлекс на засыпание.

Есть еще один способ тактильной стимуляции – это расслабляющий массаж.   

С помощью массажа можно расслабить и успокоить ребенка. Игровой массаж поглаживания, похлопывания по спине может сопровождаться стихами и историями.

  • Массаж должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться.

 Например, расслабляющий массаж в стихах «Жучок» может стать ритуалом подготовки ребенка ко сну.

        А мы сейчас друг другу сделаем массаж на спине, и узнаем, понравились  вам ваши ощущения? Упражнение «Посещение зоопарка».

 

Вывод: радость и эмоциональный подъем у детей раннего возраста – вот главный успех в успешной, безболезненной адаптации. Применение всех этих лечебных игр способствует гармоническому, физическому и умственному развитию, повышению эмоционального тонуса детей.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы песочной терапии как способ снятие эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Психологи отмечают, что игры с песком обладают особым обаянием, что дает возможность использовать их для обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний...

Песочная терапия как способ снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации.

Использовании песочной терапии как способа снятия эмоционального напряжения, возникающего у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению....

Статья на тему: «Игровая деятельность как средство снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»

 Можно ли себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте ситуацию, когда вы попадаете в незнакомый город, с множеством улиц и людей, их так мног...

Технология профилактики психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации в условиях ДОУ (автор Роньжина А.С.)

Технология профилактики психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации в условиях ДОУ (автор Роньжина А.С.)...

Занятия песочной терапией как способ снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Цель: снять эмоциональное напряжение с ребенка, наладить эмоциональный контакт с воспитателем.Оборудование: песочница с сухим песком, камешки или цветные стекла для аквариума....

Приемы снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации.

Всем известно, что при поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, и многие из них находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. В этот период дети стан...