Современные игрушки и антиигрушки для детей
учебно-методический материал на тему

Садыкова Резиля Решитовна

Современные игрушки и антиигрушки для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_igrushki_i_antiigrushki_dlya_detey.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Современные игрушки и антиигрушки для детей

Современные игрушки для детей представляют собой широкий ассортимент товаров на любой возраст, вкус и кошелек. В отличие от не столь далекого прошлого, в нашей стране сейчас нет жестких ограничений и нормативов на продажу детских товаров, поэтому производители стараются продать все, что имеет какой-либо спрос, а иногда – и искусственно этот спрос «подогреть». Так среди детских игрушек появляются и «антиигрушки» - этакие уродцы, вызывающие у адекватного взрослого человека брезгливое отвращение, но привлекающие детей новизной и грамотной рекламой.

Современные игрушки: богатство выбора

Многие помнят те времена, когда в магазинах детских товаров царило унылое однообразие. Надо сказать, что при этом детские игрушки были милыми и забавными. Пухлые куклы-пупсы с улыбающимися лицами, мягкие плюшевые собачки и медведи, музыкальные неваляшки, издающие мелодичный звон…

Выбор современных игрушек поистине огромен. Появились куклы-младенцы, которых сложно отличить от живого ребенка, плюшевые животные, настолько мягкие и приятные на ощупь, что их невозможно не обнять и не «потискать», модели техники, тонко воспроизводящие детали настоящих машин и самолетов.

А также – куклы-трупики, виртуальные игры, в которых нужно расстреливать людей или сбивать их на автомобиле, плюшевые фекалии… Подобные творения сложно назвать игрушками, скорее это «антиигрушки», которые не способствуют развитию ребенка, а, наоборот, ведут к разрушению его личности и моральной дезориентации.

Почему же подобные экземпляры так часто встречаются среди современных игрушек? Все просто – потому что их покупают. Доброта, нежность, забота – вечные ценности сложно «продавать» - слишком древний это товар, и слишком большая конкуренция. Выпустив же жуткого уродца и проведя масштабную рекламную компанию, производитель привлекает внимание к своему товару, заставляет спорить и обсуждать, и у многих возникает желание увидеть воочию, приобрести то, о чем все говорят.

Виды антиигрушек и их вред для ребенка

1. Страшные игрушки. Далеко не все страшные игрушки плохи. Ведь даже в самых добрых народных сказках встречаются отрицательные персонажи, с которыми добрые герои сражаются и побеждают. Смысл страшной игрушки – научить малыша преодолевать свой страх. Этот страх должен быть условен и предсказуем, как и сама игрушка. Например, герои русских сказок или современных мультфильмов знакомы ребенку с детства, он знает, как с ними бороться, знает их слабости и особенности. Такая игрушка должна быть условна, без лишних деталей – ребенок придумает их самостоятельно, в меру собственного воображения и психической устойчивости.

Но современные страшные игрушки, как правило, чрезмерно детализированы. Киборги, представляющие собой страшную пародию на человека, куклы с искаженными лицами, монстры, создатели которых прорисовали и рельефные мышцы, и шрамы, и бородавки – такая насыщенность деталями перегружает психику малыша, раздражает его, приводит к появлению неконтролируемых страхов.

Еще одна проблема современных игрушек и популярных героев – в том, что их внешнее и внутреннее содержание не имеет ярко выраженной связи. Например, когда «супергерой» борется с «суперзлодеем», они могут отличаться только цветом одежды и нагрудного значка. Или отвратительный монстр оказывается добрым и милым существом. Такое несоответствие вызывает у маленьких детей диссонанс, стирается грань между хорошим и плохим, между добром и злом.

Вред от страшных игрушек особенно велик, если ребенок начинает играть «на их стороне», позволяет им в играх творить зло безнаказанно. В этом случае следует уделить больше внимания нравственному воспитанию ребенка, больше общаться с ним, читать добрые детские книги, ограничить просмотр жестоких фильмов и телепередач.

2. Чрезмерно детализированные игрушки. Детализация - это проблема не только монстров, но и вообще большинства современных игрушек. Раньше детям делали кукол из носков, с пуговками вместо глаз, и эти игрушки были самыми любимыми – малыш сам придумывал и представлял себе недостающие детали, характер куклы и ее историю.

