Цикл консультаций для родителей
консультация по теме

Нарышкина Елена Владимировна

консультации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашний концерт

 Однако выбор музыки - только полдела. Поначалу музыке суждено оставаться в жизни малыша только фоном, на который почти не обращают внимания. Взрослые часто уже не помнят особенностей детского восприятия музыки, которое состоит в том, что совсем маленькие дети музыку как бы не слышат - они не реагируют на нее, спокойно занимаясь своими делами: играют, рисуют… Конечно, даже такое пассивное слушание откладывается в подсознании. Однако ребенку можно помочь "услышать" музыку, чтобы ее восприятие было более осмысленным и доставляло осознанное удовольствие. Самый простой прием: предложить малышу потанцевать или помаршировать под ритмичную музыку, вместе или в компании с игрушкой - а может быть, посмотреть, как танцует мама. Другой испытанный способ заинтересовать - игра "На что это похоже?", когда ребенок попробует угадать, что он слышит в музыке: шелест дождя, пение птиц, походку разных животных… Для этой игры очень подходят такие программные произведения, как "Времена года" - и Чайковского, и Вивальди. Пьесы, не имеющие явного сюжета, по-своему хороши тем, что со временем ребенок сможет придумать к ним любую историю с самыми удивительными приключениями - и даже нарисовать к ней картинку. Любимая музыка может стать изысканным обрамлением дня. Однажды выбранные красивые мелодии могут служить приглашением к столу, дневной и вечерней колыбельными, фоном для занятий, например, рисованием - достаточно короткого узнаваемого фрагмента. Кстати, важно не "перегрузить" малыша музыкой, не утомить - музыка должна доставлять удовольствие, а не превращаться в докучливый шум. Постепенно ребенок привыкает к жизни под музыку - причем под очень хорошую музыку. Он начинает различать оттенки и красоту мелодий. Его мир становится богаче, а чувства - тоньше. Со временем, лет с трех, он сможет слушать музыку уже без дополнительных игр и уловок - "давай потанцуем", "на что это похоже"… Многие малыши к этому времени осваивают кнопочки музыкального центра и сами начинают ставить себе диски. Однажды, когда ребенок сможет с удовольствием слушать музыку больше получаса, можно будет устроить красивый домашний концерт: отложить все дела, нарядно одеться, погасить верхний свет, зажечь свечи и всей семьей молча послушать какое-нибудь классическое произведение, удобно устроившись в креслах. Самые "продвинутые" маленькие любители музыки лет в пять-шесть впервые попадают на концерты. Правда, многим приятнее слушать музыку дома: в конце концов, где, как не дома, можно вскочить с места и потанцевать под мелодию, захватившую тебя? Разумеется, было бы очень здорово, если бы в доме иногда звучала живая музыка, то есть кто-то из взрослых играл хотя бы простенькие мелодии на фортепиано, гитаре, аккордеоне, скрипке или флейте. Некоторые, самые простые музыкальные инструменты, может освоить и малыш: тамбурин, металлофон, дудочку. Это стоит сделать, несмотря даже на то, что самые простые инструменты, такие, как, например, треугольник, вообще не издают звуков музыки - они лишь производят звуки. Но звуки красивые, и умение слышать их красоту - тоже признак настоящей культуры. Ведь мир полон волшебных звуков. нужно только услышать их. Кстати, один из самых загадочных и чудесных звуков можно воспроизвести с помощью очень простых предметов: гитары и горсти сухой рисовой крупы. Если медленно высыпать горсть риса на струны лежащей гитары, она издаст тихий и совершенно сказочный шелестящий звон. Ребенку обязательно понравится.



Предварительный просмотр:

Домашний театр

Как сделать так, чтобы общение с ребенком было не только не в тягость, но и в радость для всех? Один из самых приятных и проверенных способов - домашний театр. Рождество, Новый Год и снова Рождество - чем не повод испробовать свои силы в этой игре? Подготовку начните уже сейчас. Ей-богу, не пожалеете: успех гарантирован!

