Родительское собрание на тему «Мы читающая семья»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Нарядчикова Оксана Юрьевна

Целевая аудитория:родители, воспитатели

Данный материал поможет родителям понять смысл чтения в кругу семьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему  «Мы читающая семья»

Срок реализации - май 2015года

Цель

1.Содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книге, помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей.

 

Задачи1.Расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка;
2.Повышать культуру чтения;

3.Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой;

4.Воспитывать бережное отношение к книге;

5.Развивать среди родителей чувство коллективизма и сотрудничества.

План собрания

1. Организационный момент.

2. Выступление воспитанницы детского сада «Читающие дети»

3. Доклад воспитателя Нарядчиковой О.Ю.

4. Игровой момент

- «Игры с книжками»;

- «Викторина по произведениям К.Д.Ушинского»;

- Инсценировка сказок.

5. Выступление воспитанницы детского сада со стихотворением «Обниму книжку»

6. Вручение памяток «Роль книги в воспитании ребёнка»

7. Итоги родительского собрания

 

Ход собрания

1.Организационный момент

Добрый вечер, уважаемые дети и родители! Мы рады встрече с вами.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о художественной литературе и о домашнем чтении детям.

Книга учит добро понимать, 
О поступках людей рассуждать. 
Коль плохой, то его осудить, 
Ну а слабый – его защитить! 
Дети учатся думать, мечтать, 
На вопросы ответ получать. 
Каждый раз что – нибудь узнают, 
Окружающий мир познают.

Детская литература это искусство и «чтение детям любого художественного произведения должно быть подчинено целям… эстетического воспитания».

 

2. Выступление воспитанницы детского сада «Читающие дети»

Я хочу пригласить семью (Крициной Полины), они прочитают нам замечательное стихотворение, которое называется «Читающие дети».

«Читающие дети»

Взлетает шарик синий –

Резвится Винни-Пух.

Сегодня вместе с папой

Читаем книжку вслух.

И ярче солнце светит,

И мама здесь моя.

Читающие дети -

Счастливая семья!

Забыли про компьютер,

Заброшена игра.

Мы не уснем сегодня

До самого утра:

Зовет далекий космос

И моря глубина.

Читающие дети –

Богатая семья!

Уютный вечер с книжкой,

На лампе абажур.

Не подведут ребята

И командир Тимур –

Нужна кому –то помощь,

И опоздать нельзя.

Читающие дети –

Надежные друзья!

Долой все огорченья,

Нам с книгой по пути

Мы любим приключенья,

Страница за страницей

Читаем ты и я.

Читающие дети –

Цветущая Земля!

- Спасибо большое!

 3.. Доклад воспитателя Нарядчиковой О.Ю.Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна.

Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Эпиграф нашего собрания, слова, принадлежащие Антону Павловичу Чехову: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о традициях. Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами. Их сегодняшними любимыми героями становятся Барби, бэтманы, роботы, Винкс и вообще непонятно кто. И это очень печально: ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.  

Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всё то, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. По программе новых ФГТ ознакомление с художественной литературой в ДОУ проводится ежедневно, в эту область входят – чтение, обсуждение и разучивание.

По мнению многих психологов (О.Никифоровой, Л. Выготского) именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Но надо помнить, что эту работу нужно проводить и дома – это семейное чтение книг, беседы по содержанию, зарисовки понравившихся сюжетов, заучивание стихов. Сегодня, когда наши дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке! Об этом не следует забывать, Нам взрослым.   

Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой.   И помните, книги – это наши друзья и верные помощники. Мы – дети и взрослые - любим книгу. Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы у взрослых память о детстве, откуда все мы родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда…

Основными методами литературного развития детей 5-6 лет являются:

Чтение (рассказывание) взрослого. Своим искренним интересом, выразительностью речи, умелым владением голосом и мимическими средствами взрослый может увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение, вызвать на дальнейшее его обсуждение.

Последующая беседа способствует углублению восприятия литературного текста детьми, формулированию в речи своего отношения к услышанному. Для этого в беседу включаются разные группы вопросов.

Рассматривание иллюстраций. Рассматривание книжных иллюстраций с детьми имеет несколько целей: они сориентируют детей в последовательной связи событий, напомнят содержание текста в процессе его пересказывания, помогут представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания произведения.

Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров обеспечивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений.

А сейчас я предложу вашему вниманию несколько игр, в которые можно поиграть с детьми перед чтением, вовремя или после чтения произведения.

4. Игровой момент

- «Игры с книжками»

«Угадай, о чем книга»

Дайте ребятам рассмотреть иллюстрацию в книге, которую они еще не знают, предложите угадать, о чем это произведение.

  «Из какой я сказки?»

Перед детьми появляется игрушка, например лиса, и ‘’обращается’’ к детям: ‘’Ребята, я выпала из какой-то книжки и теперь не знаю, откуда я. Вы не помните, из какой я сказки?’’ Дети называют сказки, в которых ‘’живет’’ лиса. 

Викторина ‘’ В мире книг’’

Сказки просят:

- А сейчас

Вы друзья ,

Узнайте нас!

«Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки? {Три медведя.)

