Консультация для воспитателей: «Что за золото пословицы русские!»
консультация на тему

Велисевич Инна Валерьевна

Использование пословиц и поговорок в жизни детей. Приобщение ребенка к жанру устного народного творчества через пословицы и поговорки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx380 КБ

Предварительный просмотр:

                         

 

     

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0e04/000614fb-cfc577ba/img31.jpg                 

   Консультация для воспитателей:

 «Что за золото пословицы русские!»

                                                                                                               

                                                                                                                 

           Что за золото пословицы русские!

                                                                                                                                                                              А.С.Пушкин

Пословицы и поговорки знакомы каждому из нас. Как убедительно и красиво звучит речь, если человек подкрепляет свои мысли пословицей или поговоркой! Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится – так очень точно определил народ значение пословицы и живую связь ее с языком.

Пословицы и поговорки очень близки между собой. Они различаются тем, что первые обычно выражаются самостоятельным законченным предложением («Шило в мешке не утаишь»; «Где тонко, там и рвется»), а вторые входят в предложение как отдельные его части (предложение – Он бьет баклуши – включает поговорку бить баклуши, само не является ни пословицей, ни поговоркой). Многие пословицы и поговорки употребляются в переносном значении. «Любишь кататься, люби и саночки возить» – такими словами можно упрекнуть мальчика, который в самом деле не хочет возить санки, но с удовольствием катается. Однако эту же пословицу приводят во многих других случаях (например, кто-то озорничает, но не любит, когда ему делают замечания).

Пословицы, которые становятся непонятными уходят из живой речи. Несколько иное дело с поговорками. Часто мы произносим их, не задумываясь о первоначальном смысле. Например: «Работать спустя рукава». Эта пословица возникла на основе действительных явлений. Возникла со времен Московской Руси, когда бояре носили одежду, доходившую до колен. С такими рукавами невозможно было что-либо делать.

Возникновение пословиц относится к глубокой древности. В них сосредоточен и выражен в краткой и художественной форме свод знаний, наблюдений, примет трудового народа. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский и социальный опыт и передают его последующим поколениям.

Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к ее врагам, стойкость, мужество народа – все это нашло отражение в коротких, но мудрых изречениях. («Убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест»).

Но, создавая новое, народ не выбрасывает все то лучшее, что накоплено за века нашими предками.  И любовь к труду, умение, мастерство, смелость, честность, любовь к родине, дружба и другие качества, которые раньше не могли проявляться в полную силу, лишь в наше время получили все возможности для наиболее полного раскрытия. И пословицы говорящие об этих качествах будут нашими спутниками. Не утратили своего значения пословицы, разящие острым словом хвастовство, лень, эгоизм, лицемерие и другие пороки в поведении людей. Всегда будут справедливы слова: «Ленивый могилы не стоит».

Созданием  новых и сохранением старых пословиц не ограничивается их жизнь. Многие пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями. Жизнь отельных пословиц можно проследить на протяжении многих столетий.

В наше время многие пословицы переделываются на новый лад. Была пословица:  «Не топор тешет, а плотник»; а теперь говорят:  «Не трактор пашет, а тракторист».

Русские писатели широко используют неиссякаемые запасы народной мудрости. Однако они не только берут из народного языка, но и обогащают его. Многие  удачные выражения из произведений художественной литературы становятся пословицами и поговорками: «Счастливые часов не наблюдают»; «Как не порадеть родному человечку»; «Любви все возрасты покорны»; «А счастье было так возможно»; «Есть еще порох в пороховницах!», «А Васька слушает, да ест»; «Слона - то я и не приметил»;  «Кукушка хвалит петуха за то,  что хвалит он кукушку» – все эти строки из произведений часто можно слышать в устной речи. Много пословиц и поговорок, метких выражений вошло в разговорный язык  из произведений других  русских писателей прошлого и нашего времени.

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми.

Отбирая пословицы и поговорки для работы с детьми, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям.

К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая - мать родная» и др.

Любовь к Родине и любовь к матери - чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Другой матери не будет», «Счастья и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной. Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля - круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др. Анализ данных «педагогических миниатюр» позволил сделать вывод: развивая патриотические чувства у детей дошкольного возраста, необходимо более широко использовать народные пословицы и поговорки.

Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети.

Пословицы и поговорки жили, живут и будут жить среди нас. Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль» (А.П. Усова).