Консультация для педагогов по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи вне занятий.
консультация (старшая группа)

Богословская Татьяна Ивановна

Во внеучебное время у детей закрепляют знания, полученные на занятиях.

Дошкольников продолжают знакомить с родным городом, с его достопримечательностями. Если город является родиной известного писателя, художника и др., воспитатель рассказывает о его жизни, используя открытки, фотографии, иллюстрации, презентации.

Во время прогулок с детьми рассматривают  ближайшие общественные здания, обращая внимание на особенности архитектуры ( витрины с товарами у магазина, необычная форма у здания кинотеатра и т.п.)

Перед праздником целесообразно провести прогулку по нарядно украшенным улицам, поговорить с детьми о том , как бабушки и дедушки (советские люди) готовились к этому событию. Следует организовать прогулки в центр города , к памятникам героев и возложить цветы. Прочитать произведения художественной литературы, в которой рассказывается  о нашей стране, предоставить возможность самостоятельно рассмотреть иллюстрации, книги. Педагог помогает воспитанникам отражать полученные впечатления в самостоятельной деятельности.

У детей продолжают воспитывать любовь к Родине. Они узнают, что наша страна многонациональная, что на ее территории проживают русские, белорусы, украинцы, грузины, армяне, татары и др. В дошкольном учреждении целесообразно иметь большую карту Российской Федерации. Ярким фломастером следует выделить  Москву и примерное местонахождение города ( поселка), в котором находится детский сад.

Рекомендуется знакомить детей с флагами нашей страны.

Воспитатель знакомит детей с иллюстрациями, открытками, фотографиями, на которых изображены героические  сражения и мирные сегодняшние будни солдат. Рассказать, что наши солдаты проходят службу под руководствам   офицеров. Чтобы стать офицером, надо закончить специальное военное училище или ВУЗ, много знать, уметь, быть сильным , выносливым смелым, находчивым. Прочитать детям стихотворение А. Барто « На заставе»

Дети узнают о том, что в годы Великой Отечественной войны советские солдаты сражались и защищали нашу страну от врагов. Прочитать  произведение А. Митяева « Почему Армия родная». Рассказывая старшим дошкольникам о нашей стране, о ее людях, необходимо показать патриотизм советских людей, их миролюбие.  На одном из занятий прочитать  произведение С. Маршака « Рассказ о  неизвестном герое»

Составить альбомы фотографий и детских рисунков.

Тема труда является стержневой при ознакомлении детей с явлениями окружающего мира. Знания ребенка о труде строителей, земледельцев,  работников транспорта и связи и др. следует формировать в системе.

Необходимо чаще организовывать наблюдения. Предварительно педагог   старается вызвать у воспитанников желание утвердиться в своих представлениях, проверить их.  «Строители ремонтируют соседний дом,- рассказывает воспитатель.- Красят балконы. Дом многоэтажный. Как же они добираются до верхних этажей?» Выслушав ответы и отметив их  противоречивость, он предлагает совершить экскурсию, чтобы понаблюдать труд строителей.

Целевые прогулки на почту, а ателье и др. помогают уточнить представления детей о труде взрослых. На почте, если позволяют условия, следует понаблюдать за работой оператора;  побеседовать с почтальоном, дать детям возможность  рассмотреть газеты, журналы, которые он доставляет в детский сад.

В целях закрепления у дошкольников знаний о труде работников швейной промышленности необходимо организовать  экскурсию в ателье, но предварительно   рассмотреть кукольную одежду, обратить внимание детей на фасон, отделку, ткань.  В группе должны быть лоскутки различных тканей, пуговицы, иголки, нитки, самодельные альбомы с выкройками одежды.  Наблюдая с дошкольниками отдельные трудовые операции( закройщик снимает мерку, кроит, примеряет), следует показать конечный результат труда, его значение. Осознать значимость труда, ребенку помогают беседы и дидактические  игры: « Чей труд важнее?», и др.

Знания, полученные  детьми на экскурсиях, в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы, рассматривания иллюстраций эффективно  уточняются и систематизируются в беседах, например: « Легок ли путь хлеба к нашему столу?» « Транспорт нашего города», « Кто работает на стройке?»  и др. У детей воспитывается интерес к труду, уважение к людям труда и желание подражать им.

