Развитие речи на прогулке
консультация (старшая группа) на тему

Зимина Марина Сергеевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи во время прогулки


     Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательное время, и способ развития речи вашего малыша. 

     Новые и новые наблюдения, а значит и новые впечатления, ребенок  накапливает, если активно двигается: бегает по дорожкам, лазает по лесенке на детской площадке, гоняет голубей, рассматривает снежок или букашек, песочек или водичку в луже. Иными словами, двигательная активность юного исследователя становится обязательным условием его речевого и мыслительного развития. 

     Крепкий и подвижный малыш увидит и узнает больше, получит больше положительных эмоций от знакомства с окружающим миром, а значит, будет обеспечено и его эмоциональное развитие (без которого, кстати сказать, невозможно ни личностное развитие, ни восприятие искусства, ни творчество). Чем еще привлекательны прогулки для развития речи, так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас ребенка, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка. 

     Как это делается? 

     Как бы вы ни проводили время с детьми на улице, где бы вы с ними ни гуляли (парк, лес, детская площадка...), старайтесь обо всем рассказывать. Подкрепляйте зрительные образы словами, расширяйте круг впечатлений ребенка, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия. Старайтесь, чтобы речь, обращенная к детям, была понятна, спокойна по своему тону, но эмоциональна и богата интонациями. Не бойтесь "рассказать лишнего" (говорить о том, чего дети еще не понимают) - пусть они учится слушать, впитывают интонацию  речи, обогащают речевую память. 
     В песочнице можно поиграть  в игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»: 

1. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.).

2. Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро. 

3. «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы. 

4. Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка. 

5. «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). 

6. «Поиграть» на поверхности песка как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. 
А придя после прогулки домой, можно для сравнения ощущений предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. 

      Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Будет замечательно, если вы пофантазируете, чьи они? Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. 

      Еще песочек может быть с камушками, которые тоже имеют цвет, размер: они бывают большие - булыжники; поменьше - щебенка, галька. Вообще, камушки - любимые детские игрушки (после палочек, конечно), просто настоящие сокровища. Они такие прекрасные, потому что и разноцветные: от беленьких и сереньких до красненьких и черненьких. Еще попадаются прозрачные, с вкраплениями (точечками, пятнышками, поясками) и отверстиями (дырочками, ямками, щелками). 

      Использование разнообразных по звучанию слов стимулирует развитие фонематического слуха - способности различать звуки речи. Употребление мамой слов с различными оценочными суффиксами (например, камушки и каменище) расширяет возможности эмоционального развития крохи, знакомит его с разнообразием предметов и их названий. 

       Однако важно и не переборщить - предоставляйте ребенку возможность играть самостоятельно. 

      Наблюдая на улице за машинами, также самое время расширять словарь своего чада. Машины можно рассматривать, можно изучать их цвет, обсуждать их скорость, сравнивать размеры, придумывать истории, героями которых будут сами машины или те, кто в них едет. Самыми любимыми машинами маленьких детей, как правило, становятся трамваи, тракторы, экскаваторы, землечерпалки, подъемные краны. Эти машины большого размера, они шумят, тарахтят, едут медленно и есть что разглядывать (ковши, стрелы и т.д.) Именно эти машины (шумные) становятся одним из первых названных малышом предметов: «ДЖ-Ж-Ж». И не игнорируйте обсуждение со своими сыновьями тех или иных машин: поинтересуйтесь, что именно делает эту машину такой красивой, необычной. 

      Во время прогулки в парке, сквере, в лесу, разглядывая вместе с малышом деревья, травку и цветочки, мы не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагая ребенку рассматривать разные листочки (клена, березы, осины), неторопливо расскажите ему о том, чем они отличаются: «Смотри, какой большой листик у клена, какой красивый: вот этот бочок у него красный, а этот желтый. А вот другой листочек, поменьше - он весь желтенький, похож на золотую монетку, а вырос он на этом дереве – березе. Посмотри, какое интересное дерево береза. У всех ствол коричневый, а у нее - белый. Поэтому березу и называют белоствольная (медлннно проговорите прилагательное «белоствольная» несколько раз)». 

      Ваш рассказ должен быть спокойным: малышу нужно услышать все интонации связной речи, все особенности построения фразы. А потому вы должны стараться строить простые, но правильные предложения. Произносить слова так, чтобы малышу было легче (понятнее) постигать звуки родной речи, особенности ее звучания. Ученые, занимающиеся вопросами лингвистики детской речи, а также речи взрослых, обращенной к детям, заметили, что именно мамы чаще повторяют те или иные слова, общаясь с крохой. Тем самым они как бы подсознательно стараются привлечь внимание ребенка к тому, как звучит слово, формируют его звуковой образ в памяти ребенка. 

        Довольно широкие возможности для обогащения детского словаря дает знакомство с птичками. Берите с собой на прогулку корм для птиц (пшено, булочку или печенье - его ребенок тоже может "поклевать") и предлагайте крохе новую игру - кормить птичек. Такая игра может стать постоянным занятием на прогулке, особенно зимой, когда птицам дополнительная подкормка явно не помешает. 

        Какие еще впечатления на прогулке смогут послужить опорой для импровизированных занятий по развитию речи, подскажет ваша наблюдательность и фантазия. Важно только помнить, что яркое впечатление, положительная эмоция - одно из самых действенных средств побуждения малыша к речи. Иными словами, под их воздействием у ребенка возникает сильное желание поделиться увиденным, и он пытается сообщить об этом маме.

       Впечатления на прогулке - естественная ситуация для общения, которое так необходимо малышу для полноценного развития. В процессе общения с мамой формируется представление о мироздании, воспитывается характер, развивается способность к эмоциональному восприятию мира. Речь дает возможность не только понимать, но и узнавать новое, сочинять новое - выполнять сложнейшие мыслительные действия, связанные с познанием окружающего мира. 

Речевые игры на прогулке

 «Я заметил»

Называйте предметы, мимо которых вы проходите, а еще обязательно укажите – какие они. «Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она серая и пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

 «Этот шумный мир»

Прислушивайтесь ко все звукам и шуму вокруг вас. Помогите ребенку научиться различать звуки. Что он слышит: пение птиц, лай собак или  шум листвы на ветру? А около дороги совсем другие звуки: сирены машин, шум моторов, музыка из открытых окон, чей-то смех. Придумайте вместе с ребенком слова, с помощью которых можно описать звуки.                                                                                                              

Как назвать звуки, которые издает сирена, банки, падающие в мусорный бак и  мяч на спортивной площадке?

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей…(чирикает), человек идет, а автобус…(едет), человек идет медленно, а машина едет… (быстро), дом высокий, а киоск …(низкий) и т. д.

«Мыльные пузыри»

Надувая мыльные пузыри, ребенок получает не только массу положительных эмоций, но и развивает длительность выдоха.  Следите за тем, чтобы малыш вдыхал носом, не поднимая плеч и спокойно выдыхал через рот. 

«Кто первый увидит»

Выберите какой-либо объект – красный автомобиль, газетный киоск, человека с зеленым шарфом или окно с цветами – и посмотрите, кто первым его заметит.  

«Сколько шагов?» 

Слова состоят из частей (слогов). Чтобы узнать, сколько частей в слове, можно прохлопать его ладошками или «прошагать». Сколько шагов, столько и слогов. Попросите ребенка «прошагать» любое слово и сказать, сколько в слове частей.              Ма-ши-на – 3 части,  фо-нарь – 2 части, дом – 1 часть, све-то-фо-ры – 4 части.

Кто из вас назовет самое длинное слово? А как короткое слово «превратить» в длинное? (дом – домик)

«Волшебные очки»

             Представьте, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим). Посмотрите, какого цвета все стало. Ребенок может называть один или с Вами по очереди:красные сапоги, красный нос, красное дерево... 

«Посчитай»

            Предложите ребенку посчитать увиденные предметы. «Посчитай, сколько магазинов около нашего дома, сколько грузовиков проедет по дороге». Ребенок должен не просто считать, но и называть, что он считает. «Одна серая кошка, две серые кошки».

