Родительское собрание «Компьютер - друг или враг» с детьми дошкольного возраста 6-7 лет
материал (подготовительная группа) на тему

Львова Тамара Григорьевна

Родительское собрание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание29.1 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье сбережения при организации взаимодействия ребенка с компьютером.

Задачи родительского собрания:

Образовательные: формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей старшего дошкольного возраста.

Воспитательные: формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости.

Информационные: предложить практические советы по организации  безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

Подготовка к родительскому собранию:

  • Подбор и анализ литературы по данной теме.
  • Анкетирование родителей, анализ и обобщение полученных результатов.
  • Подготовка памяток по теме собрания.

Ход родительского собрания:

При правильном подходе к занятиям на  компьютере

можно извлечь максимум пользы для развития ребенка.                                                                                                                                                                   Б. Шлимович

          Современный ребёнок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребёнок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребёнка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребёнок проводит за компьютером всё больше времени. Проведённое в нашей группе анкетирование дало такие результаты :

Анализ анкетирования родителей.

В анкетирование приняли участие 18 родителей. Как выяснилось из анкетирования, большинство детей умеют пользоваться компьютером. За компьютером дети в среднем проводят от 30 минут до 3-х часов, некоторые садятся за компьютер 1-2 раза в неделю. За компьютером дети в основном играют в игры и смотрят мультфильмы, фильмы. Не все родители довольны увлечением детей компьютером. Практически все родители не испытывают беспокойство по поводу пользования ребёнка компьютером. Информационная безопасность ребёнка  по мнению родителей – это ограничение времени проведения за компьютером, запрет вредоносных программ и сайтов. Меры которые принимают родители по информационной безопасности: запрет на игры, мультфильмы и фильмы, где есть жестокость, ограничения во времени пользования компьютером, сортировка данных, блокировка не нужных сайтов, объясняют о последствиях и личный контроль. При использовании компьютера,  по мнению родителей, у детей появился интерес узнавать большее, самостоятельность, настойчивость, организованность, ответственность, в единичном случае была отмечена нервозность, невнимательность в реальной жизни. В среднем родители проводят за компьютером 1-3 часа ( не считая рабочего дня). Родители считают, что их увлечение компьютером  не влияет на развитие ребёнка.                                      

 Хотелось бы выслушать мнение родителей.

Слово предоставляется педагогу нового поколения, хорошо разбирающегося в компьютерных технологиях .

Как часто дошкольники на вопрос «Какая твоя любимая игра?» отвечают: «Компьютерная». А дальше выясняется, что ребенок практически каждый день длительное время играет в любимые «гонки», «стрелялки», «бродилки». Родители подчас даже не задумываются о последствиях. Встречаются и обратные ситуации, когда родители категорически против проявления компьютера в жизни своего ребенка. Малыш выделяется среди своих сверстников, которые обсуждают игры, испытывают на почве этого дискомфорт.

Что хорошо, что плохо? Становится очевидным, что полностью оградить от компьютера наших детей не удается. Необходимо сформировать у ребенка правильное отношение к компьютеру как к помощнику в учебе, в освоении определенных навыков, в получении информации.

Опасна ли увлеченность информационными технологиями детей для их психического здоровья и развития? В какой момент такая увлеченность начинает становиться чрезмерной и избыточной?

Существуют следующие общие признаки для распознавания компьютерной зависимости ребенка:

•        если ребенок ест, пьет чай, занимается у компьютера;

•        засиделся до ночи у компьютера;

•        приходит домой – и сразу к компьютеру;

•        забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);

•        испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишен компьютера;

•        увеличивает время, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям – прогулкам, домашним делам и т.п., полностью или частично теряя к ним интерес;

•        вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности;

•        предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает.

Как в таком случае помочь ребенку?

Не стоит восстанавливать компьютер против себя, наказывая его или устанавливая правила работы за компьютером: намного предпочтительнее выработать вместе с ним компромиссный вариант.

Желательно, чтобы компьютер был установлен в общедоступном месте – одно это способно иной раз разрушить приватность и секретность в Интернете.