Удовольствие начинается задолго до спектакля. Потому что процесс подготовки включает в себя много такого, что можно делать вместе с ребенком. Сначала вы пишете пьесу, потом разучиваете роли, потом репетируете, потом изготавливаете декорации, костюмы или кукол. Будьте уверены, эти вечера запомнятся ребенку на всю жизнь и будут ассоциироваться с чем-то вроде уютного абажура над круглым столом, когда за окном мороз и темень...

Спектакли могут быть разными: актерскими и кукольными - предпочтения зависят от ваших рукодельных возможностей и, конечно, от вашего свободного времени. В этот раз мы предлагаем заняться кукольными представлениями. Ведь куклы - лучшие актеры на свете. Они никогда не переигрывают, не фальшивят, не бывают в дурном настроении или не в форме. Их юмор - бесхитростный, а персонажи однозначны: принцесса обязательно красивая и добрая, хоть и капризная, а волк - злой, с алчно горящими глазами, даже когда притворяется бабушкой.

Петрушка, Каспер и другие.

Для спектакля можно придумать что-то свое, но можно использовать и готовый сценарий. Ну, например, в Германии и Швеции очень популярен "театр Каспера". У него многовековая история, а его главный герой, вероятно, произошел от итальянского Пульчинеллы. В английской фольклорной традиции тоже есть похожий персонаж, зовут его Панч, а в России он известен как Петрушка, он же Петр Иванович Уксусов. (В вашем спектакле он вполне может быть и добрым маленьким привидением Каспером.)

Озорник и плут Каспер - герой без возраста. Он весел, великодушен и постоянно что-то затевает. Ему здорово достается за его озорство, но разумнее и мудрее он от этого не становится. Каспер не умеет считать и часто все путает, плохо понимает цену деньгам, бывает хвастлив и болтлив, а иногда вдруг становится стеснительным и робким. Главное же - он никогда никого не поучает.

Дети сразу признают в Каспере своего товарища и единомышленника. С его помощью легче вразумить шалуна или приободрить заболевшего малыша. Стоит лишь Касперу подойти к кроватке и незатейливо пошутить, как от детских огорчений не остается и следа.

Другие участники театра - не столько оригинальные личности, сколько типажи, олицетворяющие различные человеческие качества: доброту, благородство, глупость, жадность...

Реквизит.

На роль ширмы подойдет одеяло, растянутое в дверном проеме или в углу комнаты. Можно сделать занавес, подвесив в дверном проеме две гардины, которые будут разводиться в стороны перед началом представления. В декорациях нет необходимости: театр Каспера предельно прост, и реализм декораций будет лишь мешать его восприятию. В качестве задника лучше всего использовать простую драпировочную ткань, на фоне которой будут появляться персонажи. И не бойтесь разочаровать детей: фантазия поможет им домыслить то, чего они не увидят на сцене. В этом отношении наши отпрыски мало отличаются от своих сверстников прошедших веков.

Куклы.

Конечно, интереснее сделать их своими руками, но имейте в виду, что лица самодельных положительных героев, например принцессы или короля, часто выходят не такими красивыми, как хотелось бы. Гораздо лучше удаются злые и смешные персонажи - разбойник, ведьма и т. д. Кукла, с которой снимается одежда, может исполнять несколько ролей: булочник легко превращается в лекаря, волшебник - в принца и т. д. Здесь годятся любимые игрушки (для положительных персонажей), папины носовые платки (для проходных) и носки (для отрицательных). Творческое удовлетворение наступает как раз от того, что оптимальное решение находится в результате долгих исканий. Именно поэтому мы не даем технологических советов.

Домашний театр. Сценарий спектакля

Интереснее всего готовить спектакль, если вы на праздники ждете гостей.

Актеры размещаются за ширмой. Персонажи выходят к зрителям сбоку или из глубины сцены. Злой волшебник, ведьма могут появляться снизу. Если кукла должна спать на сцене, ее поворачивают спиной к публике, поскольку она не умеет закрывать глаза.