Современных кукол иногда трудно отличить от живых людей – настолько тщательно проработаны их тела, одежда, лица с ярко выраженными эмоциями. «Додумывать» здесь уже нечего. Если же игрушка – это герой популярного мультфильма или книги, то и историю придумать не получается. Часто ребенок, играя, раз за разом повторяет эпизоды из мультфильма, не внося ничего нового. Это негативно влияет на развитие фантазии и воображения малыша.

3. Смещение общепринятых ценностей. Чтобы заинтересовать потребителей, производителисовременных игрушек выпускают самые необычные товары, которые не укладываются в нормы традиционной морали. Среди реальных примеров: кукла-трансвестит, куклы-мертвецы, плюшевые испражнения и многое другое. Маленьким девочкам предлагают поиграть с детским шестом для стриптиза, а также с реалистичным пупсом, имитирующим процесс сосания груди. Очевидно, что ребенок, психика которого еще не сформировалась окончательно, не может адекватно оценить игрушки, которые подчас шокируют и взрослого человека.

Еще раз о кукле Барби

Казалось бы, что может быть вредного в куклах Барби? Среди массысовременных игрушек они выглядят вполне безобидно. Барби не уродливы, не призывают к жестокости, не противоречат нормам общепринятой морали. И все-таки многие психологи предостерегают родителей от покупки своим детям этой все еще модной игрушки.

Почему? Во-первых, в игре в куклы, особенно для маленьких детей, главное – это проявление заботы, нежности. Такие игры являются самой ранней подготовкой девочек к материнству. Кукла Барби не похожа на ребенка и не вызывает желания понянчиться и позаботиться о ней, не развивает в девочках материнского инстинкта.

Кроме того, эти куклы очень реалистичны, но при этом пропорции их лица и тела искажены: чрезмерно большие глаза, слишком длинные ноги, слишком тонкая талия. Так как современное общество признает подобный тип внешности чуть ли не эталоном, к которому нужно стремиться, у большинства девочек игры с такими куклами порождают недовольство собственной внешностью.

Конечно, не все современные игрушки плохи. Но современная идеология «продай все, что покупается» способствует наводнению рынка детских игрушек огромным количеством самого настоящего мусора. И, если Вы не считаете подобные товары полезными для своего ребенка, лучший вариант – смастерить для него игрушки самостоятельно. И пусть у деревянной машинки не будет лобового стекла и даже колес, а ниточные волосы у куклы не слишком похожи на настоящую шевелюру. Такие игрушки развивают фантазию малыша и дают ему понять: даже в современном мире не все ценное покупается за деньги.

4.Отношение мировой общественности к военной игрушке.

Остановимся несколько подробнее на особой роли военной игрушки и тенденциях к ее запрещению, связанных прежде всего с деятельностью Международной ассоциации в защиту права ребенка на игру (IPA), которая руководит проведением национальных акций через своих членов в более чем сорока странах, осуществляет обмен мнениями и предлагает новые решения. По результатам работы, проведенной во многих странах, ООН еще в 1987 г. присвоила IPA звание «посланец мира».
Отношение IPA к военным игрушкам было выражено в декларации, которая требовала прекращения их производства и продажи, а также игр с применением насилия и разрушения.
В книге одного из президентов IPA Ника Нильссона «Krig ar ingen lek» («Война и мир в игре») затрагивался ряд проблем, связанных с военными играми.
Н.Нильссон пытается дать определение военным игрушкам и относит к ним любые игровые предметы, которые используются для решения конфликта, захвата власти или победы путем применения насилия и которые могут быть предназначены для нанесения ранений или убийств.
Исходя из этого, автор выстраивает определенную классификацию военных игрушек:

— игрушки, имитирующие оружие (ружья, автоматы, револьверы, пистолеты, гранаты, бомбы и т.д.);
— конструкторы для изготовления моделей танков, пушек, боевых самолетов, военных кораблей и т.д.;
— игрушки, имитирующие боевые машины;
— солдатики и военные предметы, помещенные в контекст военных действий;
— электронные и компьютерные игры соответствующей тематики (войны и/или насилия).

