Работа с родителями в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Бережная Лариса Николаевна

Эффективные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_v_usloviyah_realizatsii_fgos.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Происходящие в обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных организаций и семьи в вопросах воспитания подрастающего поколения. В соответствии с требованиями ФГОС, основой организации работы с родителями является создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия.

Задача дошкольной образовательной организации – вовлечь родителей в образовательный процесс с целью формирования у детей представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка – с семьи, детского сада, улицы, на которой он живёт, родного города, края, страны. Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того, как они будут сформированы, в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие.

Но очень часто бывает так, что родители берут своих детей в магазин, в кино, в гости, не ставя цели познакомить ребенка с городом, формировать интерес к нему. Об этом свидетельствуют ответы детей: "Мы проезжали там, когда ехали на машине в гости"; "Я не знаю, что это, там папина работа недалеко"; "Я видел это, когда мы в кино ходили". Эта "попутность" получения знаний оказывает двойное отрицательное действие: затормаживает развитие интереса к явлениям общественной жизни и формирует неточные сведения об окружающем. Поэтому необходимо разрабатывать новые подходы, искать новые формы привлечения родителей к активному совместному участию в процесс патриотического воспитания детей.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. В рамках реализуемой в нашей дошкольной организации дополнительной программы нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Юный Нижневартовец» родители наших воспитанников – равноправные участники образовательного процесса.

Задачи работы с родителями: 

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • увеличить охват родителей, принимающих участие в мероприятиях ДОУ.

Для осуществления поставленных задач мы используем различные формы работы, как традиционные:

  • коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.);
  • индивидуальные (педагогические беседы с родителями);
  • наглядно-информационные (фрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки);

так и не традиционные (Т.В. Кротова):

  • Информационно-аналитические – выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Формы проведения: проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик».
  • Досуговые – установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Формы проведения – совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.
  • Познавательные – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Формы проведения – семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

Более подробно остановлюсь на некоторых из них:

  • Экскурсионные программы.
  • Семейное «Мини-исследование».
  • Выпуск газет.
  • Просмотр и обсуждение фильмов.
  • Выставка макетов, совместно созданных родителями с детьми.

Начинать работу с родителями необходимо с первого дня реализации программы. Но как привлечь родителей к активному, осознанному участию в этом процессе? В самом начале учебного года мы проводим родительское собрание, на котором представляем для родителей программу по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников. Рассказываем о цели и задачах, направлениях работы с детьми. Одной из частью собрания является тест для родителей «Знаю ли я свой город?».

Очень не многие родители могут ответить на, казалось бы, простые и очевидные вопросы о городе, его истории, памятниках. И именно в этот момент в глазах родителей мы видим вопрос «Почему мы этого не знаем или не задумываемся над этим?». Родители понимают, что именно они становятся первостепенным звеном в вопросах ознакомления своих детей с городом. Именно с этого момента начинается наша тесная работа.

Немаловажным ориентиром в выборе форм работы с родителями является мобильность молодой семьи и доступность информации. Сейчас я более подробно остановлюсь на некоторых формах работы.

Экскурсионные программы

Диапазон объектов, с которыми родители знакомят своих детей, достаточно широк: это микрорайон и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Родители должны объяснить детям, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет, в честь кого воздвигнуты памятники, почему улица названа этим именем. Накануне выходных, праздников родители получают задание наблюдать, сделать фотографии, видеосъемку. Тематика наблюдений может быть самой различной: «Прогулка к памятнику воинам», «Сколько памятников в городе?», «Архитектурные образы города» и т.д. Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а также на предприятия, в учреждения города.

 

Семейное «мини-исследование»

Интересным может быть семейное «мини-исследование». Причем при выборе и определении темы исследования разумно ограничить ее территориальные и временные рамки. Например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети) или конкретного здания, истории памятника и т.д.

Родители совместно с ребенком провели мини-исследование по истории и технологии изготовления хантыйской куклы «акань». Результатом работы стала созданная родителями книжка, где в иллюстративной форме представлена последовательность работы по изготовлению куклы.

Выпуск газеты

По итогам проведенного исследования организуется выпуск газеты «Рассказы о Нижневартовске», которая в рубриках информационно-познавательного характера, сопровождающихся фотографиями или рисунками детей, отражает наиболее яркие моменты проделанной работы.

Во время экскурсий всегда делается много фотографий. Используя этот богатый материал, каждая семья с учетом своих предпочтений оформляет альбом, который потом представляет на «Презентации альбомов» («Любимому городу посвящается»», «Счастливое детство Югры», «Архитектурные образы города»). Здесь же мы предлагаем родителям создание совместно с детьми различных коллажей.

Просмотр и обсуждение фильмов

В ходе семейных экскурсий и «мини-расследования» родители снимают фильм о родном городе, останавливаясь на моментах, которые впечатлили именно их. Для того чтобы родители могли продемонстрировать свои режиссерские умения и поделиться полученными впечатлениями, организуется вечер просмотра и обсуждений, снятых семейной кинокамерой фильмов о городе, открывающий к тому же возможность для свободного общения родителей, обсуждения различных вопросов по проблеме формирования патриотических чувств у детей, выработки единых подходов к воспитанию детей. К тому же эти фильмы становятся дополнительным материалом в работе педагога, помогают детям закрепить полученные знания о городе.

Выставка макетов, совместно созданных родителями с детьми

Когда родители уже достаточно накопили материала о родном городе, они могут попробовать свои силы в творческой работе – изготовлении макетов достопримечательностей города. Эффективность данной формы работы выражается не только в продуктах совместной деятельности родителей и детей, но и в возможности внесения своих оригинальных идей, которые они с гордостью могут представить на выставке макетов.

 

Сегодня наше дошкольное образовательное учреждение является участником многочисленных конкурсов, фестивалей, акций, учреждаемых правительством Югры и различными общественными организациями, посвященных вопросам краеведения. Таких, как конкурс «Моя семья в истории Югры», акция «Спасти и сохранить», конкурс семейного творчества «Край, ставший судьбой», «Моё путешествие по Югре», конкурс детского творчества «Мой любимый край» и многие другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Консультация для воспитателей "Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО" Выделены 4 основных направления....

Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем  экономического, а порой физического выживания, у...

"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)

В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...

Распространение опыта работы Консультация для воспитателей Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценн...