Адаптация детей раннего возраста к новым социальным условиям
консультация (младшая группа)
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К НОВЫМ СОЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ
Скачать:
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
К НОВЫМ СОЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ
Педагог-психолог МАДОУ
д/сад № 10 «Чебурашка»
Гаревских В.С.
Каждый ребенок, впервые поступающий в дошкольное учреждение, переживает переходный период, который называется адаптацией.
Адаптация – приспособление организма к новой обстановке. Она подразумевает психическое здоровье личности, то есть гармонию с самим собой и окружающим миром.
Адаптация бывает биологической и социальной. Биологическая – это приспособление организма к климатическим, географическим условиям. Само рождение – проявление биологической адаптации. Социальная адаптация – это приспособление к изменяющимся социальным, общественным условиям. Тогда ребенку надо изменить привычные формы поведения и привести в соответствие с новыми условиями жизни.
При поступлении в детский сад в повседневной жизни ребенка происходят значительные изменения. Среди них:
- определенная обстановка;
- установленный распорядок дня (сейчас все живут в индивидуальном режиме);
- новые лица: взрослые и дети;
- новые способы обращения с ним (в саду он равный среди таких же);
- питание (без права выбора);
- правила поведения.
Если происходит столько изменений, то ребенок обязательно отреагирует. Он не будет вести себя как обычно, ее поведение изменится.
Реакции детей на трудности адаптации.
- Депрессивные реакции. Дети становятся робкими, замкнутыми, вялыми. Могут проявиться беспокойство, страх, капризы, плач. Часто не хотят покидать дом, у дверей сада не хотят расставаться с родителями. Накапливаемое в детском саду психическое напряжение, дома разряжают в виде раздражительности, капризности, негативизма, упрямства.
- Изменение защитных сил организма. Ребенок начинает часто болеть: ОРЗ, бронхиты, инфекции, временное повышение температуры, появление сыпи.
- Нарушение сна. Сон становится прерывистым, беспокойным.
- Нарушение аппетита. Ребенок часто отказывается от кормления. Наблюдаются случаи рвотных позывов.
- Разрушение ранее сформированных навыков: примитивнее становится речь; у детей, приученных к опрятности, возможно недержание мочи и кала.
- Проявления невротических реакций: спазм кишечника, вегетососудистая дистония.
Все нарушения и изменения у разных детей проявляются в разной степени. В зависимости от их тяжести адаптация классифицируется на три группы:
- легкая адаптация;
- адаптация средней тяжести;
- тяжелая адаптация.
Признаки легкой адаптации
В течение 7 – 10 дней нормализуются поведение, аппетит, сон, эмоциональное состояние, речевая активность, игровая деятельность.
Взаимоотношения со взрослыми не нарушены.
Двигательная активность не снижается.
Заболеваемость не возникает.
Признаки средне - благоприятной адаптации
Длительность – около 1 месяца.
Сон и аппетит нормализуются через 20-40 дней.
Эмоциональная неустойчивость: утром плачет, в группе успокаивается.
Снижение двигательной активности на 30 -35 дней.
Возможно заболевание: ОРВИ без осложнений.
Признаки неблагоприятной адаптации
Длительность привыкания от 2 до 6 месяцев.
Длительное неадекватное поведение, граничащее с преневротическим состоянием.
Длительное снижение аппетита с невротической рвотой.
Сон чуткий, укороченный.
Нарушенное эмоциональное состояние: плач, хныканье, пассивность, безразличие.
Избегание контактов.
Замедление темпа нервно-психического развития. Темп нервно-психического развития отстает на 1 – 2 эпикризных срока.
Часто болеет, повторно, с осложнениями.
Улучшение такого состояния неустойчиво, возможно рецидивы плача и пассивности.
Средние показатели распределения детей по уровням адаптации примерно следующие: 45 % -легкая адаптация, 45 % - средняя, 10 % - тяжелая.
От чего зависит адаптация
- От состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче справляется с любыми трудностями. Труднее проходит адаптация у ослабленных детей (рахит, аллергия, ОРЗ)
- От опыта общения. Труднее тем детям, которые общались только с родителями, у которых нет опыта общения с посторонними людьми.
- От потребности детей в общении. Легче, если дети испытывают потребность в общении с взрослыми на познавательные темы.
- От эмоциональной связи с матерью.
В семье должна пройти подготовка ребенка к посещению детского сада. В нее включаются следующие основные аспекты.
1. Соблюдение единых требований к режиму дня.
На режим детского сада ребенка надо переводить постепенно: подъем – в 7 часов;
приход в сад – до 8 часов; кормление 4-х разовое – 8, 11.30, 15, 17 часов; дневной сон – с 12 до 15 часов
2. Единая стратегия воспитания навыков опрятности. Высаживание на горшок после еды, перед сном и после сна, перед прогулкой и после прогулки. Переход на режим самостоятельного питания и соблюдение диетических требований к детскому питанию. Переход на самообслуживание в одевании.
