Приобщение ребенка к чтению художественной литературы
консультация (подготовительная группа) на тему

Аверьянова Елена Николаевна

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Убедить родителей в важности семейного чтения и воспитания у детей интереса к чтению и любви к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstrecha_v_roditelskoy_gostinoy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Встреча в родительской гостиной.

Приобщение  ребенка к чтению художественной литературы.

В начале  встречи беседа по вопросу: « Что должен знать и уметь ребенок перед школой?» (критерии, их обсуждение)

Сегодня мы хотели бы, остановится на одном из важных моментов подготовки ребенка к школе  - это  приобщение  к чтению художественной литературы. Дети должны знать русские народные сказки, пересказывать их и понимать прочитанное. Вот одна из задач, которую ставят перед нами педагоги начальной школы.  А дошкольное образование – это первая ступень обучения.

Заявленная тема нашей встречи весьма актуальна. 24 ноября 2006 г состоялось подписание Национальной программы поддержки и развития чтения. А 2015 год, согласно Указу Президента России объявлен Годом литературы. Год литературы – это доброе начало, удачный старт для того, чтобы вернуть России статус самой читающей страны мира.

 

Вы, родители детей 6-7-летнего возраста. Именно в этом возрасте закладываются основы читательской культуры. Если сейчас ребенок не полюбит книгу, он не полюбит ее никогда, ведь современных молодых людей называют не читающим поколением. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.

В нашем  ДОУ был разработан проект «Книжкина  страна», посвященный году литературы.

Целью этого проекта является  привлечение внимания родителей воспитанников, а также педагогов к проблемам приобщения детей к книге.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо полюбить книгу, так как нелюбовь к  художественной литературе не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.

- Уважаемые родители можете ли вы вспомнить любимые книги вашего детства?

- С  кем вы прочитали свою первую книгу?

Родители называют любимые книги своего детства.

Уважаемые взрослые именно от нас, близких людей,  идет формирование любви к книге.

Правда, если раньше казалось очевидным, что читать необходимо, то сегодня не только сами дети, но и взрослые часто задаются вопросом: «А не устарело ли чтение?» Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?

Дети говорят, что родители не часто находят время читать им книги. Это неправильно. Позади день, полный важных дел и забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы общаемся с детьми, читаем им.

- Уважаемы родители, скажите, пожалуйста, сколько времени занимает у вас семейное чтение?

Родители делятся своим опытом на темы: «Организация семейного чтения»;

«Книги – семейные реликвии».

Современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры. В результате взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребёнок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становиться для ребёнка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребёнок проводит за компьютером всё больше времени.

- Опасна ли увлечённость информационными технологиями детей и родителей для их психического здоровья и развития?

- В какой момент такая увлечённость начинает становиться чрезмерной и избыточной?

Сегодня мы с вами должны найти пути приобщения детей к чтению.

Растить читателя…

- Зачем? - спросят многие. В наш век информационных технологий, тотального наступления Интернета, экран становится главным воспитателем ребенка. Дети смотрят с взрослыми все подряд. Последствия этого становятся все более очевидными.

- Как вы думаете, какими могут быть эти последствия?

1. Отставание в развитии речи т. к. дети позже начинают говорить,

их речь бедна и примитивна

2.Многим детям трудно воспринимать информацию на слух

– они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения.

3. Резкое снижение фантазии и творческой активности ребят.

 Они теряют способность и желание чем-то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

4. Повышение детской жестокости и агрессивности.

Подростки бьют друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой-то цели, а просто так, потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

Сказанное выше не означает призыва исключить компьютер и телевизор из жизни и воспитания детей. Медицинские работники рекомендуют предоставлять свободный доступ к информационной технике только за пределами 9 -летнего возраста, когда ребята уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не главным воспитателем.

- Вы можете назвать причины, по которым надо читать книги?

5 причин, по которым надо читать книги

1.Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми.  

Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно.

2.Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение.

 Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.

3.Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально.

Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.  

4.Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта. Сейчас много говорят о том, что традиционная система оценок успеваемости школьника изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении опыта, достижений ученика в той или иной области знаний, которая может быть выражена в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления.

5.Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности.

 Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

1.Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.

Родители очень огорчаются, если их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при этом не догадываются, что причина этого кроется в них самих.

2.Читайте с ребёнком каждый день.

Добрая традиция – чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Читайте друг другу по очереди. Читайте ребёнку перед сном.

3.Окружайте ребёнка книгами.

Если ребёнок живёт в окружении книг, они становятся обязательной частью его жизни. Подпишите ребёнка на детский журнал – он должен привыкнуть, что ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие.

4.Читайте медленно и громко.

Не спешите, добавьте драматичности и выражения Вашему голосу. Задавайте вопросы о прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребёнок мог спросить вас о непонятных местах и обдумать прочитанное.

5.Читайте книги снова и снова.

Дети любят перечитывать любимые истории, потому что они знают, что произойдёт с героями дальше. Вы можете записать своё чтение на магнитофон, чтобы ребёнок мог прослушать любимую книжку тогда, когда он этого захочет.

6. Не давите на ребёнка.

Ребёнок иногда может не хотеть читать. Не заставляйте его делать это - чтение должно быть удовольствием, а не обязанностью.

Разрешайте ребёнку самому выбирать книги в магазине или библиотеке.

7. Показывайте свою заинтересованность.

Обязательно слушайте, как ребёнок читает сам, он должен чувствовать интерес старших. Если ребёнок увлёкся какой-то темой (приключения, книги о животных и т.п.) или автором, предложите ему нужную литературу.

(Распечатать и раздать каждому)

Но главное, о чем вы должны помнить, не превращайте чтение в неприятную обязанность, не сравнивайте своего ребенка с соседским мальчиком, который давно сам читает, ни в коем случае не ругайте, если что-то не получается. Это только затормозит процесс.  Процесс обучения  можно обыграть, превратить в праздник, в увлекательную игру. И мы предлагаем вам творческое задание.

Литературная игра для родителей «Сказки нашего детства»

(Встретились разные персонажи из разных сказок и…)

Вот и подошла к концу наша встреча. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Читайте вместе с детьми, и вы одухотворите свою жизнь прекрасными образами.

Если у ребёнка слёзы и капризы

Не берите, мамы, в помощь телевизор.

Малыш не разберётся, что там на экране,

И добрей, и лучше от него не станет.

И не упустите в этой жизни мига:

Покажите детям, что такое книга!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

Данное  занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...

ВИКТОРИНА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ДЕТЬМИ Тема «Ознакомление с художественной литературой».

ВИКТОРИНА СОДЕРЖИТ ИГРЫ С ПЕДАГОГАМИ, ИНСЦЕНИРОВКИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ИНТЕРЕСНЫЕ  И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ИГРУ В КОМАНДАХ. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПЕДАГОГАМ , ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, НАЙТИ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ....