Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме:
    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей 5-6 лет с задержкой психического развития "Фрукты"

    Кудрявцева Анастасия Николаевна

    Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (для детей 5-6 лет с ЗПР)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

    Тема: фрукты

    Тип занятия: обобщающий

    Форма занятия: подгрупповое

    Продолжительность: 20 минут

    Участники: учитель-дефектолог и дети

    Возраст детей: 5-6 лет

    Цель: расширение и активизация словаря ребенка по теме «Фрукты».

    Задачи:

    а) образовательные:

    - активизировать и расширить словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «фрукты»;

    - закрепить навык образования множественного числа имен существительных;

    -закрепить навык практического употребления существительных единственного и множественного числа в родительном падеже;

    - продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    - упражнять детей в образовании имен прилагательных.

    б) развивающие:

    - развивать навык самоконтроля за произношением самостоятельной речи;

    - развивать познавательные способности, слуховое внимание, фонематическое восприятие, зрительно-двигательную координацию, память, мышление;

    в) воспитательные:

    - воспитывать формирование навыков сотрудничества и взаимопонимания;

    - воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию педагога;

    - воспитывать любознательность.

    Оборудование: картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, банан)

    Предварительная работа:

    рассматривание картин с изображением фруктов; чтение художественной литературы; беседы на тему «Фрукты», отгадывание загадок; дидактические игры «Один – много», «Поваренок», «Что съели?».

    I. Организационный момент.

    Учитель-дефектолог. Отгадайте загадки и скажите, какой фрукт был загадан.

    Круглое, румяное,

    Я расту на ветке.

    Любят меня взрослые,

    И маленькие детки.

    (Яблоко)

    Что за фрукт на вкус хорош

    И на лампочку похож,

    Бок зеленый солнцем греет,

    Он желтеет и краснеет?

    (Груша)

    Что за барышня такая

    Смотрит с ветки, не моргая.

    Синий сарафан на диво.

    Догадались? Это - ...

    (Слива)

    С оранжевой кожей,

    На мячик похожий,

    Но в центре не пусто,

    А сочно и вкусно.

    (Апельсин)

    Раз он жёлтый, значит, спелый.

    Только вот какое дело:

    Положил я фрукт в бокал –

    Сладкий чай мой кислым стал!

    (Лимон)

    Что за сладкие рожки

    В желтой одежке?

    Что любят кушать обезьяны? -

    С пальмы спелые ...

    (Бананы)

    Учитель выставляет на доску картинки с фруктами.

    Учитель - дефектолог: Назовите еще раз предметы, изображенные на картинках. (Яблоко, груша, апельсин, лимон, банан, слива)

     - Ребята, как одним словом назвать  яблоко, апельсин, грушу, лимон, банан, сливу?(фрукты)

    - Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

    - Как называют  деревья,  на которых растут фрукты? (фруктовые).

    - Где растут фруктовые деревья? (в саду).

    - Как называется  сад,  в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

    - Ребята, какие еще фрукты вы знаете? (Дети называют фрукты с картинок на доске и предлагают свои варианты)

    II. Основная часть

    Игра с мячом «Один – много»

    Учитель-дефектолог: Я называю один фрукт, а ты должен назвать много.взять картинки

    Яблоко-яблоки

    Груша-груши

    Слива - сливы

    Апельсин-апельсины

    Лимон-лимоны

    Банан-бананы

    А ведь фрукты и по размеру бывают разные! Когда яблоко поспело, оно большое, а когда только начало расти, оно маленькое яблочко

    Игра «Назови ласково»

    Дефектолог: – Я буду  называть фрукт, а вы будете называть этот фрукт ласково.
    Груша – грушка

    Слива – сливочка

    Апельсин – апельсинчик

    Лимон – лимончик

    Банан – бананчик

    Физкультминутка «Фрукты»

    Педагог: предлагаю всем встать в круг и вспомнить физкультминутку «Фрукты!»

    Будем мы варить компот

    (маршировать на месте)

    Фруктов нужно много, вот.

    (показать руками - "много")

    Будем яблоки крошить,

    Грушу будем мы рубить,

    Отожмем лимонный сок,

    Слив положим и песок

    (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)

    Варим, варим мы компот,

    (повернуться вокруг себя)

    Угостим честной народ.

    (хлопать в ладоши)

    Игра «Поваренок»

    А сейчас мы с вами будем маленькими поварятами! Что же мы можем приготовить из наших фруктов? (Варенье, компот, сок).

    А как называется сок из яблок? Груш? Слив? Апельсинов? Лимонов? Бананов?

    Д/и «Чего не стало» 

    Учитель-дефектолог: дети, предлагаю вам поиграть в игру «чего не стало», эта игра для самых внимательных ребят. Посмотрите на доску,  запомните фрукты.

    - А теперь посмотрите, какого фрукта не стало?

    - Сегодня вы мне очень помогли, и я хочу угостить вас своими фруктами. А что это за фрукт вы сейчас узнаете. Закройте глаза, откройте рот (в это время педагог, при помощи шпажки, по очереди каждому ребёнку кладёт в рот кусочек яблока).

    - Как вы думаете, чем я вас угостила? (Ответы детей)

    - Какое яблоко по вкусу? (сочное, сладкое,  ароматное).

    III. Итог занятия.

    Учитель-дефектолог. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли? Что нового узнали о фруктах?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста "В лес за грибами"

    познакомить детей с грибами (подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, белый гриб, мухомор), учить различать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибо...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики детей 4 – 5 лет с задержкой психического развития на тему: «Овощи».

    Конспект занятия учителя - дефектолога по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики детей средней группы с задержкой психического развития....

    конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей раннего возраста"Знакомство с одуванчиком".

    На этом занятии малыши знакомятся с представителями растительного мира,в данном случае с одуванчиком (где он растет,какого он цвета),а также учатся слушать красивые стихи о нем....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР "Россия - Родина моя".

    Закрепление о обобщение знаний  детей о  своей Родине, о стране, в которой они проживают, о государственной символике....

    Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме «Одежда».

    Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель занятия - уточнение и расширение словаря по теме ...

    Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Зимушка- Зима"

    Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...