Позаботьтесь о том, чтобы все необходимое было у вас под рукой, иначе в спектакле возникнут паузы. Вам поможет фартук с большими карманами, где перед началом представления можно разложить кукол в определенном порядке, чтобы быстро доставать их по ходу действия. Различные предметы, задействованные в спектакле, например, цветы, приколите булавками к внутренней стороне ширмы, тогда вы их точно не потеряете.

Спектакль вполне под силу сыграть одному человеку. Правда, в этом случае исполнителю придется часто менять голоса и регистры, говоря за всех героев - от немного писклявой принцессы до басовитого короля. А это нешуточная нагрузка на связки. Лучше всего играть вдвоем. В этом случае за ширмой должно быть достаточно просторно, чтобы исполнители могли свободно двигаться. Постарайтесь распределить роли так, чтобы две куклы, занятые в одной мизансцене, находились в руках одного актера: тогда их движения будут более скоординированными.

Малышам 4-5 лет можно поручить короткие роли, чтобы они почувствовали, каково это - быть актерами кукольного театра. Дети постарше с удовольствием будут играть наравне со взрослыми.



Предварительный просмотр:

Влияние музыки на психику ребенка.

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния - от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии.

В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

  • Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

  • Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

  • Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

  • Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духового инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гипнозу. Вибрации человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие (что издавна использовалось народными целителями), а в другом – причиняют человеку вред.

  • Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворенностью его желания.


Предварительный просмотр:

От природы музыкален каждый

    Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего детства. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно -  сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.  

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Ведь задатки к музыкальной деятельности (то есть физиологические особенности строения организма, например, голосового аппарата или органа слуха) имеются у каждого. И если для музыкального развития ребенка с самого его рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, Она позволила слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.

Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будут невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребенка нет настроения, что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Постарайтесь запомнить главное: чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.



Предварительный просмотр:

Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста

Гармонизация внутреннего состояния ребенка, его отношений с внешним миром возможна лишь при создании психологического комфорта, особых условий, которые позволяют ребенку снимать эмоциональное напряжение, негативно влияющее на его общее состояние.

Для прослушивания музыкального произведения у ребёнка подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Ребёнок визуализирует услышанные впечатления, отражая пластическое, ритмическое, словесное, игровое воплощение образа, настроение музыкального произведения.

Для успешного музыкально-художественного развития детей необходимо изменение организации музыкальной деятельности, внесение в неё дополнительных внемузыкальных средств, например, таких, как сказочные образы и сюжеты. Посредством ярких, доступных сказочных образов ребенок узнаёт окружающую жизнь, людей, вдумывается в их поступки и судьбы. Сказка показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даёт возможность за короткое время примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. В сказке ребёнок находит выходы из сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей. Введение малыша в сказку позволяет ему испытывать живое воздействие атмосферы пространства природы, города, места и времени событий и действий персонажей. Через сказку он может понять законы мира, в котором он родился и живёт.

Знакомство со сказкой и её персонажами лучше начать с рассматривания иллюстраций в музыкальном сопровождении и обыгрывания драматических действий. Это вызывает соответствующее эмоциональное настроение ребёнка. Затем предложите ребёнку вспомнить знакомый сюжет сказки, случай из его жизни, созвучный эмоциональной окраске музыкального произведения. Свои чувства малыш может выразить, послушав музыкальное произведение, участвуя в музыкально-дидактических и театрализованных играх, занимаясь рисованием под музыку. Стимулируйте деятельность ребёнка через активные методы: «Сюрпризность», «Сказочность», «Праздничность ситуации», «Оживление героев», «Перевоплощения детей».

Важное место занимает процесс придумывания названий, например: («Сани с бубенцами», «Зимняя дорога», «Весёлый воробей»); подбор слов и контрастных сопоставлений, например: (сладко - солёно, тихо – громко, добрый – злой, радостный - грустный); поиск сравнений и метафор: (легкий, как мотылек, рисует мороз на стекле); определительных характеристик: (сердитый, ласковый, задорный и др.). Можно также использовать следующие приёмы: рифмование, музыкально-ассоциативный метод, когда ребенок говорит о своих переживаниях, страхах, мечтах, опираясь на механизмы жизненных и музыкально-художественных ассоциаций. Работа со сказками позволяет улучшить самочувствие и эмоциональное благополучие ребёнка, снизить показатели его тревожности, нервозности и других негативных состояний.

