АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К НОВЫМ СОЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
К НОВЫМ СОЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ
Каждый ребенок, впервые поступающий в дошкольное учреждение, переживает переходный период, который называется адаптацией.
Адаптация – приспособление организма к новой обстановке. Она подразумевает психическое здоровье личности, то есть гармонию с самим собой и окружающим миром.
Адаптация бывает биологической и социальной. Биологическая – это приспособление организма к климатическим, географическим условиям. Само рождение – проявление биологической адаптации. Социальная адаптация – это приспособление к изменяющимся социальным, общественным условиям. Тогда ребенку надо изменить привычные формы поведения и привести в соответствие с новыми условиями жизни.
При поступлении в детский сад в повседневной жизни ребенка происходят значительные изменения. Среди них:
- определенная обстановка;
- установленный распорядок дня (сейчас все живут в индивидуальном режиме);
- новые лица: взрослые и дети;
- новые способы обращения с ним (в саду он равный среди таких же);
- питание (без права выбора);
- правила поведения.
Если происходит столько изменений, то ребенок обязательно отреагирует. Он не будет вести себя как обычно, ее поведение изменится.
Реакции детей на трудности адаптации.
- Депрессивные реакции. Дети становятся робкими, замкнутыми, вялыми. Могут проявиться беспокойство, страх, капризы, плач. Часто не хотят покидать дом, у дверей сада не хотят расставаться с родителями. Накапливаемое в детском саду психическое напряжение, дома разряжают в виде раздражительности, капризности, негативизма, упрямства.
- Изменение защитных сил организма. Ребенок начинает часто болеть: ОРЗ, бронхиты, инфекции, временное повышение температуры, появление сыпи.
- Нарушение сна. Сон становится прерывистым, беспокойным.
- Нарушение аппетита. Ребенок часто отказывается от кормления. Наблюдаются случаи рвотных позывов.
- Разрушение ранее сформированных навыков: примитивнее становится речь; у детей, приученных к опрятности, возможно недержание мочи и кала.
- Проявления невротических реакций: спазм кишечника, вегетососудистая дистония.
Все нарушения и изменения у разных детей проявляются в разной степени. В зависимости от их тяжести адаптация классифицируется на три группы:
- легкая адаптация;
- адаптация средней тяжести;
- тяжелая адаптация.
Признаки легкой адаптации
В течение 7 – 10 дней нормализуются поведение, аппетит, сон, эмоциональное состояние, речевая активность, игровая деятельность.
Взаимоотношения со взрослыми не нарушены.
Двигательная активность не снижается.
Заболеваемость не возникает.
Признаки средне - благоприятной адаптации
Длительность – около 1 месяца.
Сон и аппетит нормализуются через 20-40 дней.
Эмоциональная неустойчивость: утром плачет, в группе успокаивается.
Снижение двигательной активности на 30 -35 дней.
Возможно заболевание: ОРВИ без осложнений.
Признаки неблагоприятной адаптации
Длительность привыкания от 2 до 6 месяцев.
Длительное неадекватное поведение, граничащее с преневротическим состоянием.
Длительное снижение аппетита с невротической рвотой.
Сон чуткий, укороченный.
Нарушенное эмоциональное состояние: плач, хныканье, пассивность, безразличие.
Избегание контактов.
Замедление темпа нервно-психического развития. Темп нервно-психического развития отстает на 1 – 2 эпикризных срока.
Часто болеет, повторно, с осложнениями.
Улучшение такого состояния неустойчиво, возможно рецидивы плача и пассивности.
Средние показатели распределения детей по уровням адаптации примерно следующие: 45 % -легкая адаптация, 45 % - средняя, 10 % - тяжелая.
От чего зависит адаптация
- От состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче справляется с любыми трудностями. Труднее проходит адаптация у ослабленных детей (рахит, аллергия, ОРЗ)
- От опыта общения. Труднее тем детям, которые общались только с родителями, у которых нет опыта общения с посторонними людьми.
- От потребности детей в общении. Легче, если дети испытывают потребность в общении с взрослыми на познавательные темы.
- От эмоциональной связи с матерью.
В семье должна пройти подготовка ребенка к посещению детского сада. В нее включаются следующие основные аспекты.
1. Соблюдение единых требований к режиму дня.
На режим детского сада ребенка надо переводить постепенно: подъем – в 7 часов;
приход в сад – до 8 часов; кормление 4-х разовое – 8, 11.30, 15, 17 часов; дневной сон – с 12 до 15 часов
2. Единая стратегия воспитания навыков опрятности. Высаживание на горшок после еды, перед сном и после сна, перед прогулкой и после прогулки. Переход на режим самостоятельного питания и соблюдение диетических требований к детскому питанию. Переход на самообслуживание в одевании.
3. Предварительное знакомство ребенка с ДОУ: посещение территории детского сада; беседы с ребенком о будущем посещении ДОУ, как о радостном событии.
4. Обеспечение возможности детям дома разгрузиться.
5. Не переживать самим взрослым. Ребенок чутко улавливает состояние и настроение своих близких и тоже может тревожиться.
Мероприятия в ДОУ по проведению адаптации.
1. Подготовка группы к приему новых детей.
2. Постепенный прием новых детей: не более 5 детей в неделю.
3. Постепенное увеличение времени пребывания ребенка в группе: за 2 – 3 недели довести до 10 часов.
4. Сохранение домашних привычек.
5.Создание ограниченных игровых зон.
6.Удовлетворение потребности в эмоциональном контакте.
7.Тщательное наблюдение за поведением и состоянием здоровья, ведение адаптационных листов.
8. Установление доверительных, доброжелательных отношений с родителями.
Таким образом, в жизни ребенка, впервые поступающего в дошкольное учреждение, будет трудный период приспособления – адаптация. В этот период взрослым нужно быть особенно внимательным к ребенку и помочь ему благоприятно адаптироваться к новым социальным условиям.
Литература:
1. Воспитание и обучение детей раннего возраста./Под ред. Павловой Л.Н.,М., Просвещение, 2002.
2. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. М., Просвещение, 2002.
3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., Просвещение, 2002.
4. Что нужно знать педагогу на этапе оформления ребенка в ясельную группу.// Управление ДОУ. 2004. №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
Социальное партнерство ДОУ и родителей в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Презентация...
Социальное партнерство ДОУ и родителей в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Итоги адаптационного периода...
Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
В презентации представлены такие вопросы, как Социальная адаптация, как она протекает....
Адаптация детей раннего возраста к новым социальным условиям детского сада.
Адаптация детей раннего возраста к новым социальным условиям детского сада. «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную ...
Адаптация детей раннего возраста к новым социальным условиям
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К НОВЫМ СОЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ...
Методическая разработка. Программа по адаптации детей раннего возраста группы к условиям в ДОУ
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада направлена на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результат...