Роль куклы в нравственном воспитании детей.
материал (подготовительная группа) на тему

Перфилова Марина Борисовна

Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Анализ ситуаций выбора ребенком куклы и игры с ней показывает, что игра в куклы- одна из немногих, которую ребенок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией , воображением, выдумкой.

Играя с куклами , ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.

Для современного ребенка кукла- это некий символический партнер для игры, объект эмоционального общения. Он привязывается к ней, вступает с во внешние символические отношения. Ребенок «оживляя» куклу, наделяет ее характером в зависимости от собственного поведения и опыта.

В 60-80-е годы у советских кукол был определенно детский облик игрушки и позволял ребенку видеть в ней свое отражение и разыгрывать соответствующие сюжеты из его детской жизни. Кукла Барби- символ XX века, самая интернациональная. Некоторые психологи положительно относятся к этой кукле и считают, что Барби способствует освоению такой важной части женской роли, как « красавицы».

Другие специалисты считают, что, обладая куклой Барби, девочка воображает себя не мамой, а горничной, ухаживающей за своей госпожой, убирающей ее дом. У этой куклы чрезмерно большое количество вещей; очень выразительные пропорции, яркий макияж к ней прилагается дом с кукольной мебелью, и даже мужчина.

С лета 2001 года начался выпуск Bratz ( производное от английского слова, обозначающее «избалованные дети»). Bratz –это забавные куколки с большими головами и огромными глазами. Причем любая кукла этого бренда несет образ «модного» подростка. Эта кукла неудобна для игры, так как она мала для сюжетно-ролевой игры и велика для режиссерской.

Современные куклы для мальчиков все дальше отходят от облика человека и все больше приобретают черты животных или технических устройств. Человек –паук, человек-робот и прочие чудища все больше вытесняют обычных людей с человеческими чертами лица. Мальчишек привлекает в них то, что они обладают нечеловеческой ловкостью, силой. Монстры становятся образцом для подражания. Подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, не позволяют в игре ребенку выразить его внутренний мир.

Современные педагогические требования к образным игрушкам

Игрушка должна:

- расширять кругозор ребенка, знакомя его с предметами, природой и обществом, наукой и техникой, культурой;

- способствовать социализации ребенка, приобщению к общечеловеческим ценностям;

- вызывать добрые чувства к семье, людям, способствовать накоплению положительного нравственного опыта;

- побуждать ребенка к активной деятельности.

Психологические требования к образным игрушкам

Игрушка не должна:

- провоцировать ребенка на агрессивные действия;

- вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры;

- наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

Положительной влияние куклы на формирование личности

- кукла развивает в детях зарождающееся родительское чувство;

- кукла – не только для ребенка дочка или сынок, но и партнер по общению;

- кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку;

- кукла- объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребенка;

- через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества;

- кукла –посредник между взрослым и ребенком.

Негативное влияние куклы на формирование личности ребенка

- дорогие нарядные куклы, с которыми детям не разрешают манипулировать, формируют у детей высокомерие, хвастовство, завистливость;

- играя в куклы , дети могут копировать отрицательные черты – грубость, брань, насилие;

- заводные игрушки с одной стороны развивают познавательный интерес ребенка, с другой стороны – формируют пассивность, затрудняют развитие фантазии, не способствуют развитию игры.

От того, какими куклами и как будут играть современные дети, возможно, в большей степени зависит их будущее отношение к людям и к миру, их способность понимать ближнего и прежде всего - самого себя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

   Важной специфической особенностью воспитания через сказку является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка, для усиления воспитательно...

Роль семьи в нравственном воспитании детей-дошкольников

  Оченьинтересная подборка материала для проведения досуга "Сердце семьи", помогает  оспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать...

Роль игры с куклами в нравственном воспитании детей раннего возраста

Анализ работы В Центре Игровой Поддержки Ребенка  по формированию нравственного воспитания...

Родительское собрание "Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, добро​желательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоян...

Роль куклы в нравственном воспитании детей

Кукла выполняет важную функцию в прцессе человеческой социализации....

Консультация для педагогов "Роль куклы в нравственном воспитании детей"

Кукла считается одной из самых старинных игрушек. Даже в древности ей всегда придавали большое значение, понимая, что каждой девочке нужна кукла.Основное назначение куклы:• развитие материнского ...

Деловая игра с родителями "Роль родителей в нравственном воспитании детей" + памятки "Основы нравственных отношений в семье"

Нравственное воспитание - процесс становления положительных качеств в характере человеческой личности, определяющих ее моральный облик. Ребенок с первых дней связан с окружающими его людьми. Он пытает...