Особенности развития детей до года
консультация (младшая группа) на тему

Голубева Полина Игоревна

Правда, не верится? Вашему крохе уже 8 месяцев! Он уже уверенно сидит, умеет ползать по-пластунски, а может быть, и на четвереньках, сует свои любопытные пальчики везде, куда только может дотянуться и демонстрирует просто неиссякаемую энергию и интерес к окружающему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Правда, не верится? Вашему крохе уже 8 месяцев! Он уже уверенно сидит, умеет ползать по-пластунски, а может быть, и на четвереньках, сует свои любопытные пальчики везде, куда только может дотянуться и демонстрирует просто неиссякаемую энергию и интерес к окружающему.

Иногда нам с вами полезно тоже немного побыть детьми. Очень может быть, что сегодняшний список на тему «Как развивать ребенка в 8 месяцев» будет в этом хорошим помощником. Для занятий со своим малышом важно знать, какие навыки и способности мы хотим развить у нашего ребенка.

Занятия с ребенком 8 месяцев:

Качу мячик

Малыш может сидеть, а значит, обе его руки теперь свободны для игр и забав! Что ж, пора знакомиться с мячом. А кто у нас любит играть в мяч? Конечно, папы. Для игры выберите небольшой легкий мяч диаметром примерно 10 см. Пусть папа сядет напротив малыша на полу. Вы же разместитесь позади крохи, чтобы помогать ему ловить мяч и при необходимости поддерживать спинку. Покажите ребенку, как можно толкать мяч папе, а потом вместе ловить его. Упражнение способствует налаживанию эмоционального контакта, учит ребенка совместной игре, развивает зрительно-двигательную координацию, укрепляет мышцы спины и живота.

На веревочке

Восьмимесячный ребенок проявляет большой интерес к падающим предметам, увлеченно прослеживая взглядом траекторию их движения. Если вы заметили у вашего малыша склонность выбрасывать все игрушки из кроватки или манежа, попробуйте привязать к некоторым игрушкам веревочки и покажите, как можно их использовать. Постепенно ваш ребенок научится подтягивать выпавшие из кроватки игрушки за веревочку.

Также вы можете использовать этот период разбрасывания игрушек для развития представлений ребенка о свойствах предметов. Обращайте его внимание на то, с каким звуком упал предмет, покатился он или остался лежать на месте.

Пальчиковая гимнастика

В этом месяце ваши ежедневные усилия в выполнении пальчиковой гимнастики с малышом, наконец, увенчаются ожидаемым успехом. Кроха начнет самостоятельно повторять, пусть пока не очень четко, движения пальчиками. Повторяйте полюбившиеся ребеночку упражнения, и примерно раз в неделю разучивайте новый стишок. Вот некоторые из наших любимых:

СОРОКА-БЕЛОБОКА

Сорока-сорока, где была? — Далеко!
Кашку варила, деток кормила. (Слегка щекочем ладошку ребенка)
Этому дала, (Загибаем мизинчик ребенка)
Этому дала, (Загибаем безымянный пальчик)
Этому дала, (Загибаем средний пальчик)
Этому дала, (Загибаем указательный пальчик)
А этому не дала: (Шевелим большой пальчик)
Ты дров не колол, ты воду не носил! Не будет тебе каши!
Тут пень… Тут колода… тут холо-о-о-дная вода!
! (Рассказывайте, медленно перебираясь своими пальцами от запястья малыша, вдоль руки. В конце стихотворения Вы внезапно и быстро касаетесь одним из пальцев подмышки малыша — можете пощекотать его, смеху и ликованию не будет предела!)

 

 ЛАДУШКИ

— Ладушки, ладушки,

— Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

Кашка масленька,

Бабушка добренька.

Попили-поели,

Домой полетели. 

(Тут помашите руками, как крыльями)

На головку сели,

(Прижмите ладони к голове)

Сели-посидели,

Ладушки запели!

(Можно начать текст сначала)

Рисуем карандашами

Продолжаем знакомить нашего кроху с различными техниками иматериалами для творческого самовыражения. В этом месяце предлагаю вам познакомить его с карандашами. Лучше всего для первого знакомства подойдут толстые восковые карандаши или пастельные мелки. Разломите мелки или карандаши пополам – теперь кроха сможет держать их, только обхватив «щепоткой», то есть мы сразу же будем формировать правильный захват карандаша.

Взяв руку крохи в свою, проведите карандашом по бумаге. Обратите внимание малыша на след, который остался на листе. Посмотрите, как будет рисовать кроха. Не стоит сразу же доставать целую коробку карандашей или мелков, так как в этом случае внимание крохи скорее привлекут не следы его творчества, а сами карандаши. А это уже следующая игра.

Карандаши

Для этой игры подойдут восковые или обычные короткие детские карандашики и пара коробочек или стаканчиков, в которые их можно складывать. Восьмимесячный ребенок будет с большим удовольствием перекладывать карандашики из одной коробочки в другую. Вы можете повторить эту игру с любыми другими однородными (и не очень) предметами, например, кубиками, мячиками, кольцами от пирамидки.

Кстати, о пирамидке, кубиках, сортерах и стаканчиках-вкладышах. Пришло и их время. Давайте подробнее поговорим о том, как развивать ребенка в 8 месяцев с помощью этих игрушек, уже ставших классикой.

Кубики

Помимо того, что кубики можно складывать и выкладывать из коробки, в 8 месяцев вы можете начать возводить первые башни с вашим малышом. Для начала будет достаточно 3-4 кубиков. Используйте мякиши, легкие кубики из картонных коробок, пластмассовые и деревянные кубики. Как вы уже поняли, чем разнообразнее материалы, из которых изготовлены игрушки вашего малыша, тем лучше. Сядьте рядом с крохой на пол и его ручкой поставьте несколько кубиков один на другой, приговаривая:

Кубик на кубик кладем,

И получается дом!

Стройте разные башни – высокие и низкие, красные и синие, из больших и маленьких кубиков, и обращайте внимание ребеночка на эти различия. Будьте готовы к тому, что как только башня будем вами построена, кроха разрушит ее. Не расстраивайтесь, а порадуйтесь эффектному крушению вместе с малышом.

Пирамидка

Для первого знакомства с пирамидкой выбирайте экземпляр с 3-5 кольцами и расширяющимся книзу основанием. Такую пирамидку кроха быстрее научится собирать самостоятельно. Но сначала мы будем учиться снимать кольца с пирамидки. Для восьмимесячного ребенка это довольно непростая задача, поэтому сначала вам следует держать пирамидку почти горизонтально, и только потом, когда малыш освоит это положение, вы сможете поставить ее вертикально. Во время игры с пирамидкой не упускайте возможности обогащения словарного запаса ребенка, называйте цвета колец пирамидки, проговаривайте и сравнивайте их размеры.

Стаканчики-вкладыши

Яркие разноцветные стаканчики-вкладыши я считаю игрушкой №1 для ребенка первого года жизни. Соотношение цены и возможностей использования в играх этих стаканчиков просто потрясающее! Даже если у вас по какой-то причине все еще нет таких стаканчиков, воспользуйтесь стаканчиками от йогуртов или творожков. Малыш будет с удовольствием вытаскивать их и пытаться сложить обратно в такую же ровную стопочку, как получилась у мамы.

Сортер

Те же кубики и несколько теннисных мячиков пригодятся вам и для первого самодельного сортера. Значение этой игрушки для развития мышления ребенка трудно переоценить. В игре формируется пространственное воображение, малыш учится соотносить фигуру и ее проекцию (отверстие) по форме и размеру. Для начала вам понадобится только 2 фигуры – кубик и шарик – и картонная коробка, например, из-под обуви.

Обклейте ее цветной бумагой или ярко раскрасьте фломастерами, а в крышке прорежьте отверстия – так, чтобы в каждое из них достаточно легко проходила одна из фигур. Края отверстий для прочности лучше обклеить скотчем. Теперь можно играть. Не спешите подсказывать крохе, дайте ему возможность самому покрутить кубик и убедиться в том, что он никак не хочет пролезать в круглое отверстие.

Если малыш очень сильно нервничает, мягко подскажите ему. Очень скоро он научится безошибочно определять подходящее отверстие для кубика и шарика. Тогда вы сможете усложнить игру, прорезав дополнительные отверстия для предметов другой формы или размера.

Черный ящик

Еще одна забава с коробкой, направленная на этот раз на обогащение тактильных ощущений, увеличение пассивного словарного запаса и развитие образных представлений. Проделайте в коробочке несколько небольших круглых отверстий по размеру пальчика ребенка. Внутри коробку разделите картонными перегородками на несколько отсеков по количеству отверстий.

Теперь в каждый отсек положите разный на ощупь материал, например, мягкий и шершавый кусочки губки, шуршащий пакет, вату, кусочек меха, фольгу, моточек шерстяных ниток и т.д. Покажите ребенку, как можно засовывать пальчик в дырочку. Каждый раз описывайте ощущения ребенка и высказывайте предположения по поводу того, что находится внутри (сделайте для себя пометки на крышке коробки напротив каждого отверстия).  Когда ребенок станет постарше, вы сможете класть в коробку пару одинаковых наполнителей, а его задачей будет найти их.

Другие  игры для сенсорного развития ребенка первого года жизни мы собрали для вас в отдельной статье.

С каждым месяцем вашему малышу становится доступно все больше разнообразных игр и развивающих занятий. А ведь еще нужно оставить время для самостоятельных игр ребенка и спокойной созерцательной деятельности. Может быть, иногда вам кажется, что успеть поиграть во все просто нереально.

