Рекомендации для родителей по лексическим темам
материал (средняя группа) на тему

Рудыка Татьяна Николаевна

рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_sredney_gruppy.docx138.84 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей средней группы.

Овощи и фрукты

Уважаемые родители!

Побеседуйте с ребёнком об овощах и фруктах. Закрепите в речи обобщающие понятия: овощи, фрукты, урожай

1. Отвечать на вопросы: Яблоко, банан, слива – что это? Лук, морковь, картошка – что это?  Где растут фрукты?  Где растут овощи? Когда собирают овощи и фрукты? 

2. Чтение и заучивание наизусть стихотворения

Овощи и фрукты 
Вкусные продукты. 
В огороде и в саду
 Для еды я их найду
3. Повторить, закрепить в речи слова к пальчиковой гимнастики. 
Раз, два, три, четыре, пять – поочередно разгибать пальчики,
Вышли пальчики гулять. 
Раз, два, три, четыре, пять – поочередно сгибать пальчики,
В домик спрятались опять

4. Игра «Четвертый лишний». Покажите ребенку картинки или натуральнее 3 овоща и один фрукт. Пример: морковка, картошка, банан, помидор. Задайте ребёнку вопрос: «Как ты думаешь, что здесь лишнее? Почему?» Ответ: Лишний банан, потому что это фрукт, а остальное все – овощи. Игру повторить несколько раз с разными овощами и фруктами. 
5. Развитие пространственных и элементарных математических представлений: цвет предметов - желтый, зеленый, красный, синий; закреплять умение ориентироваться в основных пространственных направлениях - вверх, вниз, вперед, назад.

Грибы, ягоды

Уважаемые родители! Обучая ребенка образованию относительных прилагательных, поиграйте в игру с мячом "Веселый повар": Варенье из малины. - Малиновое варенье. Джем из черники. - Черничный джем.Ит.д.Работая над согласованием числительных с существительными, поиграйте в игру " Два и пять": Два мухомора. - Пять мухоморов. Два опенка. - Пять опят. И т.д.

Выучить стихотворение О. Высотской "Грибок":

Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем

В шапочке нарядной светло-шоколадной.
Ты не прячь, грибок, под листок свой бок!
Ты ребятам нужен к вечеру на ужин.

Осень

Уважаемые взрослые! Побеседуйте с детьми о времени года, которое наступило: Осень. Закрепите в речи ответ на вопрос - Какое сейчас время года? - Сейчас осень. Побеседуйте с ребёнком об осени на прогулке, понаблюдайте с ним приметы осени.
1. Учим 
осенние приметыСтало холодно, часто идут дожди. Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад. Поспевает урожай овощи и фрукты. Люди стали теплее одеваться. 

2. Чтение и заучивание наизусть стихотворения "Осень" 
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

3. Повторить, закрепить в речи слова к 
пальчиковой гимнастики. Ребенок изображает дождь, отстукивая указательными пальцами по столу в такт стихотворения
«Осень»
Дождь, дождь целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля, вся земля
От воды размокла...

4. Закрепляем форму предметов - 
«Квадрат».
Квадрат: Что это? Это квадрат. Обводим квадрат: У квадрата много углов.  Квадрат не катится, мешают углы.
5. 
«4-й лишний» (умения выделять отдельные предметы из группы, находить признаки, общие для всех предметов группы). Пример: положите перед ребенком три кубика, один мячик. Спросите: - Какой предмет лишний, почему? И т.д.

Перелетные птицы

Уважаемые родители,! Рассмотрите с детьми изображения перелётных птиц: аиста, ласточки, грача, кукушки. Объясните, почему эти птицы называются перелётными. Предложите ребёнку показать части тела птиц: голова, клюв, глаза, туловище, ноги, хвост, крылья, перья. Дети должны уметь показывать и называть их. Составьте рассказ о ласточке. Пример рассказа:"Это ласточка. Она маленькая, чёрная, с белой грудкой. У неё маленькая головка, короткий клюв, хвост похож на вилочку, маленькие лапки. Питается мошками, комарами, мухами". Пальчиковая гимнастика "Ласточка":
- Ласточка, ласточка, милая ласточка,
Ты где была, ты с чем пришла?
- За морем бывала, весну добывала.
Несу, несу Весну - красну.

(На каждую строчку большой палец "здоровается" два раза с каждым пальцем, начиная с указательного. Сначала на правой (ведущей) руке, потом на левой, потом на двух руках одновременно.).

