Памятка "Тревожные дети"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Корниенко Наталья Сергеевна

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Ребенок не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и поддержки. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. У ребенка падает самооценка, он становится замкнутым, малообщительным. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), повышать его самооценку похвалой за то, что он делает хорошо, что у него получается и не ругать за то, с чем он не справляется ("каждый имеет право на ошибку").

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_trevozhnye_deti.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Тревожные дети»

Пояснительная записка.

Тревожность  - это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается  в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Одной из отличительных черт тревожных детей является их чрезмерное беспокойство по любому поводу.

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным, но не всегда вовремя могут определить это состояние.  Иногда ребенок становится заложником ситуации.


Причины тревожности могут быть разные, но многие авторы в качестве одной из причин ее возникновения считают нарушения детско-родительских отношений.
Способствовать повышению тревожности у детей могут:

  •  Неудовлетворенность родителей своей жизнью: работой, материальным положением, жилищными условиями. Тревога родителей часто передается детям.
  •  Высокие притязания и сильная неуверенность в себе. Такой конфликт порождает у ребенка чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости и напряженности. Это приводит к перегрузкам и перенапряжению, которые ведут за собой нарушения внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость.
  •  Неадекватные требования к ребенку со стороны родителей — завышенные, противоречивые, негативные требования, которые могут унизить или поставить ребенка в зависимое положение.
  •  Неблагополучная обстановка в семье – конфликты родителей, развод, смерть близкого человека.

Характерные черты тревожных детей.

  •  он испытывает страх пред всем новым, незнакомым, непривычным;
  •  у него повышенная возбудимость, напряженность, скованность;
  •  у него наблюдается нарушение сна, беспокойство, рассеянность;
  •  он не уверен в себе, у него заниженная самооценка;
  •  у него повышенная утомляемость;
  •  он ожидает неприятностей, неудач, неодобрения старших;
  • он исполнителен, у него очень развито чувство ответственности;
  • у него наблюдается склонность помнить скорее плохое, чем хорошее;
  • он безынициативен, пассивен, робок;
  • он болезненно воспринимает критику от окружающих;
  • он обвиняет себя во многих неудачах;
  • он сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
  • он по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.

Если более половины из этих черт наблюдаются у вашего ребенка, то мы можем диагностировать у него тревожность.

Способы преодоления тревожности у ребенка.

  • Главный путь преодоления тревожности, тревоги – это теплая, доверительная атмосфера в семье, уверенность ребенка в любви и защите со стороны близких взрослых;
  • Исключите показ страшных фильмов, мультфильмов, старайтесь не читать страшных историй, сказок, особенно на ночь. Перед сном почитайте ребенку добрую сказку или просто поговорите о чем – то хорошем, поцелуйте ребенка на ночь;
  • Не рассказывать при посторонних о тревожности ребенка, это может усугубить боязнь новых ситуаций, людей, повысить тревожность;
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми или окружающими;
  • Будьте последовательны в своих действиях, поощрениях и наказаниях. Нельзя допускать разногласий в воспитании у всех членов семьи, не менее важно выбрать единый подход к ребенку и родителей, и воспитателей;
  • Никогда не пугайте ребенка тем, что вы его разлюбите или поменяете на  другого, более хорошего;
  • Оценивайте всегда поступки ребенка, а не его самого («у тебя плохое поведение, а не ты плохой»);
  • Демонстрируйте образцы поведения уверенного поведения, будьте во всем примером для ребенка;
  • Обращайтесь к ребенку по имени;
  • Не предъявляйте ребенку завышенные требования;
  • Не унижайте ребенка, наказывая его;
  •     Старайтесь не менять резко условия жизни, место жительства, смену детского учреждения, воспитателя и даже перестановка мебели для таких детей – это фактор повышения тревоги;
  • Повышайте самооценку ребенка похвалой за что-то, но старайтесь быть объективными, похвалу и наказание ребенка применяйте за конкретные поступки, объясняя ребенку, за что его ругают или хвалят;
  • Больше общайтесь со своим ребенком, устраивайте совместные праздники, походы в театр, на выставки, выходы на природу;
  • Для снятия излишнего мышечного напряжения чаще используйте тактильный контакт с ребенком, то есть обнимайте его, поглаживайте, говорите о своей любви;
  • У тревожных детей есть потребность кого-то любить и ласкать, поэтому по возможности заведите какое-то животное;
  • Избегайте состязаний и каких – либо видов работ, учитывающих скорость;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...