Во-первых, это и не нужно. Если вы выполняете хотя бы часть предложенных рекомендаций, но делаете это регулярно, вы уже делаете очень многое для развития вашего малыша. Во-вторых, если вас интересует, как развивать ребенка в 8 месяцев, успевая при этом заниматься домашними делами, находить время на себя и на мужа, то вам следует знать, что очень многие игры и занятия можно совмещать с вашими домашними делами, проводить во время прогулки или гигиенических процедур. Например, это касается игр во время купания.

Наклейки для ванной

Интереснейшее занятие для восьмимесячного малыша – наклеивать и отклеивать со стенок ванной разнообразные фигурки. Сейчас такие фигурки можно купить в детских магазинах, но для разнообразия я все равно рекомендую сделать несколько самодельных наборов.

Что можно использовать? Из пористой резины (продается в магазинах товаров для творчества, бывает разных цветов и толщины) и хозяйственных целлюлозных салфеток получаются отличныегеометрические фигуры, силуэты животных, рыб, птиц, корабликов, машин, фруктов и овощей. Также можно вырезать фрагменты с интересными изображениями из полиэтиленовых пакетов с рисунками. Покажите малышу, как цеплять мокрые «наклейки» на стены ванной, и он полюбит вечернее купание :)

Снова стаканчики

Стаканчики-вкладыши, о которых я писала выше, могут также быть отличной игрушкой для ванны. Малыш с интересом будет набирать и выливать из них воду, а также наблюдать, как вода вытекает из дырочек в дне стаканчиков. Занятие способствует развитию соотносящих движений рук, наблюдательности и произвольного внимания.

Выжимаем губку

Покажите малышу, как выжимать губку. Можно вырезать из губки какую-нибудь фигурку, например тучку, или воспользоваться покупными поролоновыми игрушками. Это упражнение направлено наразвитие мелкой моторики, в частности, развитию силы пальцев и укреплению кистевого сустава. Кстати, играть в нее можно не только в ванной, но и на полу, застеленном клеенкой. Поставьте перед малышом пару тазиков, добавьте немного детского шампуня, и, уверяю вас, кроха надолго увлечется процессом.

Рыбалка

Вырезанных из целлюлозных или хозяйственных губок рыбок (или другие игрушки) можно ловить. Устройте импровизированную рыбалку, где в качестве удочки будет выступать пластмассовая чашечка с ручкой или все тот же пластиковый стаканчик. Подайте малышу пример, показав, как можно ловить «рыбок» с помощью этого нехитрого приспособления.

Развитие, навыки и умения ребенка 8 месяцев:

Двигательные умения

  • Садится из положения лежа и сидит, не опираясь
  • Ползает
  • Переступает при поддержке за руки
  • Ложится из положения сидя
  • Встает на ноги, держась руками за неподвижную опору (барьер)
  • Подолгу и разнообразно занимается игрушками
  • Манипулирует 2-3 предметами одновременно
  • Подражает действиям взрослого с игрушками

Эмоции, навыки, умения, социальное поведение

  • Игровой контакт со взрослыми
  • Использует лепет и жест как средства коммуникации
  • Знает свое имя
  • Ест корочку хлеба, которую сам держит в руках
  • По просьбе взрослого выполняет заранее разученные простые действия («ладушки», «дай ручку» и т.п.)

Звуки, речь

  • Громко, четко и повторно произносит различные слоги

 

Предлагаю на этом завершить разговор о том, как развивать ребенка в 8 месяцев. Не пытайтесь занять своего кроху развивающими занятиями от рассвета до заката. Помните, что ему нужно немного времени для самостоятельных игр, отдыха и «переваривания» впечатлений. Внимательно наблюдайте за малышом – если он увлекся игрушкой, просто побудьте рядом или займитесь своими делами неподалеку, но будьте готовы предложить новую интересную игру, когда малыш будет к этому готов.

С помощью наших статей это не составит для вас особого труда. В прошлом месяце мы говорили о развитии семимесячного крохи, а в следующей статье вас ждет отличная подборка игр для девятимесячного ребеночка. Растите и развивайтесь вместе с нами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития детей второго года жизни

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средст...

Особенности развития детей четвертого года жизни

Особенности развития детей четвертого года жизни...

Тема: " Особенности развития детей второго года жизни в доме ребёнка"

Данный   материал  основан  на  особенностях   развития  детей  в  доме  ребёнка....

особенности развития детей 5 года жизни

Особенности развития познавательной и психоэмоциональной сферы ребенка 4-5 лет...

Родительское собрание по теме «Обучение и воспитание детей в подготовительной к школе группе, особенности развития детей 7 года жизни».

Ознакомление родителей с основными направлениями работы с  детьми в подготовительной логогруппе по речевому развитию....