                «Нужный звук»

Договоритесь с ребенком называть те увиденные предметы, в названии которых есть определенный звук. Например: «Назовем те слова, в которых есть звук [м]: машина, магазин, дом, ромашка, клумба».

«Этажи»

Посчитайте с ребенком этажи в домах. В этом доме один этаж, значит дом….(одноэтажный), а в этом доме девять этажей, значит дом…(девятиэтажный). Девять этажей – это много и мало? Если этажей много, значит дом…(многоэтажный).

     «Найди дерево».

Цель: закрепление названий и признаков деревьев; совершенствование движений в природных условиях, ориентирование в пространстве. Материал: поощрительные фишки, листья, плоды, веточки деревьев.

Правила игры:

1. Заранее оговаривается движение, используемое в игре.

2. Поощрительную фишку получает только тот, кто не только добежал до дерева, но и первым обхватил его.

Содержание: воспитатель называет дерево (ель, березу и др.), предлагает найти, добежать (дойти, допрыгать) до него и обхватить руками. Используются элементы соревнования: кто быстрее найдет «свое» дерево? Варианты игры: дети бегут к тому дереву, веточку, лист или плод которого показывает воспитатель; детям предлагается найти такой же лист на земле и с ним бежать к нужному дереву и т. д. Правильно выполнивший задание получает поощрительную фишку. Победителем считается тот, у кого окажется большее количество фишек

     «Березонька, выручай».

Цель: совершенствование различных видов и способов бега в природных условиях; развитие внимания, быстроты реакции на сигнал, ловкости.

Правила игры:

1. Начинать бег и ловить можно только по окончании «кричалки».

2. Не разрешается ловить игрока, добежавшего до дерева и выполнившего дополнительное движение.

Содержание: дети стоят в кругу, взявшись за руки, ловишка в середине круга. После произнесенных хором слов «Ловишка, ловишка, беги — догоняй, березка, березонька, нас выручай!» дети бегут к березе. Добежав до березы, они должны успеть выполнить одно из действий: дотронуться до ствола, обхватить его руками, прислониться щекой, повиснуть на ветке.

      «Листопад».

Цель: закрепление двигательных умений в естественных природных условиях; развитие ловкости, грациозности движений, внимания, наблюдательности. Материал: легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины.

Правила игры:

1. Дети должны подбирать наиболее подходящие к заданию движения,

выполнять их эмоционально, грациозно.

2. Начинать и заканчивать движения следует точно по сигналу.

Содержание: воспитатель читает стихотворение: «Падают, падают листья, в нашем лесу листопад, желтые, красные листья по ветру вьются, летят… ». Затем, размахивая шарфом или колечком, говорит детям: «Я — ветер, вы — листья», — и предлагает различные игровые задания.

Например: ветра нет — листья уснули (все приседают, закрывают глаза); подул ветер и погнал листья (дети двигаются в разных направлениях — прямо, боком, спиной вперед);

закружились листья на месте; стих ветер — листья отдыхают и т. д. Роль ветра можно поручить кому-либо из детей.

      «Ветер и ветерки».

Цель: упражнение в различных видах и способах ходьбы и бега, развитие внимания, быстроты реакции на сигнал.

Правила игры:

1. Движения всеми игроками должны выполняться правильно и четко.

2. Неправильно выполнивший движение или запоздавший выходит из игры.Содержание: ведущий — ветер — выполняет движения: бег в разных направлениях, с разным положением рук, с высоким подниманием колен, с кружением и приседанием, широким шагом, галопом и т. д. Ветерки должны повторять их в точности.

      «Что мы видим?».

Цель: развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции; активизация словаря; упражнение в различных видах и способах движений.

Правила игры:

1. Называть слово надо быстро, не задумываясь.

2. Нельзя повторять слова и движения.

Содержание: дети по очереди называют одним словом, что видят вокруг (например: лес, небо). Кто не может быстро придумать слово — выполняет какое-нибудь движение (подпрыгивает, кружится и т. д.), остальные повторяют за ним. Победителем считается тот, кто назвал больше слов.