Домашние животные

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=289x1024:format=jpg/path/s5c383adcbcce6ad6/image/i006e1cb558b38b89/version/1381663828/image.jpg

Уважаемые родители и педагоги! Дети должны уметь показывать и называть части тела этих животных. Выучите названия их детенышей (у кошки - котенок, котята; у собаки - щенок, щенята; у лошади - жеребенок, жеребята; у коровы - теленок, телята). Проведите беседу об этих животных, выучите: почему они называются домашними (живут дома или около человека в специальных постройках); название домиков для этих животных (для собаки - конура; для коровы - коровник, хлев; для лошади - конюшня); какую пользу приносят человеку (собака - охраняет дом, ходит на охоту с человеком; кошка - ловит мышей; корова - дает молоко, мясо; лошадь - возит людей и грузы); как разговаривают (кошка - мяукает ("мяу"), собака - лает ("гав"), корова - мычит ("му"), лошадь - ржет ("иго-го"); что любят есть (напомнить, что кошка - лакает). Поиграйте с детьми в следующие игры: "Назови ласково" со словами: кошка, собака, хвост, когти, лапы, усы, уши, шерсть; "Посчитай до пяти" со словами: кошка, собака, корова, лошадь; "Кто с кем живет?" (творительный падеж существительных с предлогом с): Котенок живет с кем? - Котенок живет с кошкой. И т.д. Следите за четким произнесением предлога с и окончаний существительных.

Дикие животные

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=210x1024:format=jpg/path/s5c383adcbcce6ad6/image/iacfb3c017f971948/version/1381663682/image.jpg

Уважаемые родители!

Рассмотрите с детьми на картинке лису, медведя, волка, зайца, белку. Объясните, как они называются все вместе (дикие животные), почему? (Потому что живут в лесу.) Выучите названия жилищ этих животных: для белки - дупло, для лисы - нора, для волка - логово, для медведя - берлога. Задайте вопросы: Где живет белка? - Белка живет в дупле. (Волк, лиса, медведь). Следите за четким произнесением предлога ви окончанийВыучите названия детенышей: у лисы - лисёнок, лисята; у волка - волчонок, волчата; у медведя - медвежонок, медвежата; у зайца - зайчонок, зайчата; у белки - бельчонок, бельчата. Поиграйте в следующие игры: "Чей хвост?" - у лисы - лисий (волчий, медвежий, заячий, беличий)"Накорми зверей" - Кому дадим мёд? - Мед дадим медведю. Кому дадим мясо? - ... Кому дадим орехи? - ... Кому дадим морковку? - ...; "Хлопки"со словами: заяц, лиса, волк, медведь, белка, нора, логово, берлога, дупло.

Зимующие птицы

 

 

https://2.bp.blogspot.com/_5iL0z2iz98U/TQOOuCYIC2I/AAAAAAAAA_Y/CpExPkipBYU/s320/images.jpg

Уважаемые взрослые! Понаблюдайте с ребенком за зимними изменениями в природе. Помогите ребенку запомнить приметы зимы: земля покрыта снегом, а реки и озёра - льдом; стало холодно, на улице мороз; дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады; ночи стоят длинные, а дни - короткие; люди надели теплую зимнюю одежду; дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки. Предложите ребенку рассказать о зиме по плану: Какое время года наступило? Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы? В какие игры играют зимой дети?

Выясните, помнит ли ребенок, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующими. Во время прогулки в парке понаблюдайте за вороной, сорокой, воробьями, голубями, дятлом, синицами, снегирями, клестами, щеглами. Побеседуйте о том, чем можно подкормить птиц зимой. Помогите ребенку сделать кормушку и организовать столовую для птиц за окном или во дворе. Прочитайте ребенку стихи о зимующих птицах, сказку С.Маршака "Двенадцать месяцев". Выясните, запомнил ли он, сколько месяцев в каждом времени года, знает ли их названия.

Зима. Зимние забавы

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=210x1024:format=jpg/path/s5c383adcbcce6ad6/image/ib56e1ea966833f3d/version/1381664574/image.jpg

Уважаемые родители!

Найдите картинки с изображением зимы и зимних развлечений. Рассмотрите и объясните значение слов: снегопад, метель, сугроб. Подберите пять - шесть признаков к слову снег: снег (какой?) - блестящий, белый, липкий, холодный и т.д. Запишите и выучите рассказ "Зима": "Наступила зима. На улице холодно, везде лежит снег. Дети катаются на санках, на лыжах, на коньках, лепят снеговика, играют вснежки. Детям весело зимой". Нарисуйте и подсчитайте, следите за окончаниями: однаснежинка, две снежинки ... пять снежинок; один снеговик, два снеговика ... пять снеговиков. Игра "Хлопки" со словами: снежинка, снеговик, метель, снегопад, сугроб.

Выучите игру 
"Снежок"
Раз, два, три, четыре,
Из снега мы снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий!
Раз - подбросим, два - поймаем,
Три - уроним и ... сломаем;

"День защитника Отечества" 

 

https://2.bp.blogspot.com/-PH5pyHOcTrk/TWe65ah3e5I/AAAAAAAABKw/Wh_jmD4jWyQ/s320/index.jpg

Уважаемые взрослые! Побеседуйте с ребенком о празднике, расскажите о профессиях военных:лётчике, моряке, пограничнике, танкисте, ракетчике, десантнике. Расскажите о том, что они охраняют покой мирных граждан, защищают родную землю от врагов. Помогите разделить слова на слоги: лёт-чик, мо-ряк, ра-кет-чик, тан-кист, по-гра-нич-ник, де-сант-ник. Прочитайте и предложите выучить стихотворение. Следите за тем, чтобы ребёнок правильно произносил звуки, говорил чётко, ясно, выразительно.

