Главные вкладки

    «Адаптация детей раннего возраста к ДОО, как условие его эмоционального благополучия»
    консультация (младшая группа) на тему

    Камынина Марина Александровна

    Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vstupitelnoe_slovo.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Адаптация детей раннего возраста к ДОО, как условие его эмоционального благополучия»

    Проблема социальной адаптации не нова в современном обществе, а  очень актуальна и значима.

    Актуальность темы заключается в том, что детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад

    Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

    Адаптация является активным процессом.

    С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.

    От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

    Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

    Главная цель: создать благоприятные условия, способствующие комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ.

    Задачи:

    • Сохранение и укрепление здоровья детей в изменившихся условиях.
    • Оказание родителям практической и консультативной помощи и убеждение их в необходимости воспитания ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и индивидуальных особенностей.
    • Формирование единого стиля воспитания и общения с ребенком в семье и ДОУ.
    • Окружение ребенка душевным теплом, заботой и лаской для установления доверительных отношений с сотрудниками ДОУ.

    Актуальность - это

    • Слабая педагогическая компетентность родителей.
    • Несформированная нервная система у малышей.
    • Изменение социальных условий.

    .

     В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах  было выделено три фазы адаптационного процесса:

    1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

    2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

     3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

    Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую.

    -. Период лёгкой адаптации длится 1 - 2 недели. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2 - 3-й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

    - Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к яслям или детскому садику длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев. ---Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей. Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.

    Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем направлениям.

    Факторы, определяющие характер адаптации.

    Возраст, состояния здоровья, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности, приближённость домашнего режима к режиму детского сада

     – вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ясли и благополучного привыкания к ним.

    Необходимо понять, выяснить причины , интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, "проникнуть в духовный мир ребенка", чтобы правильно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения. По мнению кандидата психологических наук Галигузовой Л.Н. установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты с взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях и детском саду, где воспитатели не могут уделять ребёнку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребёнок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре.

    Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно играть с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью. Они любят вместе с воспитательницей решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрёшку, элементы конструктора.

    Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым.

             Взаимодействие с родителями как условие успешной                                 адаптации к ДОУ.

    Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

    Основные формы работы детского сада с семьей в период

                                                                                                адаптации

    1.Родительские собрания.

    2.Анкетирование.

    3.Беседы.

    4.Посещения на дому.

    5.Выставки.

    6.Папки-передвижки.

    7.Алгоритмы "Я одеваюсь, "Учимся складывать вещи", " Я умываюсь".

    8.Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.

    9.Консультации.

    Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

    Целесоообразно рекомендовать родителям впервые приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу.

    Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых. Пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия. В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

    Необходимо принять ребенка таким, каков он есть, не выказывая неудовольствия от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего;

    - вести адаптационные листы, которые помогут отследить течение адаптации ребенка, и вовремя принять меры по облегчению этого процесса;

    - по поступлению новичка в ясли мы должны строго следовать установке: теперь все проблемы ребенка – наши проблемы, и не перекладывать вину на родителей, если они не сумели соответствующим образом подготовить его к жизни в организованном детском коллективе.

    Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников.

    Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты (Приложение 1), где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.

    Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми).

    А так же для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и родителей:

    Рекомендации для воспитателей:

    - любите детей и относитесь к ним как к своим;

    - помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;

    - приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;

    - необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;

    - по возможности посетите семью ребенка, узнайте о привычках и интересах детей;

    - проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.

    В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.

    Рекомендации для родителей:

    - любите своего ребенка таким, какой он есть;

    - радуйтесь своему ребенку;

    -разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

    - слушайте ребенка, не перебивая;

    - установите четкие и определенные требования к ребенку;

    - не устраивайте для ребенка множество правил;

    - будьте терпеливы;

    - каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;

    - в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;

    - поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

    - чаще хвалите ребенка;

    - поощряйте игры с другими детьми;

    - интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;

    - не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;

    - помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;

    - прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;

    - посещайте групповые собрания.

    Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

     Если организовать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, систему коррекционно-развивающих занятий и особую предметно - развивающую среду в группе раннего возраста, то адаптация к ДОУ проходит безболезненно и быстро.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

    Тема : Внедрение инновационных технологий «Песочная терапия» как средство комфортной адаптации  детей раннего возраста к дошкольной организации...

    Презентация. «Адаптация детей раннего возраста к ДОО, как условие его эмоционального благополучия»

    Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом....

    Адаптация детей раннего возраста к новым социальным условиям детского сада.

    Адаптация детей раннего возраста к новым социальным условиям детского сада. «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную ...

    Особенности адаптации детей раннего возраста (ясельная группа) к условиям ДОУ.

    Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ выступление педагога-психолога на родительском собрании (Психологические особенности детей 2-3 лет в период адаптации"....

    Адаптация детей раннего возраста к новым социальным условиям

    АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  К  НОВЫМ СОЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ...

    "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ в условиях ФГОС ДО"

    Адаптация детей раннего возраста к ДОУ в условиях ФГОС ДО...

    АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО

    Адаптация к детскому саду – это сложный процесс, сопровождающийся для ребёнка стрессом и другими негативными последствиями. Огромную роль для решения этой задачи играет правильно организованная ...