Логопедические рекомендации на летние каникулы.
консультация по теме

Гражданова Елена Владимировна.

Наступило долгожданное лето! Это время,когда дети  отдыхают от занятий в детском саду,а взрослые с нетерпением уходят в отпуск. Но, чтобы прошедший год не был потрачен в пустую, чтобы усилия логопеда, ребенка и родителей, не были потрачены зря, предлагаю Вам некоторые, не сложные упражнения в игровой форме. Их можно использовать не только в работе с детьми-логопатами. Но и  с будующими первоклассниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Советы логопеда.40 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические рекомендации на летние каникулы.

Для умных малышей и занятых родителей. 15 минут в день.

        

Тренировочные упражнения можно выполнять с текстом из детской литературы (сказки,  рассказы).

1.  Тренироваться выделять  звуки :  

  • Научиться перед зеркалом отделять гласные звуки (они «поют», им не мешают «петь» губы, зубы, язык, щёки) от согласных (их «пению» что-нибудь препятствует).
  • найти в тексте (или придумать) 3-5 слов, которые начинаются на  звук А(Б,В, Г и т.д.). Пример: арбуз,

 

  • придумать 3-5 слов, которые в конце слова имеют звук А.( слива, груша)    
  • - придумать 3-5 слов, которые в середине слова имеют А. (класс)
  • обвести \подчеркнуть все буквы  А,, потом все О, И, У, Ы , Я, Е, Ю, Э, Ё; 
  • г) игра «Радист». Отстучать каждый звук побуквенно: слон - (С) (Л) (О) (Н) и т.д.  
  • разделить (прохлопать) слова на слоги, помня правило: СКОЛЬКО ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ;   
  • поставитьв словах ударение. Назови (напиши) слог с ударной гласной. Пример:Машина-  -ши-.  
  • Ошибка в ударении (устно): взрослый говорит слово с неправильной ударной интонацией, ребёнок должен это услышать и исправить.

                (кошкА –кОшка)

   2. Тренировочные упражнения по ориентации в пространстве : верх-низ, право- лево,  вверху с лево, вверху с право, внизу с лево, внизу с право, спереди- сзади ,в том числе с предлогами: в, на, с, к, за, под, над, перед, из, из-под, через, между  и т.п. Это способствует правильному употреблению и отдельному написанию от других слов.

  • взрослый просит ребёнка поднять названную руку, ногу или  дотронуться до соответствующего уха, глаза. Попросить положить( спрятать) предмет за спину (штору), в книгу, между стулом и стеной, достать что-то из-под дивана и т.п.. Если ребёнок выполняет инструкцию правильно, то предложить ему озвучивать ваши аналогичные действия.
  • Придумать ( найти в текстах) предложения с этими предлогами .
  • ошибки: взрослый говорит предложение с неправильно употреблённым предлогом, а ребёнок должен эту ошибку  услышать и исправить.
  • «Графический диктант» ( взрослый диктует, заранее нарисованный по клеточкам рисунок, а ребёнок воспроизводит его инструкцию. Пример: 2клетки вправо, 2клетки вниз, 2клетки влево, 2клетки вверх ( квадрат)  или 2клетки вправо, 1клетка вверх, 2клетки вправо, 1-вниз, 2клетки вправо, 1-вниз, 1-влево, 1-вниз, 1-влево, 1-вверх, 2клетки влево, 1-вниз, 1-влево, 1-вверх, 1-влево, 1-вверх (машина).  Аналогично рисуют буквы, цифры.  

   3.Тренировочные упражнения  по определению значения слова.  

