Развитие мелкой моторики у дошкольников
консультация на тему

Кадышева Татьяна Анатольевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_doshkolnikov.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие мелкой моторики у дошкольников

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,  тем умнее ребенок», -  эти слова принадлежат В.А. Сухомлинскому. Мастерство владения рукой связано в психологии с понятием - развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Почему же так важно развивать мелкую моторику?

Взрослые владеют множеством простых навыков:завязывание шнурков и галстука, застёгивание и растёгивание пуговиц, расчёсывание волос. Поразмыслив, вы поймёте, что не всегда такие навыки – это нечто само собой разумеющееся. Наблюдая маленьких детей, пытающихся завязать шнурки, начинаем замечать, насколько трудны эти «простые» навыки, когда их выполняешь впервые. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования скоординированных движений кистей и пальцев руки, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.

Кроме того, развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за развитие речи. Всё дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев, расположены очень близко. А формирование речи способствует развитию мышления. Чем более ловкие пальчики – тем более гибкий ум.

У большинства современных детей отмечается слабое развитие моторики рук. Еще несколько десятилетий  назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду. Сейчас  многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками и молниями. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!

Наблюдения за развитием человека показали, что для естественного развития руки самым благоприятным оказывается период с рождения до 6 лет. Чем больше движений в этом возрасте осваивает малыш, чем больше он в них практикуется, тем больше импульсов от пальцев поступает в мозг, в том числе в зоны, отвечающие за формирование речи. Поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

Вот несколько советов родителям дошкольников:

- среди игрушек вашего ребёнка обязательно должны быть мозаики и конструкторы;

- развитие моторики у детей связано с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы. Пытаясь завязать шнурки на ботинках, ребенку придется каждый раз, собираясь на улицу, тренироваться. Если вы готовы терпеливо ждать, то очень быстро пальчики у малыша станут более гибкими и умелыми, а мелкая моторика будет развиваться автоматически, без специальных упражнений;

- мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, вырезание ножницами, плетение, оригами, аппликация;

- для более старших детей хороши графические упражнения и штриховки;

- если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела!

Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

 2. Разбирать расколотые грецкие орехи. Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жареных орехов.

3. Собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики,  бусинки).

4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.

5. Открывать почтовый ящик ключом.

6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (о том, кто их размотал, лучше умолчать).

8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

 9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки: у канистр с водой, зубной пасты и т. п.

11. Помогать перебирать крупу.

12. Закрывать задвижки на дверях.

13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

14. Собирать на даче или в лесу ягоды.

15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

16. Вытирать пыль, ничего не упуская.

17. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

18. Перелистывать страницы книги.

19. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Умелыми пальчики вашего ребёнка станут не сразу, но игры и упражнения, которыми вы будете заниматься с вашим ребёнком систематически с раннего возраста, помогут ему уверенно пользоваться руками. А развивая пальцы рук, мы развиваем речь и мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...

Оригами как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР

Презентация.   Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать ...

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...

статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи

статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...

Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"...

Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"

Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....