Ссылаясь на документы канадского совета IPA, H.Нильссон делает следующие выводы:

— военные игрушки увеличивают агрессивность в поведении, а не кооперативные и креативные способы поведения;
— в игре с военными игрушками дети приобретают опыт деструктивного поведения;
— военные игрушки учат детей воспринимать войну как игру, интересное приключение, где можно убивать, а насилие — как приемлемый способ разрешения проблем и конфликтов;
— дети, играющие с военными игрушками или видеоиграми, а также регулярно смотрящие телевизор, имеют тенденцию к восприятию мира более угрожающим, чем он есть на самом деле, и более склонны принимать решения с позиции силы.

В ряде стран проводились специальные исследования по изучению влияния военных игрушек на детскую игру. Так, доктор Ч.Тендер, психолог из университета в Солт-Лейк-Сити, наблюдал за игрой детей четырех-пяти лет с обычными игрушками и игрушками военного типа. Было обнаружено, что во время игры с военными игрушками у детей значительно увеличивалось агрессивное и антисоциальное поведение. Вместе с тем, как заметил Ч.Тендер, когда дети играли в самодельные военные игрушки, они не проявляли того антисоциального поведения, которое наблюдалось в игре с фабричными игрушками.

Однако другой исследователь (профессор психологии Л.Берковиц) показал, что даже самодельные ружья вызывают у детей агрессивное поведение, особенно у тех, кто к этому расположен. По его мнению, многие дети ассоциируют оружие с насилием, приводящим к вознаграждению. И это идет прежде всего от телевидения и комиксов.

Многие исследователи признают привлекательность военных игрушек, которую они связывают с тем, что они придают ребенку силу и являются средством уравнивания в правах. При этом большинство исследователей понимают, что если от детей убрать военные игрушки, они все равно будут играть в войну, используя, например, карандаш в качестве пистолета и произнося «пиф-паф». Но затем карандаш может использоваться по назначению (для рисования и др.), а игрушечный пистолет в другой функции детьми не используется.

Никто не предполагает, что ребенок, играющий с военными игрушками, станет солдатом. Однако их использование в играх может внушить детям мысль, что решать конфликты при помощи насилия и оружия — это основной и правильный способ.

В свете выработанного отношения к военным игрушкам IPA предлагает ряд мер для дальнейшей деятельности. К основным из них относятся следующие:

— вынести вопрос о военных игрушках на обсуждение парламентов всех стран;
— проводить соответствующую работу с воспитателями, родителями и учителями;
— убеждать представителей торговли в пагубном влиянии военных игрушек на воспитание детей;
— в каждой стране в детских садах, школах, микрорайонах и т.п. необходимо создавать «зоны, свободные от игрушечного оружия»;
— воспитание в духе мира должно включать широкий спектр вопросов мира, свободы, прав человека, а его составляющими должны стать: знание, чувство, действие;
— организация гласных акций бойкота, создание сети агентов по обмену военной игрушки на игрушку «дружелюбного» характера, работа с прессой и средствами массовой информации и др.

Такая планомерная борьба с военной игрушкой, с играми, инициирующими проявление агрессии и насилия, несомненно, может принести определенные результаты. Однако их явно недостаточно для переориентации детской игры на мирную тематику, поскольку военные сюжеты провоцируются не только игрушками, но и реально существующими конфликтами, разрешающимися немирными средствам. Дети играют в то, что они видят в окружающей жизни и на экране телевизора.

Но именно в наше время, когда военные конфликты и насилие распространяются по всей Земле, усиливается агрессивность людей, особенно значимой становится глубокая, комплексная и систематическая работа с детьми по воспитанию их в духе мира. Эта проблема актуальна и для нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Во что играют наши дети» Игрушка и антиигрушка.

Игрушка - одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи опыта многих поколений. В русской традиции она зримо соединяет в себе различные вехи истории, а также несколько...

Современные игрушки и антиигрушки

Прежде, чем купить игрушку своему ребенку, подумайте какую пользу она принесет для вашего малыша....

Современные антиигрушки для детей дошкольного возраста

игрушки для детей представляют собой широкий ассортимент товаров на любой возраст, вкус и кошелек. В отличие от не столь далекого прошлого, в нашей стране сейчас нет жестких ограничений и нормативов н...

Современные игрушки и антиигрушки

Даже в современном мире не все ценное покупается за деньги...

Консультация для родителей "Во что играют наши дети. Игрушка и «антиигрушка»"

Игрушка - одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи опыта многих поколений. В русской традиции она зримо соединяет в себе различные вехи истории, а также несколько...