Практика показывает, что, общаясь друг с другом, дети редко употребляют в речи глаголы и прилагательные, часто допускают ошибки в согласовании слов в предложении. Поэтому во внеучебное  время следует проводить словестные  дидактические игры и игровые упражнения на припоминание и называния слов обобщающих действия, признаки, например « Что делает?» ( мама –шьет, стирает, моет, работает, учит, лечит;  море-бушует, плещется. Волны- бьются о берег, катятся и др.) « Какой, какое?» ( снег- белый, хрустящий, пушистый, колючий, мокрый),  « Узнай предмет по описанию»( Оранжевая, хрустящая, сладкая-морковь)

Эффективными приемами активизации речи во внеучебное время является:

Коллективное обсуждение плана той или иной работы. Например, появилась необходимость почитать книги. Дети договариваются, кто чем займется, предлагают свои варианты;

- помощь ребенка товарищу в обьяснении правил игры;

- поручение детям познакомить новичка с группой и др.

Не все дети на 6-м году жизни произносят шипящие и сонорные звуки, умеют регулировать темп речи. Поэтому следует проводить индивидуальную работу, используя  разнообразные игры, чтение ребенком наизусть стихотворений, проговаривание  считалок, скороговорок; рассматривать предметные картинки, в названиях которых есть смешиваемые ребенком звуки. Для детей с ослабленным выдохом предусматриваются специальные упражнения: дуть на вертушки, на легкие лодочки в воде, на карандаш, заставлять его перемещаться по гладкой поверхности стола.  Развитию фонематического восприятия способствуют дидактические  игры типа  «Закончи слово», « Радио», « Игры с картинками»

Общаясь с детьми  в процессе их разнообразной деятельности, воспитатель должен следить за правильным построением   предложений, употреблением слов в нужной грамматической  форме, отмечать удачные ответы. Рекомендуетя проводить и специальные  упражнения, например « Один начинает - другой продолжает» и др.

На прогулках, во время наблюдений воспитателю следует чаще использовать художественное слово: пословицы, прибаутки, употребляя их в соответствии с конкретной  ситуацией, помогая детям понять их смысл.  Организуя самостоятельные игры детей, педагог должен использовать 3-4 варианта считалок.

Развитию связной речи способствуют игры-  драматизации. Проказ детьми настольного и кукольного театров, исценировки с игрушками, вечера досуга. Важно, чтобы в этих мероприятиях принимали участие дети малоразговорчивые, пассивные, застенчивые. Необходимо всячески поощрять успехи ребенка, это придает ему уверенности  в своих силах.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи вне занятий.

Во внеучебное время у детей закрепляют знания, полученные на занятиях.

Дошкольников продолжают знакомить с родным городом, с его достопримечательностями. Если город является родиной известного писателя, художника и др., воспитатель рассказывает о его жизни, используя открытки, фотографии, иллюстрации, презентации.

Во время прогулок с детьми рассматривают  ближайшие общественные здания, обращая внимание на особенности архитектуры ( витрины с товарами у магазина, необычная форма у здания кинотеатра и т.п.)

Перед праздником целесообразно провести прогулку по нарядно украшенным улицам, поговорить с детьми о том , как бабушки и дедушки (советские люди) готовились к этому событию. Следует организовать прогулки в центр города , к памятникам героев и возложить цветы. Прочитать произведения художественной литературы, в которой рассказывается  о нашей стране, предоставить возможность самостоятельно рассмотреть иллюстрации, книги. Педагог помогает воспитанникам отражать полученные впечатления в самостоятельной деятельности.

У детей продолжают воспитывать любовь к Родине. Они узнают, что наша страна многонациональная, что на ее территории проживают русские, белорусы, украинцы, грузины, армяне, татары и др. В дошкольном учреждении целесообразно иметь большую карту Российской Федерации. Ярким фломастером следует выделить  Москву и примерное местонахождение города ( поселка), в котором находится детский сад.

Рекомендуется знакомить детей с флагами нашей страны.

Воспитатель знакомит детей с иллюстрациями, открытками, фотографиями, на которых изображены героические  сражения и мирные сегодняшние будни солдат. Рассказать, что наши солдаты проходят службу под руководствам   офицеров. Чтобы стать офицером, надо закончить специальное военное училище или ВУЗ, много знать, уметь, быть сильным , выносливым смелым, находчивым. Прочитать детям стихотворение А. Барто « На заставе»

Дети узнают о том, что в годы Великой Отечественной войны советские солдаты сражались и защищали нашу страну от врагов. Прочитать  произведение А. Митяева « Почему Армия родная». Рассказывая старшим дошкольникам о нашей стране, о ее людях, необходимо показать патриотизм советских людей, их миролюбие.  На одном из занятий прочитать  произведение С. Маршака « Рассказ о  неизвестном герое»

Составить альбомы фотографий и детских рисунков.