3. Предварительное знакомство ребенка с ДОУ: посещение территории детского сада; беседы с ребенком о будущем посещении ДОУ, как о радостном событии.
4. Обеспечение возможности детям дома разгрузиться.
5. Не переживать самим взрослым. Ребенок чутко улавливает состояние и настроение своих близких и тоже может тревожиться.
Мероприятия в ДОУ по проведению адаптации.
1. Подготовка группы к приему новых детей.
2. Постепенный прием новых детей: не более 5 детей в неделю.
3. Постепенное увеличение времени пребывания ребенка в группе: за 2 – 3 недели довести до 10 часов.
4. Сохранение домашних привычек.
5.Создание ограниченных игровых зон.
6.Удовлетворение потребности в эмоциональном контакте.
7.Тщательное наблюдение за поведением и состоянием здоровья, ведение адаптационных листов.
8. Установление доверительных, доброжелательных отношений с родителями.
Таким образом, в жизни ребенка, впервые поступающего в дошкольное учреждение, будет трудный период приспособления – адаптация. В этот период взрослым нужно быть особенно внимательным к ребенку и помочь ему благоприятно адаптироваться к новым социальным условиям.
Литература:
1. Воспитание и обучение детей раннего возраста./Под ред. Павловой Л.Н.,М., Просвещение, 2002.
2. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. М., Просвещение, 2002.
3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., Просвещение, 2002.
4. Что нужно знать педагогу на этапе оформления ребенка в ясельную группу.// Управление ДОУ. 2004. №1.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АДАПТАЦИЯ – приспособление организма к новой обстановке. Изменения в жизни ребенка: - определенная обстановка; установленный распорядок дня; новые лица: взрослые и дети; новые способы обращения с ним; питание; правила поведения.
Реакции детей на трудности адаптации
Классификация адаптации Адаптация классифицируется по степени тяжести : Легкая адаптация; Адаптация средней тяжести; Тяжелая адаптация.
Признаки легкой адаптации В течении 7 – 10 дней нормализуются поведение, аппетит, сон, эмоциональное состояние, речевая активность, игровая деятельность; Взаимоотношения со взрослыми не нарушены; Двигательная активность не снижается; Заболеваемость не возникает.
Признаки средне - благоприятной адаптации Длительность – около 1 месяца; Сон и аппетит нормализуются через 20-40 дней; Эмоциональная неустойчивость; Снижение двигательной активности; ОРВИ без осложнений.
Признаки неблагоприятной адаптации Длительность от 2 до 6 месяцев; Длительное неадекватное поведение, граничащее с преневротическим состоянием; Нарушенное эмоциональное состояние; Замедление темпа нервно-психического развития.
От чего зависит адаптация От состояния здоровья и уровня развития ребенка. От опыта общения. От потребности детей в общении. От эмоциональной связи с матерью.
Подготовка ребенка в семье к посещению детского сада
1. Соблюдение единых требований к режиму дня. На режим детского сада ребенка надо переводить постепенно: Подъем – в 7 часов; Прием в сад – до 8 часов; Кормление 4-х разовое – 8, 11.30, 15, 17 часов; Дневной сон – с 12 до 15 часов.
2. Единая стратегия воспитания навыков опрятности
3. Предварительное знакомство ребенка с ДОУ 4. Позволить детям дома разгрузиться. 5. Не переживать самим взрослым.
Мероприятия в ДОУ по проведению адаптации
Подготовка группы к приему новых детей. Постепенный прием новых детей: не более 5 детей в неделю. Постепенное увеличение времени пребывания ребенка в группе: за 2 – 3 недели довести до 10 часов. Сохранение домашних привычек.
5.Создание ограниченных игровых зон. 6.Удовлетворение потребности в эмоциональном контакте. 7.Тщательное наблюдение за поведением и состоянием здоровья, ведение адаптационных листов. 8. Работа с родителями.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новые подходы к адаптации детей раннего возраста дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема : Внедрение инновационных технологий «Песочная терапия» как средство комфортной адаптации детей раннего возраста к дошкольной организации...
«Адаптация детей раннего возраста к ДОО, как условие его эмоционального благополучия»
Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом....
Презентация. «Адаптация детей раннего возраста к ДОО, как условие его эмоционального благополучия»
Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом....
Проект по адаптации детей дошкольного возраста к новым жизненным условиям «В детский сад с радостью!»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В...
Адаптация детей раннего возраста к новым социальным условиям детского сада.
Адаптация детей раннего возраста к новым социальным условиям детского сада. «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную ...
Особенности адаптации детей раннего возраста (ясельная группа) к условиям ДОУ.
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ выступление педагога-психолога на родительском собрании (Психологические особенности детей 2-3 лет в период адаптации"....
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К НОВЫМ СОЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ
Адаптация – приспособление организма к новой обстановке. Она подразумевает психическое здоровье личности, то есть гармонию с самим собой и окружающим миром....