2. Летела стрела и попала в болото, А в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)

А дорога – не далека, а корзина – нелегка, сесть бы на пенек, съесть пирожок… (маша и медведь)

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. II однажды из болота Вытащил он бегемота. Он известен, знаменит Это... (доктор Айболит).

5. С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)

На сметане" мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, Покатился... (Колобок).

7. Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)

8. Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью" (Емеля.)

9. Отворили дверь козлята и пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят)

10. Он весел и незлобен, Этот милый чудачек. С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель Пятачок. Для него прогулка праздник. И на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник, медвежонок… (Вини - Пух)

4. Викторина по произведениям К.Д. Ушинского.

Вопросы:

1.Найти из трех предложенных портретов К.Д. Ушинского

2.Узнай и назови произведение по картинке:«Чужое яичко»; «Бодливая корова»; «Два козлика»;«Петух да собака»; «Ворона и рак»; «Пчелки на разведках»;«Четыре желания»;«Орел и кошка»;«Ветер и солнце»;«Как рубашка в поле выросла»

3. Сколько яиц было в сказке «Чужое яичко»? (13 яиц)

4. От кого корова защищала девочку Ксюшу и теленка в произведении «Бодливая корова» (от волка)

5. Для кого выращивали рубашку в поле в произведении «Как рубашка выросла в поле» (для Тани и Васи)

 6. Из чего выращивали рубашку для детей (из льна)

 7. Г де пчелки нашли мед в произведении «Пчелки на разведке» (в синеньком цветке фиалке) 

 8.Какие четыре желания загадывал мальчик Митя в произведении «Четыре желания» (1.чтобы всегда была зима,2. чтобы всегда была весна, 3. было лето, 4.была осень)

  9. О чем спорили ветер и солнце в произведении «Ветер и Солнце» (о том, кто из них снимет плащ с путешественника)Из-за чего завязалась драка у орла и кошки в произведении «Орел и кошка» (из-за того, что орел схватил маленького котенка)

5. Инсценировка сказок:

- А сейчас мы покажем вам несколько небольших сказок, которые подготовили наши артисты.

Семья (Кондратенко) – сказка «Два козлика»

Семья (Потаповых) – сказка «Ворона и рак»

Семья (Болдыревых.)– сказка «Ветер и солнце»

5. Выступление воспитанницы детского сада со стихотворением «Обниму книжку»

Я хочу пригласить семью (Крициных.), они прочитают нам еще одно замечательное стихотворение, которое называется «Обниму книжку»Не листает Димка книжку,

У него с недавних пор

Есть компьютерная мышка,

Интернет и монитор.

«Знаешь, сын, я помню детство –

Как в тиши библиотек

С Винни-Пухом по соседству

Жил железный Дровосек.

На живом листе бумаги –

Полон мужества отваги

Появлялся мой герой.

Изготовлен из березы

Беззащитный книжный лист.

Он когда-то видел росы,

Слышал в роще птичий свист.

Как девчонке и мальчишке

Жить без сказок и чудес?

И ребятам дарит Книжки

Белоствольный щедрый лес…»

Димка сын иного века,

Вдруг решительно сказал:

Я пойду в библиотеку,

Там уютный теплый зал!

Книжки встретят, как сестрички!

Я потертую возьму,

Ей подклею все странички

И покрепче обниму!!!»

- Спасибо большое!

А сейчас мы хотим вручить вам памятки, которые помогут вам привить любовь к книге у ваших детей.

«Роль книги в воспитании ребёнка»
Чтение развивает:

- Речевые способности, качество и количество словарного запаса;

- Концентрацию внимания, память;

- Образное мышление;

- Остроумие; 

- Ораторские способности;

- Познавательные интересы и расширяет кругозор;

- Эмоциональный интеллект. 

Чтение обучает:

- Грамоте (запоминается    правильное написание слов и применение их в определенном контексте);

- Помогает осознать выход из разных ситуаций.

- Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка.

Книга помогает:- ребенку познать самого себя;- объединять поколения; - придать силы, утешить  и вдохновить; 

- увлекать и развлекать ребенка.

 

Итог родительского собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "В счастливой семье - счастливый ребенок"

В наше время весьма эффективно проводить родительские собрания в нетрадиционной форме: за круглым столом, в форме диалога или игры, с использованием наглядного материала. Опыт показывает, что такая фо...

Родительское собрание на тему: Мы – читающая семья?

Не  только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу....

Родительское собрание на тему "Герб моей семьи"

Итоговое родительское собрание проектной деятельности о семье и семейных ценностях....

Презентация к родительскому собранию на тему: "Психологическое здоровье семьи"

Данная презентация очень полезна для родителей тем, что родители узнают о функциях семьи и    составляющей здоровья семьи....

Родительское собрание на тему "В КАЖДОЙ СЕМЬЕ СВОИ ТРАДИЦИИ".

Организация обстановкиПри в ходе в группу родителям предлагают выбрать модель лепестка ( красный, синий, зеленый, желтый) и занять место за столом в соответствии с цветом ( на каждом столе лежит модел...

Родительское собрание на тему "Мы - читающая семья"

Цель собрания: содействовать воспитанию любви к чтению у старших дошкольников и их родителей....