Именно в таких начинаниях ребёнок может проявлять душевно-эмоциональную самостоятельность и инициативу, реализовать свои творческие возможности.



Предварительный просмотр:

Воздействие музыки на духовный мир человека

Другая особенность музыки – объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними.

Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого.  

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Музыка, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по своему проявляет интерес и увлечение музыкой., отдаёт предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Как учатся писать, читать, рисовать, считать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот прекрасный своеобразный язык.

Ещё одна интересная особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредоточится, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания.

Пусть в вашем доме звучит классическая музыка, которая своими волшебными звуками может исцелять, развить умственные, интеллектуальные способности, скоординировать психологическое состояние, подарить радость.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3»

Шатурского муниципального района Московской области

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Нарышкина Е.В..

2016 г.


Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию. Но прежде чем излагать некоторые соображения по этому вопросу, давайте, определим природу ритма.

Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Еще одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

То есть, не менее важна эмоциональная природа ритма. В самом деле, использование обеих категорий в системе музыкального развития детей дает исключительно положительный результат.

Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма все нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребенка быстрой реакции.

Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест (хлопки, шлепки по коленям, притопы и т.д.). Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.

Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Интерпретируя музыку, ребенок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.

Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.


Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей.

При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов.

Можно ли учить ребенка петь? Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей.

Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два-три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие и короткие. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.

Как сделать так, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку?

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией.

Хороший, яркий, выразительный образец исполнения песни – это основа для воспитания у малышей интереса к пению. Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая такое исполнение, дети быстрее начинают подражать ему.

Музыкальный педагог должен не только владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Нужно следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему.

Один из важнейших компонентов пения — дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий). Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости. Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.

Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:

  • «Собачки» — подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык);
  • «Насос» — надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом);
  • «Ветер» — рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.);
  • «Задуваем свечи на торте»

Вы можете делать эти упражнения дома вместе с ребенком.

А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения? Вот несколько советов.

  • Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.
  • Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха!
  • Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.
  • Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.

Позвольте себе быть счастливыми и пойте на здоровье!


Как известно, у человека есть внутренняя и внешняя речь. Внутренняя – это наши мысли, мы мыслим словами. Внешняя речь – это не только произношение звуков, которые компонуются в слоги, слова, фразы. Это ещё и оформление нашей речи, то есть то, с какой интонацией мы говорим, в каком темпе, умеем ли изменять свой голос по силе, высоте. Ну, и конечно же, общая дикция.

Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности.

Эффективным методом преодоления речевых нарушений является логоритмика – метод активной терапии, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словами и музыкой.

Почему музыка? Музыка – наиболее доступный детскому восприятию вид искусства. Она способна не только привлечь внимание и заинтересованность, но и обогатить, эмоционально окрасить чувства ребенка и представления его о мире, в котором он живет.

Влияние двигательных методов огромно. Они улучшают состояние самой двигательной системы и координируют процессы дыхания, голосоведения и артикуляции.

Таким образом, связь движения и речи

- нормализует состояние мышечного тонуса;

- помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости;

- развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции;

- способствует регулированию темпа и ритма речи;

- устраняется нечеткость звукопроизношения;

- развивается чувство ритма;

- повышает общий эмоциональной уровень.

В нашем детском саду организовывается кружок для детей старшего возраста по «Логоритмике». Занятия логоритмикой позволяют решать многие задачи, а именно:

  • умение произвольно реагировать на музыкальный сигнал, смену частей музыкального произведения;
  • снижение психоэмоционального и телесного напряжения;
  • интонационно-мелодическое развитие речи;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие и укрепление мимической мускулатуры;
  • развитие силы, высоты, тембра голоса;
  • совершенствование тонокой моторики пальцев рук;
  • развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности;
  • развитие эмоционального мира ребенка и воображения;
  • развитие умения создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики;
  • развитие чувства ритма и координации движений;
  • формирование пространственных представлений

Логоритмические занятия включат в себя:

1.Упражнения для коррекции речи и движения:

2.Дыхательные упражнения:

3.Артикуляционная гимнастика.

4.Пальчиковая гимнастика.

5.Голосовые игры.

6.Логопедическая попевка.

7.Пение.

8.Римические игры.

9.Массаж.

10.Ритмопластика.

11.Упражнения на релаксацию.

Игры и упражнения объединяются единым сюжетом, тематикой, вызывают у детей огромное желание их выполнять. Включение занятий по логоритмике в комплекс мероприятий по развитию речи открывают дополнительные возможности для успешного развития и обучения детей.

Мы будем рады видеть вашего ребенка на наших занятиях по логоритмике. Приходите!

Голос – важное средство общения человека с окружающим миром. Именно голосом ребенок при рождении сигнализирует  о своей жизнеспособности, и чем сильнее и громче его первый крик, тем спокойнее могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного.

С первых дней жизни малыш свободно выражает голосом свои эмоции, требуя пищи, смены белья или сообщая о плохом самочувствии. В это время голос ребенка развивается свободно и равномерно. Постепенно, еще не понимая смысла слов, ребенок начинает подстраивать свой лепет к тому, что слышит от матери, чутко реагируя на интонацию и ритм звучащего слова. Овладение ребенком речью сначала связано с интересом к звуковой ее стороне поэтому не первом году жизни реализация себя в звуках обычно начинается с опыта звукоподражания («му-му», «гав-гав» и т.д.). Это первые шаги воплощения в образ, это вызванные звуком эмоции, к которым добавляется и имитационно-двигательная активность. В этот период большую пользу для развития голоса и речи приносит использование фольклора: колыбельные, пестушки, потешки, пальчиковые игры, считалки, ритм которых ребенок усваивает на подсознательном уровне.

Проходит то время, когда ребенок сообщал о своих потребностях только голосом, и развитие речи теперь помогает ему сказать о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение. А мы, взрослые, постепенно начинаем ограничивать проявление эмоций ребенка через голос, не в меру часто призывая к тишине («Не кричи!», «Ты мешаешь!»), забывая о том, что нарушаем этим равномерность детского развития и тормозим формирование речи. Наверное, это происходит потому, что мы, взрослые, не задумываемся о том, что энергопотенциал ребенка, столь необходимый для здоровья и нормального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как энергия будет потрачена. Речедвигательный дефицит, возникающий из-за наших запретов громко говорить, кричать, бегать, прыгать, из-за нашего настойчивого стремления сформировать у детей навыки «хорошего поведения», является одной из основных причин задержки развития голоса и речи у детей.

Что же предпринять, чтобы коррекция и развитие речевого и певческого голоса стали более эффективны, с чего начать и как сделать так, чтобы первые шаги ребенка в освоении искусства пения были радостными, увлекательными, понятными и легкими?

Практическое знакомство с системой музыкального воспитания К.Орфа привело к мысли начать развитие певческого голоса у детей с речевого этапа. Ведь с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: регистры голоса (низкий, средний, высокий); динамику; темпы.

На речевом этапе легко работать и над формированием таких певческих навыков, как дыхание, дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса и даже многоголосия. Ведь прежде чем высоко  и выразительно запеть, ребенок должен научиться высоко и выразительно говорить. Именно поэтому речевой этап, как подготовительный, предшествует певческому этапу развития голоса. В содержание работы на речевом этапе включаются: голосовые развивающие игры, речевые зарядки, речевые игры и упражнения, ритмо- и мелодекламация.

