Детский сад, или школа хороших манер
статья (средняя группа) на тему

Олохова Ирина Леонидовна

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков очень важная часть культуры поведения.  От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад, или школа хороших манер

Мыть руки перед едой, чистить зубы утром и вечером, аккуратно складывать вещи – все это нас научили делать с детства. Но как же мы приобрели наши хорошие привычки, ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества?

Умению ухаживать за собой, конечно же, нас учили родители. Но, часто, из-за недостатка времени, или из жалости к ребенку, родители стараются сделать все сами. И тут на помощь приходит детский сад. Детям гораздо легче осваивать что-то новое на общем примере. А так же формированию навыка личной гигиены способствует строгий распорядок дня и необходимое оборудование в детском саду. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. Ребенок начинает обращать внимание на свой внешний вид: на грязные руки, одежду - у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. Каждый педагог принимает участие в воспитании личной культуры ребенка, используя при этом свои приемы и методы.

Воспитатель в группе начинает личную работу с ребенком с первой минуты прихода в детский сад. Методом показа и постоянного повтора ребенок учится организовывать порядок в личном шкафчике, мыть руки перед едой, полоскать рот, чистить зубы, аккуратно складывать вещи и культурно есть за столом. Положительный результат может принести только непрерывность воспитательного процесса. Ежедневно, повторяя одни и те же действия, ребенок совершенствует движения: они становятся более точными, ловкими, координированными. А чтобы процесс не стал скучным и надоедливым, педагог предлагает ребенку выполнять все в виде игры. В игре дети имитируют бытовые действия, например:

  • «Встречаем гостей»
  • «Строим кукольный домик»
  • «Готовим вкусный обед»
  • «Зашьем и постираем платье кукле»
  • «Научим Буратино делать зарядку»

         Каждое движение с ребенком необходимо проговаривать. Так, вытирая каждый пальчик полотенцем, воспитатель объясняет малышу, для чего он это делает.

        Удобнее всего детям запомнить цели и задачи культурно-гигиенических навыков в стихотворной форме. И здесь педагогу на помощь приходят забавные стихотворения, сказки и загадки. Всем нам известна сказка К.И. Чуковского «Мойдодыр», которая как нельзя лучше воспитывает стремление и уважение к чистоте. Но есть и другие произведения художественной литературы, не менее интересные и значимые для дошкольников:

  • Барто А. « Девочка чумазая»,  «Я расту, Мы с Тамарой санитары»

  • Волков А. «Волшебник Изумрудного города»

  • Маршак С. «О мальчиках и девочках»

  • Михалков С. «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать, Грипп»

  • Мошковская Э. «Нос, умойся»

  • Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей»

        Познакомить детей с данными произведениями - есть необходимая задача любого педагога. Литература воспитывает в человеке такие качества как: воля, нравственность, чувство эстетического вкуса, самостоятельность. Общественный пример закрепит навык, который перерастет в привычку.

       Для более плодотворной работы воспитателя с детьми необходимо непосредственное участие родителей. Совместная деятельность позволит реализовать поставленные задачи и подготовить маленького человека ко взрослой жизни. Любому взрослому необходимы волевые качества личности: дисциплинированность, организованность, настойчивость, целеустремленность - которые формируются из соблюдений элементарных культурно-гигиенических правил. Данная задача является актуальной, и ежедневно реализуется в наших детских садах.

        Знание основ культуры является ключом к успеху в любом деле, а соблюдение личной гигиены формирует общественное поведение. Так с дошкольного возраста воспитатели, заботясь о каждом ребенке, укрепляют здоровье нации. Навыки и привычки, приобретенные в детстве, становятся четой характера в частности, и массовой культурой в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа из цикла "Хорошие манеры" - "Добрые слова"

Беседа для детей дошкольного возраста о использовании хороших и добрых слов. Учит  быть вежливыми....

Социально - нравственный проект "Страна хороших манер" в старшей логопедической группе

Структура педагогического проекта: Актуальность, гипотеза проекта, предполагаемые результаты, продукты проекта (промежуточные, конечные), объект исследования, предмет исследования, цели исследования...

«Школа хороших манер»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию...

Методическая разработка: сценарий досуга для детей среднего дошкольного возраста "Школа хороших манер".

Данный сценарий разработан для совместного мероприятия с детьми среднего дошкольного возраста. Материал содержит большое количество игр и заданий, направленных на формирование нравственных качеств у д...

Рабочая программа дополнительного образования "Школа хороших манер" для детей 6-7 лет

Рабочая программа дполнительного образования на снижение агрессии у детей...

План конспект итогового мероприятия по теме недели Хороших манер ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ «В ПОИСКАХ ХОРОШИХ МАНЕР»

Материал содержит игры, конкурсы, эстафеты для проведения летнего развлеченияЦель: формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.Задачи: Уточнить понятия о вежливости, доброте, культу...