Консультация "Как отгадывать загадки"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Орлова Ирина Анатольевна

                                              КАК ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ?    

Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого свое­образного состязания. Загадки развивают у них уме­ние выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать правильность своего решения, а также репродуктивное воображение (в частности, способность создавать образ предмета по его сло-весному описанию). Однако, чтобы процесс отга­дывания загадки имел развивающий эффект, необ­ходимо сформировать у ребенка определенные умения. Какие именно?

Прежде всего , нужно научить ребенка выделять  в загадке признаки неизвестного объекта , сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и приводит постепенно к отгадке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_kak_otgadyvat_zagadki.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

        

                                              КАК ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ?    

Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у них умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать правильность своего решения, а также репродуктивное воображение (в частности, способность создавать образ предмета по его сло-весному описанию). Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо сформировать у ребенка определенные умения. Какие именно?

Прежде всего , нужно научить ребенка выделять  в загадке признаки неизвестного объекта , сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и приводит постепенно к отгадке.

Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск правильного ответа.

Так, часто отгадки строятся на основе только какого-нибудь одного признака, наиболее яркого и понятного. Другие признаки просто игнорируются. Или учитываются все признаки, кроме одного, но очень важного. В результате загадка остается неразгаданной. Бывает и так, что ребенок сознательно отбрасывает один из названных в загадке признаков, если он мешает предполагаемой отгадке, или заменяет его своим, соответствующим кажущейся отгадке.

Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке. Пока загадка не разгадана, нельзя сказать, какой из приведенных признаков является наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы.

Если ребенок затрудняется найти решение, не сообщайте отгадку сразу и не растолковывайте ответ даже в том случае, когда малыш просит вас об этом. Не забывайте, что главное — не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.


В таких случаях к ответу следует подводить постепенно. Прочтите загадку еще раз и попросите малыша назвать, что именно нужно искать, какие признаки «засекреченного» объекта уже указаны в загадке. Пусть он сам или с вашей помощью назовет все эти признаки. Затем порассуждайте с малышом о том, какой объект может обладать такими признаками. При этом обратите внимание, что у искомого объекта все эти признаки являются важными. Рассмотрим для примера следующую загадку о троллейбусе:

Удивительный вагон!
        Посудите сами:

Искомый объект здесь похож на «вагон», который имеет «руки», и рельсы в воздухе, а он держит их руками!  Этими руками держит «рейки».

          Когда ответ найден, научите ребенка доказывать правильность своего решения. Пусть он назовет отгадку и приведет несколько суждений, ее подтверждающих (например: троллейбус — это «вагон», в котором перевозят пассажиров; троллейбус имеет две «руки»-штанги; эти штанги соединены с двумя «рейками-проводами). Попросите его также назвать еще один-два признака, которые свойственны данному объекту, но в загадке отсутствуют: Сравните эти признаки с укзанными и определите, какие из них являются более важными (существенными), а какие менее важными (может быть, даже несущественными).


 Отгадывание загадок с последующим доказательством их правильностиоттачиваедисциплинирует ум, приучая ребенка к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Сложность загадки зависит от того, насколько знакомым для ребенка является сам «засекреченный» объект и сообщаемые о нем признаки. Если вы хотите сделать процесс отгадывания загадки более сложным, то перед тем как ее зачитывать, прикройте рисунок предыдущей игры каким-нибудь листочком бумаги. Ориентироваться на образы своей памяти ребенку всегда труднее, чем на реальные предметы или их изображения.

В заключение приведем несколько загадок, которые вы можете предложить ребенку для отгадывания:

                Верещунья, белобока, а зовут ее ... (сорока).

Панцирь каменный — рубаха, а в рубахе ... (черепаха).

На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его ... (скворец).

Зимой спит,

летом улья ворошит ... (медведь).

Через речку лег,        

пробежать помог ... (мост).

        

Из горячего колодца

через нос водица льется ... (чайник).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся отгадывать загадки (консультация для родителей)

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предме...

Тема статьи:"Учим детей отгадывать загадки".

                     В данном материале указаны рекомендации правильного подбора загадок для детей младшего дошкольного возраста....

учить детей отгадывать загадки, закреплять знания о спорте, спортивных развлечениях, спортивных принадлежностях.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД №22 СТ.КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН...

Учим детей отгадывать загадки

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...

Учим детей отгадывать загадки

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...

Статья "Учим детей отгадывать загадки"

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, занимающихся практической деятельностью. Статья раскрывает основные приемы отгадывания загадок и методику их использования пи ознакомлении ...

Консультация для воспитателей "Учите детей отгадывать загадки"

Перед современными педагогами ставится  главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не у...