Применяемый разговорно-игровой метод дает детям почувствовать возможности своего голоса, поиграть им, одновременно выплескивая лишнюю энергию и снимая эмоциональное напряжение; этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач веселым и интересным для детей занятием. Игры с голосом (в том числе и доречевые звуки – смех, плач, гудение, крик, вой, писк, которые заменяли нашим предкам слова в раннем детстве человечества) помогают ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности и по возможности

Устранить неравномерности развития голоса. Звукоподражания, фонематические загадки, пальчиковые игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух.

Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, - это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребенка.



Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя для родителей

Тема: «Музыкальные игры в семье»

музыкальный руководитель Нарышкина Е.В.

Уважаемые мамы и папы!

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодии при игре на музыкальных инструментах. Детей отталкивает все монотонное и скучное, поэтому для них имеет значение занимательный характер проведения занятия. Поэтому свои занятия я строю на игровых ситуациях, поскольку игра – насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни. В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности.    

Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.

Я хотела бы предложить Вам небольшую подборку музыкальных игр. Они очень просты и не требуют специальной подготовки, поэтому в эти игры вы можете играть со своими детьми дома, на семейных праздниках,  по дороге в детский сад.

Учитесь танцевать.

Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих).

Ход игры: У взрослого в руках большая кукла, у детей – маленькие. Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети повторяют его своими куклами.

Громко – тихо.

Игровой материал: Два кубика: большой и маленький.

Ход игры: 

1-й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети показывают кубик большой – громко, маленький – тихо.

2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, помяукать, похрюкать. Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют

«фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу взрослого.

Нарисуй песню.

Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.

Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.

Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.

Громко – тихо запоём.

Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.

Угадай мелодию.

Игровой материал: записи песен, фишки.

Ход игры: Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Танцы сказочных персонажей.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т.д.).

Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие.

Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры.

Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Капризы и упрямство детей дошкольного возраста»

Подготовил:

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 3»

Нарышкина Е.В.

Нередко родители жалуются: "капризен, упрям ваш ребенок, с трудом добиваемся от него послушания". Некоторые считают это естественным проявлением. ("какой ребенок не капризен и не упрям") и потому надеются, вырастет малыш - пройдут капризы.

Считать капризы и упрямство как явление, сопутствующие детству, совершенно неправильно.Дети не рождаются таковыми, это вовсе не возрастная их особенность.Решающее значение здесь имеет воспитание. И. П. Павлов подчеркивал, что "образ поведения человека. Обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле слова.

Что же такое детские капризы?

Выражаются они внешне в возбужденном эмоциональном состоянии, в поведении, которое на взгляд взрослого лишено смысла.Но так ли уж эти реакции беспричинны, как иногда кажется на первый взгляд.Если малыш хорошо выспался, вовремя погулял, вовремя поел, если постель его удобна и суха, если у него ничего не болит, то предпосылок для плача нет никаких.Однако - если мать не предупреждает детский плач своевременными мерами, и ребенок постоянно "напоминает" ей о них, - вот тогда возникает привычка: криком добиватьсяудовлетворения потребностей. А это уже ничто иное, как предпосылка для зарождения капризов.

У детей второго - третьего года капризы также часто связаны с неудовлетворением органических естественных потребностей (хочет пить, есть, спать) с ощущением физического дискомфорта (замерз, жарко, тесная обувь, одежда, сковывающая движение) .

Нервная перегрузка также одна из причин детских капризов. Одна из характерных особенностей, присущая именно дошкольнику - быстрая утомляемость и не от движений, а от невозможности двигаться, от однообразной деятельности.

У ребенка могут возникнуть капризы и от перенасыщения впечатлениями. Вот почему не рекомендуется детям смотреть передачи, им не предназначенные. Перегружать ребенка большим количеством впечатлений - это значит наносить вред его здоровью, не беречь нервную систему, способствовать взвинченному состояний. В таких случаях капризов почти не избежать.

Часто капризы - предвестник заболеваний. Если причины капризов кроются в физическом состоянии ребенка, то они легко устранимы. Прошла болезнь, пройдут и капризы, ребенок вновь весел, уравновешен.