  • в тексте услышать  слова, отвечающие на вопрос КТО? (одушевленный предмет),   отвечающие на вопрос ЧТО? (неодушевленный предмет).  Придумать свои варианты.    
  • в тексте найти  слова, отвечающие на вопрос ЧТО  ДЕЛАТЬ?  ЧТО ДЕЛАЕТ?  ЧТО ДЕЛАЮТ?  Это слова-действия (глаголы).  Придумать свои варианты.    
  • в тексте найти  слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ?  КАКОЕ?  Это слова-признаки (прилагательные).  Придумать свои варианты.  
  • в тексте найти и выделить  слова, соответствующие  вопросу ЭТО ОН? (мужской род). Придумать свои варианты.  
  • в тексте найти слова, соответствующие  вопросу ЭТО ОНА? (женский род). Придумать свои варианты.  
  • в тексте найти слова соответствующие  вопросу ЭТО ОНО? (средний род). Придумать свои варианты.

  4. Тренировочные упражнения  по грамматике  русской речи.  

  • правильное употребление окончаний имён существительных муж. и жен. рода в единственном и  множеств. Числе (сапог-сапоги, юбка-юбки).  
  • правильное употребление окончаний глаголов настоящего времени  в единственном и  множественном числе (ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?).
  • правильное употребление окончаний глаголов   прошедшего времени муж. и жен. рода(ЧТО ДЕЛАЛ(А)?).  
  • правильное употребление окончаний глаголов   несовершенного и совершенного вида (ЧТО ДЕЛАЕТ?- ЧТО ДЕЛАЛ(А)?).  
  • правильное употребление окончаний имён существительных муж. и жен. рода  единственного числа в винительном (КОГО? ЧТО?),  родительном (КОГО? ЧЕГО?), дательном( КОМУ? ЧЕМУ?) и творительном( КЕМ? ЧЕМ?) падежах.  
  • правильное согласование прилагательных с существительными множественного числа в именительном падеже (КАКИЕ? -синие столы, новые парты, белые окна) .  
  • правильное употребление множественного числа имён существительных среднего и мужского рода (крыло-крылья, кол-колья).
  • употребление окончаний имён существительных  в уменьшительно-ласкательной форме (ваза-вазочка).

    5. Тренировочные упражнения  по обобщению и выделению частного из  общего. Игра « Кто лишний?». Пример:  шорты, юбка, слива, носки.

    6. Знать и уметь определять временные категории( сколько их и последовательность):  день недели , месяцы, время года.

    7. Тренировочные игры  по  развитию  лексики. Кто больше придумает слов по теме:  - «Домашние животные», «Дикие животные», «Лесные животные», «Животные пустыни», «Степные животные», « Животные холодных стран», «Морские животные», «Рыбы», «Насекомые», «Мебель», «Электроприборы»,  «Домашние птицы», «Перелётные - неперелётные птицы», «Деревья», «Кустарники», «Цветы», «Комнатные растения», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Зимняя одежда (обувь)» (весенняя ,летняя, осенняя),  «Профессии», «Кому какие инструменты нужны?», «Транспорт»( наземный, подземный, железнодорожный, воздушный, спортивный).

Желаю успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

летне-оздоровительный проект: "Летние каникулы"

Данный проект реализуемый в летне-оздоровительный период способствует оздоровлению детей как в совместной деятельности с педагогами, так и в самостоятельной.Развивает у детей познавательный интерес, ф...

Рекомендации на летний период родителям детей, которые продолжают коррекцию речи в логопедической группе детского сада

Данный буклет адресован родителям детей посещающих логопедическую группу. В нем изложен материал для родитлёй на что необходимо обратить своё внимание в летний периуд....

Рекомендации для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности на время летних каникул

Лето - время для отдыха. Но большинство детей за лето теряют кропотливо наработанные за учебный год навыки. Рекомендации даются для того, чтобы заинтересованные родители могли минимизировать эти потер...

Методические рекомендации логопеда на летние каникулы

Предлагается перечень игр и различных занятий с ребёнком старшего дошкольного возраста для развития речи в летние каникулы: пополнения и уточнения словаря, развития грамматического строя, связной речи...

Методические рекомендации родителям (законным представителям) по вопросу "Безопасности детей в период летних каникул"

К своеобразным сезонным рискам можно отнести школьные каникулы, когда у детей появляется много свободного времени, они чаще находятся на улице и остаются дома без присмотра взрослых. По статистике в э...