Самостоятельность
консультация (средняя группа) на тему

Гребенюк Галина Ивановна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

 Как развить самостоятельность ребенка?

Самостоятельность как качество личности – способность жить за свой счет, отдельно от других; обладать собственной инициативой, ставить себе цели и самому их достигать.

 В самом начале времён было дело, когда только-только были созданы все твари земные. Вышел перед ними специальный ангел с корзинкой, а в ней чего только нет, самые разные полезные качества, на любой вкус. Ну и стали все твари разбирать, кому что. Лиса взяла хитрость, мышь — запасливость, муравей — трудолюбие и т. д. И как обычно бывает в таких случаях, последнему ничего не досталось. А кто был последним? Правильно, человек. И ему, самому обделённому, ангел отдал пустую корзинку. Говоря человеческим языком — оставил способность учиться и наполнять корзинку по собственному разумению, самостоятельно.

Самостоятельность становится качеством личности, когда человек  осознанно делает собственный выбор, начинает сам принимать решения, чувствует за них ответственность и имеет возможность оплачивать эти свои решения. Самостоятельный человек под руководством разума сам распоряжается своей жизнью, сам обеспечивает свое существование, владеет навыками самоконтроля, не является рабом чужих мнений и оценок. Самостоятельному человеку не придет в голову осуждать кого-то, что его не содержат и что ему не помогают. Он сам стоит на своих ногах, то есть добился финансовой независимости от других.

Главная особенность детства — зависимость маленького человека от старших.

     Расти — это значит, прежде всего, учиться все делать самому.

Повзрослеть — значит обрести самостоятельность. Помочь ребенку стать взрослым — одна из основных задач, какие ставят перед собой родители. В то же время наши усилия научить детей самостоятельно умываться, одеваться вроде бы не имеют ничего общего с такой целью. На самом деле, независимо от того, заставляем мы детей или нет, в итоге они все равно приобретут эти навыки.

Родитель, ставя подобную проблему, берется за ее решение вовсе не из опасения, что дети никогда не научатся сами одеваться, и не из желания поубавить себе хлопот, а для того, чтобы поощрять желание своих чад обрести независимость в своих мыслях и поступках.

Далее Аллан Фромм, предлагает пять общих рекомендаций, которые всегда полезно иметь в виду, если хотите помочь вашему ребенку научиться делать все самому.

1. Не будьте назойливы. Ребенок в 2,5—3 года, конечно, уже в силах самостоятельно раздеться, но одеться он сможет, только когда ему исполнится 5 или 6 лет. Да и 6-летнему малышу тоже приятно, когда с ним нянчатся, и совсем неплохо, если иногда — не очень часто вы в чем-то поможете ему. Настаивать или требовать, чтобы он все делал сам,— отнюдь не самым верный путь поощрять ребенка к самостоятельности.

2. Подражание — великая сила. Если вы разрешите ребенку свободно гулять по вашей спальне или ванной, он увидит, что вы делаете то же, чему стараетесь научить его. Позвольте ему даже принести свою одежду в вашу спальню и одеваться вместе с вами, а сами можете проделать то же самое в детской комнате. Если он иногда предложит свою помощь, не отказывайтесь: это тоже подражание.

3. Всегда очень полезно наградить ребенка ласковыми словами за достигнутые успехи. Если он придет к вам, гордясь тем, что сам умылся и оделся, крайне необходимо похвалить умницу, оправдать его ожидание. И наоборот, если вы сделаете ему замечание, что он плохо причесался и неудачно подобрал галстук, рубашку и носки, вы только подорвете его веру в себя.

4. Обратите внимание на некоторые мелочи быта. Ребенку, как правило, трудно дотянуться до умывальника, до крана, если у него нет специальной скамеечки или лесенки. Детская одежда в основном очень практична и удобна, но нередко бывает, что петли для пуговиц слишком узкие или поясок нужно завязывать сзади, а малыш еще не умеет этого делать. Бывает, что вешалка прибита слишком высоко, поместите ее пониже — под рост ребенка. Это поможет ему быстрее научиться самому пользоваться ею.

5. Конечно, нужно хвалить малыша, когда он сам умывается и одевается, но важно также внушить ему, что все это обычные, повседневные привычки. Если же мы слишком настаиваем на том, чтобы ребенок чистил зубы или сам одевался, мы невольно преувеличиваем значение этих простых процедур. Нередко мы объявляем, что пришла пора раздеваться или купаться так, словно предстоит какое-то очень важное мероприятие. Если же мы будем подходить к этим делам спокойно, как к вещам обыденным, ребенок тоже будет смотреть на них только как на приятное времяпрепровождение. Поначалу мы наверняка столкнемся с какими-то трудностями, и хорошо бы придумать какое-нибудь интересное для ребенка занятие, например, предложить ему после того, как он умоется: «Ты бы мог помочь мне приготовить завтрак, только побыстрее оденься, а то не успеешь, и я все сделаю сама».

Итак, чем более сложившимися будут взаимоотношения родителей с ребенком, тем более эффективной эта программа окажется. Застежки-молнии, вешалки на нужной высоте, практичная одежда — все это лишь незначительная часть большого процесса. Наша задача — создать у ребенка определенный образ мышления, и мы тем более преуспеем в этом, чем активнее сами будем показывать хороший пример.

1. Фромм Аллан, «Азбука для родителей»//Пер. И.Г. Константиновой; Предисл. И.М. Воронцова. – Л.: Лениздат, 1991.

2. Интернет ресурс: http://podskazki.info/samostoyatelnost/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

Самостоятельность, как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность

Самостоятельная деятельность – это  работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, ...

Самостоятельный ребенок. Как научить ребенка играть самостоятельно?

Прежде всего вспомним о том, что ребенок не слушает и исполняет, а смотрит и впитывает. Организуйте для детей такое безопасное пространство, которое сможет двигать его к самостоятельности.  Пройд...

Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников

Важными качествами, позволяющими ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность и проявление инициативы. Развитие детской инициативы и самостоятельнос...