Тема труда является стержневой при ознакомлении детей с явлениями окружающего мира. Знания ребенка о труде строителей, земледельцев,  работников транспорта и связи и др. следует формировать в системе.

Необходимо чаще организовывать наблюдения. Предварительно педагог   старается вызвать у воспитанников желание утвердиться в своих представлениях, проверить их.  «Строители ремонтируют соседний дом,- рассказывает воспитатель.- Красят балконы. Дом многоэтажный. Как же они добираются до верхних этажей?» Выслушав ответы и отметив их  противоречивость, он предлагает совершить экскурсию, чтобы понаблюдать труд строителей.

Целевые прогулки на почту, а ателье и др. помогают уточнить представления детей о труде взрослых. На почте, если позволяют условия, следует понаблюдать за работой оператора;  побеседовать с почтальоном, дать детям возможность  рассмотреть газеты, журналы, которые он доставляет в детский сад.

В целях закрепления у дошкольников знаний о труде работников швейной промышленности необходимо организовать  экскурсию в ателье, но предварительно   рассмотреть кукольную одежду, обратить внимание детей на фасон, отделку, ткань.  В группе должны быть лоскутки различных тканей, пуговицы, иголки, нитки, самодельные альбомы с выкройками одежды.  Наблюдая с дошкольниками отдельные трудовые операции( закройщик снимает мерку, кроит, примеряет), следует показать конечный результат труда, его значение. Осознать значимость труда, ребенку помогают беседы и дидактические  игры: « Чей труд важнее?», и др.

Знания, полученные  детьми на экскурсиях, в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы, рассматривания иллюстраций эффективно  уточняются и систематизируются в беседах, например: « Легок ли путь хлеба к нашему столу?» « Транспорт нашего города», « Кто работает на стройке?»  и др. У детей воспитывается интерес к труду, уважение к людям труда и желание подражать им.

Практика показывает, что, общаясь друг с другом, дети редко употребляют в речи глаголы и прилагательные, часто допускают ошибки в согласовании слов в предложении. Поэтому во внеучебное  время следует проводить словестные  дидактические игры и игровые упражнения на припоминание и называния слов обобщающих действия, признаки, например « Что делает?» ( мама –шьет, стирает, моет, работает, учит, лечит;  море-бушует, плещется. Волны- бьются о берег, катятся и др.) « Какой, какое?» ( снег- белый, хрустящий, пушистый, колючий, мокрый),  « Узнай предмет по описанию»( Оранжевая, хрустящая, сладкая-морковь)

Эффективными приемами активизации речи во внеучебное время является:

Коллективное обсуждение плана той или иной работы. Например, появилась необходимость почитать книги. Дети договариваются, кто чем займется, предлагают свои варианты;

- помощь ребенка товарищу в обьяснении правил игры;

- поручение детям познакомить новичка с группой и др.

Не все дети на 6-м году жизни произносят шипящие и сонорные звуки, умеют регулировать темп речи. Поэтому следует проводить индивидуальную работу, используя  разнообразные игры, чтение ребенком наизусть стихотворений, проговаривание  считалок, скороговорок; рассматривать предметные картинки, в названиях которых есть смешиваемые ребенком звуки. Для детей с ослабленным выдохом предусматриваются специальные упражнения: дуть на вертушки, на легкие лодочки в воде, на карандаш, заставлять его перемещаться по гладкой поверхности стола.  Развитию фонематического восприятия способствуют дидактические  игры типа  «Закончи слово», « Радио», « Игры с картинками»

Общаясь с детьми  в процессе их разнообразной деятельности, воспитатель должен следить за правильным построением   предложений, употреблением слов в нужной грамматической  форме, отмечать удачные ответы. Рекомендуетя проводить и специальные  упражнения, например « Один начинает - другой продолжает» и др.

На прогулках, во время наблюдений воспитателю следует чаще использовать художественное слово: пословицы, прибаутки, употребляя их в соответствии с конкретной  ситуацией, помогая детям понять их смысл.  Организуя самостоятельные игры детей, педагог должен использовать 3-4 варианта считалок.

Развитию связной речи способствуют игры-  драматизации. Проказ детьми настольного и кукольного театров, исценировки с игрушками, вечера досуга. Важно, чтобы в этих мероприятиях принимали участие дети малоразговорчивые, пассивные, застенчивые. Необходимо всячески поощрять успехи ребенка, это придает ему уверенности  в своих силах.