Консультация " Развитие речи на занятиях по изо"
консультация (старшая группа) на тему

Приветствую Вас, уважаемые коллеги! Приветствую Вас на своем сайте!      Батищева Наталья Алексеевна

Консультация Развитие речи на занятиях по изо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие речи на занятиях по ИЗО»

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремится самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движение, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом.

Значение рисования и конструирования велико и многогранно.

Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей.

В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи.

На занятиях ИЗО деятельности детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.

Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые не производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия. Для того чтобы слово – название стало словом – понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе двигательных.

Разнообразный материал (наглядный), который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов.

Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмысление процессов изображения.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или и иной предложенной деятельности.

Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.

Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М.М. Кольцовой. В описанных его опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, если имеем возможность этим предметом манипулировать. Обеспечить связь слова с предметом легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж.

В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: взял карандаш, прижал тряпочку, веду линию, рисую мяч. При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий; характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкции типа: «Нарисуй дорожку, шар». Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно – следственную взаимосвязь различных действий и явлений: «Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисточка стала чистая».

Действия детей, оречевленные в ИЗО и конструктивной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.

Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.

Изобразительная деятельность и конструирование позволяют решать коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.

Положительная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.


 

В процессе деятельности задействованы руки детей, это способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука “познает”, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления. Все это способствует развитию речи детей с нарушением слуха.

Занятия с использованием нетрадиционных методов изодеятельности развивают абстрактное и логическое мышление, наблюдательность, фантазию, зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство света, координацию глаза и руки, способствуют развитию трудовых навыков. Такая творческая работа побуждает ребенка обозначить полученный образ или сюжет словом, а затем словосочетанием и предложением, изобразить, то что он видел когда-то или то что он представляет. Ведь через искусство ребенок может рассказать гораздо больше, чем передать словами! Таким образом, решается одна из основных задач коррекционной работы: коррекция отклонений в личностных способностях ребенка. 

Формирование происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Кроме того во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация занятий стимулирует активность детей, что немало важно в любой коррекционной школе, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми.

Доступность использования нетрадиционных технологий так же определяется возрастными особенностями детей. Начинаем работу в этом направлении с более доступных технологий изодеятельности , постепенно усложняя их.

Я считаю, в работе нужно использовать следующие нетрадиционные технологии изодеятельности:

  1. Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами, кулачком).
  2. Рисование клеевой полусухой кистью.
  3. Рисование с помощью свечи (мыла, клея).
  4. Рисование по сырой бумаге.
  5. Рисование печатками.
  6. Кляксография.
  7. Монотипия.
  8. Рисование точками (ватной палочкой по контуру).
  9. Рисование простым карандашом и ластиком.
  10. Разрисовывание камешков.
  11. Дорисовка сюжета к наклеенным персонажам из открыток.

Подведя итог, хочу отметить, что нетрадиционные методы изодеятельности являются неотъемлемой частью их всестороннего развития. Поэтому хочу обратить внимание педагогов, родителей на актуальность и значимость этой темы, ведь в наших силах помочь детям развиваться и научить творить восхитительные работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Развитие речи на занятиях педагога-психолога»

Консультация для педагогов «Развитие речи на занятиях педагога-психолога»I. Психологические аспекты развития речи.Речь – процесс использования языка в качестве средства общения. У речи множество функц...

«Развитие речи на занятиях по математике у дошкольников» (консультация воспитателям)

На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы формируем у детей специальный словарь – математических терминов и, кроме того, имеем возможность создать специальную речевую среду,...

Консультация "Развитие речи на занятиях физкультуры"

Данный материал будет полезен воспитателям, инструкторам по физической культуре...

Консультация для родителей «Развитие речи на занятиях физической культурой в ДОУ».

  Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и ...

Консультация для педагогов по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи вне занятий.

Во внеучебное время у детей закрепляют знания, полученные на занятиях.Дошкольников продолжают знакомить с родным городом, с его достопримечательностями. Если город является родиной известного писателя...