Презентация "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"(материал для родительского собрания)
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школьному обучению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая готовность ребенка к обучению в школе. Быть готовым к школе – не значит уметь читать писать, считать. Быть готовым к школе – значит Быть готовым всему этому научиться

Слайд 2

Компоненты речи. Речь Звукопроизношение Грамматический строй речи Связная речь Речевая коммуникация Словарный запас Фонематический слух

Слайд 3

Словарный запас. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи – существительные, прилагательные, глаголы, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т. д.) Чтобы оценить словарный запас своего ребенка, попросите его выполнить следующие задания: Каких ты знаешь животных (домашних и диких) , рыб, птиц, насекомых, овощи, фрукты, ягоды и т.д. Предложите ребенку назвать предметы одним словом. Апельсин, виноград, груша, лимон, яблоко – фрукты Кровать, стол, стул, тумбочка, шкаф – мебель Шуба, носки, жилет, плащ, платок, юбка, шапка – одежда, и т.д. Кто как передвигается? Человек ходит, птица…., рыба …., змея …, кузнечик … Кто как подает голос? Корова мычит, лошадь…, коза…., свинья…, собака…., кошка…., волк…, медведь…., тигр…., змея…., Кто чем занимается? Повар варит, врач…, учитель…., ученик…, строитель…, художник…., пианист…, писатель…., Какого вкуса эти продукты? Сахар сладкий, соль…., лук…., лимон…. . Какого цвета эти продукты? Огурец зеленый, помидор…., арбуз…., слива…., лимон…., апельсин…., перец…., сахар…., орехи….. . Назови как можно больше признаков каждого из перечисленных ниже предметов . Яблоко – большое, тяжелое, круглое, красное, сладкое, ароматное, прохладное… Платье – длинное, шерстяное, теплое, мягкое, серое, вязанное, мамино… Назвать противоположные признаки предметов (слова-антонимы). Добрый – злой, старый - …., черный -…., светлый - …., большой - …., длинный - …., высокий - ….. широкий - …., толстый - …., острый - ….., веселый - …и т.д. Назвать похожие признаки предметов (слова-синонимы). Хороший – добрый, приветливый, ласковый, красивый, приятный, заботливый. Теплый –…,медленный –… . Попросите ребенка объяснить, что значат выражения: золотые руки; железное сердце; светлая голова; тонкий ум; летящая походка; теплая встреча; короткая память…

Слайд 4

Грамматический строй речи. Высокий уровень сформированности грамматического строя речи характеризуется следующими умениями: Умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования. Умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе. Согласовывать имена существительные с именами прилагательными. Правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные, Умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д. Для проверки сформированности у ребенка грамматического строя речи предложите ему выполнить следующие задания. Игра « Один-много»: один слон, а много- слонов, один журавль - много…, глаз, окно, стул, дерево, день, лоб, ухо, медвежонок, бельчонок и т.д. Образуй от данных слов новые. Например: Большой ключ, а маленький-ключик. Большая сковорода, а маленькая… Большая кровать, а маленькая …. 3акончи начатые мной предложения: Весной птицы прилетают, а осенью… На дерево залезают, а с дерева… По дороге ходят, а через дорогу… В дом входят, а из дома… Каждый предмет из чего-то сделан. Расскажи какой он? Например: стул из дерева –деревянный, дом из камня -…..,дом из кирпича –…,шляпа из соломы –…,платье из шёлка –…, шарф из шерсти –…

Слайд 5

Фонематический слух. Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух. Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине. Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Само по себе это не пройдёт, необходимы специальные коррекционные занятия. Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» К 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие. М А К К И Т М И Ш К А Проверьте своего ребенка – умеет ли он … Различать слова, отличающиеся одним звуком (слова – паронимы: точка-дочка). Определять количество, последовательность и место слов в предложении. Определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов. Уметь выделять звук из слова (есть или нет), выделять первый и последний звук в словах, определять место звука, а также их количество и последовательность. Слитно произнести слово, произнесенное с паузами после каждого звука

Слайд 6

Звуковая сторона речи. В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам, к 5 – 6 годам он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Слайд 7

Связная речь. . . . . Весь процесс школьного обучения построен так, что он совершенно немыслим без свободного владения связной речью. Это и устные ответы на уроках, письменные изложения, сочинения и многое другое. К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа). Дети 4-5 лет уже способны о многом самостоятельно рассказывать: о том, как они провели лето, чем занимались в детском саду, что видели в музее, в парке или в зоопарке. Они способны связно пересказать содержание сказок, рассказов, различных историй. Но не у всех детей этого возраста дела со связной речью обстоят благополучно. Попросите своего ребенка составить рассказ по картине или по серии сюжетных картин.

Слайд 8

Речевая коммуникация. 7 годам ребенок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свою мысль, пользоваться формами речевого этикета.

Слайд 9

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Цели собрания:-                повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе "Готовность ребенка к школьному обучению"

Данный материал предназначен для воспитателей, для проведения родительского собрания. В данном материале собрана необходимая информация о том, что же должен знать и уметь ребенок 6-7 лет и как же опре...

Сообщение (на родительском собрании) на тему: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Сообщение(на родительском собрании)на тему:«Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Ознакомление родителей с психологической готовностью ребенка к школе....

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Данное родительское собрание поможет родителям дошкольников повысить свою компетентность  в вопросах подготовки детей к школьному обучению; осознать собственное отношение к поступлению ребен...

Выступление на общем родительском собрании для родителей подготовительных к школе групп: «Речевая готовность ребенка к школьному обучению»

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость по русскому языку и чтению....