Существует довольно распространенное ошибочное мнение капризы и упрямство принимают за нервные проявления. Прежде всего, чтобы исключить такое предположение, покажите ребенка невропатологу. Когда опасения окажутся напрасными, постарайтесь проанализировать, насколько часто вы дома уступаете ему. Подумайте как же следует относится к крику, к капризам ребенка.Выдержка, невозмутимая настойчивость, умение "не срываться" и не впадать в состояние жалости к ребенку - лучшие помощники в подобных случаях. Всегда имейте в виду! Бурная сцена рассчитана на взрослого. И если возле него нет зрителей и сочувствующих, если никто не бросается к нему, чтобы успокоить его "нервы", ему ничего не остается - прекратить сцену. И раз к разу он будет убеждаться, что его "странные вопли" ничуть не трогают окружающих. И тогда привычка имитировать 'истерику" постепенно исчезнет.

Детей без проблем не бывает: один плохо ест, другой плохо спит, третий и то, и другое, и еще что-нибудь третье. Не надо слишком сердиться за это на малыша. Скорее всего, виноваты в этом мы — родители: где-то на что-то не обратили внимание, не заметили; в чем-то, наоборот, переусердствовали. Нет плохих детей.

Как бы то ни было, не обсуждайте при ребенке эти проблемы, даже если вам кажется, что он занят своей игрой и не слушает разговор. Удержитесь и отложите его на момент, когда ребенка не будет рядом.И помните: вы не должны приносить себя в жертву ребенку, но и не надо полностью подчинять ребенка своим интересам. Вы живете вместе, рядом, значит, одинаково должны уважать интересы друг друга и находить оптимальные для всех варианты решения проблем.

Настоящими родителями позволяют стать три вещи: умение любить, умение понимать, умение поддерживать. При этом между детьми и родителями складывается уважительный стиль общения, для которого характерно:

1. Позиция взрослых — «рядом с ребенком», для чего взрослые должны научиться смотреть глазами ребенка, вставать на его позицию.

2. Активное участие самого ребенка в построении своей жизни и деятельности, разработке ближних и дальних целей, для чего нужно:

• планировать деятельность вместе;

• поощрять инициативу и самостоятельность ребенка;

• разделять с ним ответственность за результаты.

3. Развитие у ребенка чувства ответственности за себя. Для этого надо:

• учить ребенка делать выбор;

• учить самостоятельной деятельности и контролю за ней;

Взрослый должен стремиться поддерживать дружеские отношения, оставаясь при этом старшим, мудрым, способным обеспечить безопасность.

4. Важно дать понять ребенку, что он как личность существует обособленно от своих родителей и несет ответственность за свои удачи и неудачи.

При общении с ребенком придерживайтесь следующих правил:

1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься».

2. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

3. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

4. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

Капризы и упрямство присущи избалованным детям, привыкшим к чрезвычайному вниманию, излишним уговорам. В любом случае упрямство и капризы - результат неправильного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл консультаций для родителей

Все консультации имеют в приложении практический материал....

Цикл консультаций для родителей по физкультуре

Физическое воспитание детей в семье  Начальное ознакомление детей со спортом Совместные занятия спортом детей и родителей Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий ...

Цикл консультаций для родителей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. "…Чистота приближает человека к божеству", – заметил один европейский социолог.  Само слово "гигиена" произошл...

Цикл консультаций для родителей "Будь здоровым - малыш!"

Уважаемые взрослые вашему вниманию я представляю цикл консультаций "Будь здоровым - малыш!"...

Цикл консультаций для родителей по формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. В социальном развитии ребенка-дошкольни...

Цикл консультаций для родителей

Цикл консультаций для родителей. Беседы психолога о возрастных особенностях детей. Консультация 1. Как помогать детям в преодолении кризиса 3 летЦикл консультаций для родителей. Здоровье и ...

Цикл консультаций для родителей

Задача педагога-психолога ДОУ  в работе с родителями воспитанников  сводитя к тому, чтобы помочь родителям из всего огромного объёма информации (Интернет, телевидение, книги,  советы по...