Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей 5-6 лет с задержкой психического развития "Фрукты"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кудрявцева Анастасия Николаевна

Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (для детей 5-6 лет с ЗПР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Тема: фрукты

Тип занятия: обобщающий

Форма занятия: подгрупповое

Продолжительность: 20 минут

Участники: учитель-дефектолог и дети

Возраст детей: 5-6 лет

Цель: расширение и активизация словаря ребенка по теме «Фрукты».

Задачи:

а) образовательные:

- активизировать и расширить словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «фрукты»;

- закрепить навык образования множественного числа имен существительных;

-закрепить навык практического употребления существительных единственного и множественного числа в родительном падеже;

- продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- упражнять детей в образовании имен прилагательных.

б) развивающие:

- развивать навык самоконтроля за произношением самостоятельной речи;

- развивать познавательные способности, слуховое внимание, фонематическое восприятие, зрительно-двигательную координацию, память, мышление;

в) воспитательные:

- воспитывать формирование навыков сотрудничества и взаимопонимания;

- воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию педагога;

- воспитывать любознательность.

Оборудование: картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, банан)

Предварительная работа:

рассматривание картин с изображением фруктов; чтение художественной литературы; беседы на тему «Фрукты», отгадывание загадок; дидактические игры «Один – много», «Поваренок», «Что съели?».

I. Организационный момент.

Учитель-дефектолог. Отгадайте загадки и скажите, какой фрукт был загадан.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

(Яблоко)

Что за фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет,

Он желтеет и краснеет?

(Груша)

Что за барышня такая

Смотрит с ветки, не моргая.

Синий сарафан на диво.

Догадались? Это - ...

(Слива)

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно.

(Апельсин)

Раз он жёлтый, значит, спелый.

Только вот какое дело:

Положил я фрукт в бокал –

Сладкий чай мой кислым стал!

(Лимон)

Что за сладкие рожки

В желтой одежке?

Что любят кушать обезьяны? -

С пальмы спелые ...

(Бананы)

Учитель выставляет на доску картинки с фруктами.

Учитель - дефектолог: Назовите еще раз предметы, изображенные на картинках. (Яблоко, груша, апельсин, лимон, банан, слива)

 - Ребята, как одним словом назвать  яблоко, апельсин, грушу, лимон, банан, сливу?(фрукты)

- Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

- Как называют  деревья,  на которых растут фрукты? (фруктовые).

- Где растут фруктовые деревья? (в саду).

- Как называется  сад,  в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

- Ребята, какие еще фрукты вы знаете? (Дети называют фрукты с картинок на доске и предлагают свои варианты)

II. Основная часть

Игра с мячом «Один – много»

Учитель-дефектолог: Я называю один фрукт, а ты должен назвать много.взять картинки

Яблоко-яблоки

Груша-груши

Слива - сливы

Апельсин-апельсины

Лимон-лимоны

Банан-бананы

А ведь фрукты и по размеру бывают разные! Когда яблоко поспело, оно большое, а когда только начало расти, оно маленькое яблочко

Игра «Назови ласково»

Дефектолог: – Я буду  называть фрукт, а вы будете называть этот фрукт ласково.
Груша – грушка

Слива – сливочка

Апельсин – апельсинчик

Лимон – лимончик

Банан – бананчик

Физкультминутка «Фрукты»

Педагог: предлагаю всем встать в круг и вспомнить физкультминутку «Фрукты!»

Будем мы варить компот

(маршировать на месте)

Фруктов нужно много, вот.

(показать руками - "много")

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок

(имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот,

(повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ.

(хлопать в ладоши)

Игра «Поваренок»

А сейчас мы с вами будем маленькими поварятами! Что же мы можем приготовить из наших фруктов? (Варенье, компот, сок).

А как называется сок из яблок? Груш? Слив? Апельсинов? Лимонов? Бананов?

Д/и «Чего не стало» 

Учитель-дефектолог: дети, предлагаю вам поиграть в игру «чего не стало», эта игра для самых внимательных ребят. Посмотрите на доску,  запомните фрукты.

- А теперь посмотрите, какого фрукта не стало?

- Сегодня вы мне очень помогли, и я хочу угостить вас своими фруктами. А что это за фрукт вы сейчас узнаете. Закройте глаза, откройте рот (в это время педагог, при помощи шпажки, по очереди каждому ребёнку кладёт в рот кусочек яблока).

- Как вы думаете, чем я вас угостила? (Ответы детей)

- Какое яблоко по вкусу? (сочное, сладкое,  ароматное).

III. Итог занятия.

Учитель-дефектолог. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли? Что нового узнали о фруктах?