Наша Армия
На горах высоких, на степном просторе
Охраняет нашу Родину солдат.
Он взлетает в небо, он уходит в море,
Не страшны защитнику дождь и снегопад.
Шелестят берёзы, распевают птицы,
Подрастают дети у родной страны.
Скоро я в дозоре встану на границе,
Чтобы только мирные снились людям сны. (В.Степанов.)

Весна

 

 

https://4.bp.blogspot.com/-O3JHNaYS-M0/TXMd_W4ZXWI/AAAAAAAABPM/PPGJOGI6gbc/s320/images.jpg

Уважаемые родители! Рассмотрите с детьми картинку о весне. Проведите беседу о весне, объясните её признакисолнце светит ярко, тает снег, появляются проталины, на реке ледоход, бегут ручьи, появляется первая травка, на деревьях набухают почки, возвращаются из теплых стран птицы, просыпается медведь. После какого времени года наступает весна? (После зимы.) Какое время года наступит после весны? (Лето.) Составьте с детьми рассказ о весне. Пример рассказа."Наступила весна. Небо стало голубым. Солнце светит ярко. Снег тает, появились проталины. Везде бегут ручьи. Выросла первая травка." Ребёнок должен понимать и уметь объяснять выделенные слова.

Мамин праздник

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=210x1024:format=jpg/path/s5c383adcbcce6ad6/image/i6a512dbab4e096a2/version/1381665913/image.jpg

 

Родителям рекомендуется:

  • побеседовать с ребёнком о празднике 8-е  Марта, спросить,  что  это  за праздник,  кого поздравляют  в  этот  день;
  • научить  ребёнка  словам  поздравления, которые  он  должен    будет  сказать  в  этот  день  маме,  бабушке,  воспитательнице  и  другим  женщинам;
  • побеседовать  с  ребёнком  о женских  профессиях  (врача,  портнихи,  учительницы,  повара,  продавца,  парикмахера);
  • прочитать  и  обсудить  стихотворение  С. Маршака  «А  что  у  вас?»  (ребёнок  должен  запомнить  названия  женских профессий).

Дидактические игры и упражнения.

Грамматический строй речи

Образование  дательного  падежа  имён  существительных:  

Игра «Кому  что  нужно  для  работы»

  • Кастрюля нужна (кому?) - повару.
  • Кому нужны: шприц, краски и кисть, ножницы и зеркало.

Образование винительного  падежа  имён  существительных

  • повару  –   поварёшка,    
  • продавцу   –   … ;

Осмысление  логико-грамматических  конструкций 

Игра «Бывает  –  не  бывает»  

  • Повар  варит  суп. 
  • Суп  варит  повар. 
  • Суп  варит  пÓвара.   
  • Суп  сварен  поваром. 
  • Поваром  сварен  суп. 
  • Повар  сварен    супом. 
  • Супом  сварен  повар.

Изменение  глаголов  по временам.

Игра «Помощник»    

  • Я  мою  пол.  Я  буду  мыть  пол.  Я  вымыл  пол.
  • Я  стираю  бельё.  …… .

Цветы

Уважаемые родители!

Рассмотрите с детьми картинки с изображением подснежника,

https://3.bp.blogspot.com/-KZfJLDlMx2M/TaL5n1HD9yI/AAAAAAAABdk/ghQ3-nQTvSE/s200/images.jpg

мать-и-мачехи, одуванчика, ландыша, незабудки. Объясните, как они называются все вместе - весенние цветы. Прочитайте стихи про весенние цветы, выучите с детьми любое (на выбор).

Одуванчик
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится в беленькое платьице: 
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
 Е. Серова
Ландыш
Родился ландыш в майский день, и лес его хранит.
Мне кажется: его задень - он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы ...
Давай послушаем, а вдруг услышим - я и ты.Е. Сероваhttps://1.bp.blogspot.com/--1z-U1sWNWo/TaL57FXI21I/AAAAAAAABds/gnlPRou8R9I/s200/images.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по лексической теме: «Школа. Школьные принадлежности»

Рекомендации логопеда для родителей по формированию у детей с ОНР лексико-грамматических категорий....

Рекомендации для родителей по лексической теме "Ранняя весна"

Задания, загадки, стихи и вопросы для родителей  по теме "Ранняя весна"...

Методические рекомендации для родителей по лексическим темам.

Методические рекомендации для родителейпо лексическим темам. СЛОВАРЬ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ(Составлен по материалам учителя-логопеда Н.В.Соколовой) Блок №1. «Мир растений» Тема «Фрукты»Существ...

Методические рекомендации для родителей по лексической теме: «Одежда»

Данные рекомендации предназначены для  закрепления материала по лексическим темам, отработанным с детьми на занятиях в детском саду и  формирования всех грамматических категорий у ребенка до...

Рекомендации для родителей по лексической теме "Транспорт"

Данный материал предназначен для родителей, кторые могут закреплять дома знания детей по лексической теме "Транспорт" (2 младшая группа от 3 до 4 лет)...