      «Найди камешки».

Цель: развитие наблюдательности, внимания, фантазии; закрепление движений в естественных условиях.

Правила игры:

1. Находить камешки в соответствии с заданием.

2. Нельзя повторять уже выполненное кем-либо из детей движение. Содержание:детям поочередно даются задания: найти самый большой камешек, самый гладкий, острый, причудливый, красивый и т. д. Эта часть игры проводится в форме соревнования — кто быстрее? Во второй части каждый из детей придумывает движения со своим камешком. Выигрывает тот, кто больше придумает движений.

     «С горки на горку».

Цель: двигательные забавы; закрепление движений в естественных условиях; развитие внимания, образного мышления, памяти.

Правила игры:

1. Внимательно слушать и подбирать движение, наиболее соответствующее заданию.

2. Выполнять движения правильно.

Содержание: дети по сигналу поднимаются на горку и спускаются с нее, подбирая то движение, которое соответствует образному заданию воспитателя (например, на горку — лошадки, с горки — зайчатки; на гору — зайчата, с горы — медвежата; на гору — стрекозы, с горы — козы; на гору — муравьи, с горы — журавли и т.д.). Побеждает тот, кто точнее подберет движение и правильно его выполнит. Победитель становится руководителем игры.

      «Ребята и зверята».

Цель: забавы-импровизации; совершенствование движений; развитие творчества, фантазии.

Правила игры:

1. Четко дифференцировать движения и изображаемых животных согласно тексту.

2. Использовать как можно больше различных движений. Содержание: дети выполняют движения соответственно тексту:

— На зеленом на лугу бегают ребята. (Дети бегают кто как хочет.)

— Это вовсе не ребята, а какие-то зверята. (Изображают с помощью движений различных животных.)

— Убежали все зверята, вновь вернулись к нам ребята. (Выполняют любые движения.)

Воспитатель отмечает наиболее интересные импровизации, подчеркивает, кто из детей использовал больше разнообразных движений.

       «Придумай сам».

Цель: закрепление движений в естественных условиях; речевые упражнения с использованием предлогов; развитие наблюдательности, внимания.

Правила игры:

1. Подбирать движения точно по словесному заданию.

2. Выбирать разные предметы для движений.

Содержание: воспитатель дает детям первую часть задания, вторую они придумывают сами. Например, воспитатель говорит: «Все побежали и спрятались за… » Дети должны найти разные предметы и спрятаться за ними (за деревом, кустом, друг за другом). Последующие задания могут быть такими: подпрыгнули до… ; покружились и присели под… ; прошли спиной вперед и прислонились к… ; взялись за руки и допрыгали до…

        

БДОУ города Омска «Детский сад №336»

Консультация для педагогов

«Речевое развитие дошкольников на прогулке»

                

Выполнила:

Зимина М.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Лесная прогулка»

Программное содержание:  1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.  2. Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.3. Закреплять умение детей использовать в реч...

Конспект ООД «Развитие речи». Тема: «Прогулка по лесу» (2-я мл.группа).

Задачи занятия:·         Учить подбирать слова, противоположные  по смыслу  (антонимы);·         Закрепить пра...

Конспект образовательной деятельности в средней группе по развитию речи/ Тема: Прогулка в лесу

Конспект образовательной деятельности в средней группе по развитию речи с использованием ИКТ (технология фото-кейс)....

Конспект НОД по развитию речи«Лесная прогулка»

Конспект НОД по развитию речи«Лесная прогулка»    Интеграция образовательных областей Познавательное развитие (обобщение и закрепление представлений детей о насеко...

Конспект итогового занятия по развитию речи тема: «Прогулка в лес»

Программное содержание: Закреплять классификацию предметов, обобщающих слов, признаки времен года (по схемам )совершенствовать грамматический строй речи; упражнять в правильном произношении; развивать...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Прогулка в весенний лес»

Образовательные:  Составлять распространенные предложения по сюжетным картинкам;               Продолжать учить детей от...