Полезно было бы постараться заинтересовать ребенка чем-то еще (например, театральные и танцевальные студии).

Самое главное – знать как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Давайте разберём каждый из них по порядку:

Нагрузка на зрение

Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок старшего дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см. И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.

(РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ)

Стеснённая поза

Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.

Психическая нагрузка

Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, малыш напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.

Излучение

Родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А малыша, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.

Семь основных правил при работе малыша за компьютером:

1.      При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.

2.      Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см).

3.      Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы.      

4.      Соблюдать правильную рабочую позу.

5.      Не работать на компьютере в темноте.

6.      Следить за содержательной стороной игр и программ.

7.      После занятий  умыться прохладной водой.

          Осваивая с ребёнком компьютер, вы формируете развитую, социально адаптированную личность, а запреты и наказания ничего кроме ответной агрессии не вызовут. Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача – направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть «сколько хочешь». Современный компьютер должен стать для вашего малыша равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и отважных героев, компьютер играет всё большую роль в досуге наших детей, положительно влияя на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье вашего малыша и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.

Скажите, пожалуйста, а в какие компьютерные игры играет ваш ребенок? Каковы правила и продолжительность этих игр?

Замечу, что все эти игры приносят нет только вред.

Плюсы:

•        развивают логику, мышление (например логические, аркадно-логические);

•        память (все игры);

•        внимательность, реакцию, сообразительность (аркадные);

•        знание компьютера (все игры)

Минусы:

•        нередко приводит к психическим расстройствам;

•        развитию жестокости;

•        ухудшению физической подготовки;

•        игровой зависимости.

Рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника:

•        Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.

•        Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.

•        Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.

•        Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

•        Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

         Итак, можно сделать следующий вывод: использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.

          Одним из важных моментов применения компьютера в работе со  старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Теоретическое мышление в первую очередь связано с осознанием способа действия, необходимого для решения учебной, игровой, изобразительной или любой другой задачи. Компьютер же, благодаря своему устройству и функциям, развивает такое мышление, осуществляя интеллектуальную подготовку малыша к школе.

          Другой ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе.

          И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Следует заметить, что достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка. Даже робкие и малообщительные малыши начинают активно делиться своими впечатлениями и достижениями в освоении компьютерного мира. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус.

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРИМЕРЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

           Подводя итоги, хочу напомнить вам, уважаемые родители, что естественная среда развития ребёнка – это игра. Малыша не нужно учить или заставлять играть. Он играет спонтанно, с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей. Поэтому имеет большое значение разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в которых ребёнок мог бы выдумывать всё новые повороты сюжета и принимать на себя разные роли. Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для его развития.

       

 Итак, всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребёнок проводит за компьютером. Родителям при решении этого вопроса надо проявить, с одной стороны, настойчивость и последовательность, а с другой  - преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который, сидя за компьютером, не мешает заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу.

   Теперь мне бы хотелось спросить:

- Какая тема показалась вам наиболее значимой в аспекте информационной безопасности ваших детей?

 -  Хотели бы вы обсудить эту проблему в дальнейшем?

     Каждому участнику мы даём памятки. Надеюсь, при соблюдении данных рекомендаций вы вместе со своим ребёнком избежите проблем, о которых мы сегодня говорили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в группе «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

Установлена прямая зависимость эмоционального благополучия детей от семейных отношений. Поведение родителей и их отношение к ребенку закладывает в нем образцы отношения к окружающим....

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психол...

Презентация к родительскому собранию по теме "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста".

Предлагаемый материал раскрывает основные компоненты речевого развития детей 5-6 лет....

Родительское собрание "Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, добро​желательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоян...

Конспект родительского собрания "Огонь -друг, огонь-враг"

Конспект родительского собрания "Огонь -друг, огонь-враг"...

Конспект викторины «Огонь – друг, Огонь – враг» для детей дошкольного возраста

В России участились стихийные бедствия, в том числе пожары (пожары в лесу, пожары в быту). Причины пожаров могут быть разные: случайно брошенная в лесу спичка, непотушенная сигарета, неумение обращать...