АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К НОВЫМ СОЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ
консультация

Светич Татьяна Александровна
Адаптация – приспособление организма к новой обстановке. Она подразумевает психическое здоровье личности, то есть гармонию с самим собой и окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

  К  НОВЫМ СОЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ

     Каждый ребенок, впервые поступающий в дошкольное учреждение, переживает переходный период, который называется адаптацией.

     Адаптация – приспособление организма к новой обстановке. Она подразумевает психическое здоровье личности, то есть гармонию с самим собой и окружающим миром.

Адаптация бывает биологической и социальной. Биологическая – это приспособление организма к климатическим, географическим условиям. Само рождение – проявление биологической адаптации. Социальная адаптация – это приспособление к изменяющимся социальным, общественным условиям. Тогда ребенку надо изменить привычные формы поведения и привести в соответствие с новыми условиями жизни.

     При поступлении в детский сад в повседневной жизни ребенка происходят значительные изменения. Среди них:

- определенная обстановка;

- установленный распорядок дня (сейчас все живут в индивидуальном режиме);

- новые лица: взрослые и дети;

- новые способы обращения с ним (в саду он равный среди таких же);

- питание (без права выбора);

- правила поведения.

Если происходит столько изменений, то ребенок обязательно отреагирует. Он не будет вести себя как обычно, ее поведение изменится.

Реакции детей на трудности адаптации.

  •  Депрессивные реакции. Дети становятся робкими, замкнутыми, вялыми. Могут проявиться  беспокойство, страх, капризы, плач. Часто не хотят покидать дом, у дверей сада не хотят расставаться с родителями. Накапливаемое в детском саду  психическое напряжение, дома разряжают в виде раздражительности, капризности, негативизма, упрямства.
  • Изменение защитных сил организма. Ребенок начинает часто болеть: ОРЗ, бронхиты, инфекции,  временное повышение температуры, появление сыпи.
  •  Нарушение сна. Сон становится прерывистым, беспокойным.
  •  Нарушение аппетита. Ребенок часто отказывается от кормления. Наблюдаются случаи рвотных позывов.
  • Разрушение ранее сформированных навыков: примитивнее становится речь; у детей,  приученных к опрятности, возможно недержание мочи и кала.
  • Проявления невротических реакций: спазм кишечника, вегетососудистая дистония.

Все нарушения и изменения у разных детей проявляются в разной степени. В зависимости от их тяжести адаптация классифицируется на три группы:  

  • легкая  адаптация;
  • адаптация средней тяжести;
  • тяжелая адаптация.

Признаки легкой адаптации

В течение 7 – 10 дней нормализуются поведение, аппетит, сон, эмоциональное состояние, речевая активность, игровая деятельность.

Взаимоотношения со взрослыми не нарушены.

Двигательная активность не снижается.

Заболеваемость не возникает.

Признаки средне - благоприятной  адаптации

Длительность – около 1 месяца.

Сон и аппетит нормализуются через 20-40 дней.

Эмоциональная неустойчивость: утром плачет, в группе успокаивается.

Снижение двигательной активности на 30 -35 дней.

Возможно заболевание: ОРВИ без осложнений.

Признаки  неблагоприятной  адаптации

Длительность привыкания  от 2 до 6 месяцев.

Длительное неадекватное поведение, граничащее с преневротическим состоянием.

Длительное снижение аппетита с невротической рвотой.

Сон чуткий, укороченный.

Нарушенное эмоциональное состояние: плач, хныканье, пассивность,  безразличие.

Избегание контактов.

Замедление темпа нервно-психического развития. Темп нервно-психического развития отстает на 1 – 2 эпикризных срока.

Часто болеет, повторно, с осложнениями.

Улучшение такого состояния неустойчиво, возможно рецидивы плача и пассивности.

     Средние показатели распределения детей по уровням адаптации примерно следующие: 45 % -легкая адаптация, 45 % - средняя, 10 % - тяжелая.

От чего зависит адаптация

  • От состояния здоровья и уровня развития  ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче справляется с любыми трудностями. Труднее проходит адаптация у ослабленных детей (рахит, аллергия, ОРЗ)
  • От опыта общения. Труднее тем детям, которые общались только с родителями, у которых нет опыта общения с посторонними людьми.
  • От потребности детей в общении. Легче, если дети испытывают потребность в общении с взрослыми на познавательные темы.
  • От эмоциональной связи с матерью.

В семье должна пройти  подготовка ребенка к посещению детского сада. В нее включаются следующие основные аспекты.

1. Соблюдение единых требований к режиму дня.

На режим детского сада ребенка надо переводить постепенно: подъем – в 7 часов;

приход  в сад – до 8 часов; кормление  4-х разовое – 8, 11.30, 15, 17 часов; дневной сон – с 12 до 15 часов

2. Единая стратегия воспитания навыков опрятности. Высаживание на горшок после еды, перед сном и после сна, перед прогулкой и после прогулки. Переход на режим самостоятельного питания и соблюдение диетических требований к детскому питанию. Переход на самообслуживание в одевании.

3. Предварительное знакомство ребенка с ДОУ: посещение территории детского сада; беседы с ребенком о будущем посещении ДОУ, как о радостном событии.

4. Обеспечение возможности  детям дома разгрузиться.

5. Не переживать самим взрослым. Ребенок чутко улавливает состояние и настроение своих близких и тоже может тревожиться.

Мероприятия в ДОУ по проведению адаптации.

1. Подготовка группы к приему новых детей.

2. Постепенный прием новых детей: не более 5 детей в неделю.

3. Постепенное увеличение времени пребывания ребенка в группе: за 2 – 3 недели довести до 10 часов.

4. Сохранение домашних привычек.

5.Создание ограниченных игровых зон.

6.Удовлетворение потребности в эмоциональном контакте.

7.Тщательное наблюдение за поведением и состоянием здоровья, ведение адаптационных листов.

8. Установление доверительных, доброжелательных отношений с родителями.

Таким образом, в жизни ребенка, впервые  поступающего в дошкольное учреждение, будет трудный период приспособления – адаптация. В этот период  взрослым нужно быть особенно внимательным к ребенку и помочь ему благоприятно адаптироваться к новым социальным условиям.

Литература:

1. Воспитание и обучение детей раннего возраста./Под ред. Павловой Л.Н.,М., Просвещение, 2002.

2. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. М., Просвещение, 2002.

3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., Просвещение, 2002.

4. Что нужно знать педагогу на этапе оформления ребенка в ясельную группу.// Управление ДОУ. 2004. №1.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

В презентации представлены такие вопросы, как Социальная адаптация, как она протекает....

Адаптация детей раннего возраста к новым социальным условиям детского сада.

Адаптация детей раннего возраста к новым социальным условиям детского сада. «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную ...

Адаптация детей раннего возраста к новым социальным условиям

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  К  НОВЫМ СОЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ...

Методическая разработка. Программа по адаптации детей раннего возраста группы к условиям в ДОУ

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада направлена на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результат...