Консультация для воспитателей "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные игры"
консультация по теме

Морочковсая Татьяна Витальевна

Весёлые подвижные игры - наше детство. Кто не помнит весёлых пряток, жмурок, салок, догонялок? Эти игры, как песни и сказки созданы народом.

 Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра – деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом.

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю, они сохранились до наших дней со времён глубокой старины, передавались из поколение в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры

через народные игры»

музыкальный руководитель: Морочковская Татьяна Витальевна

детский сад «Ромашка», структурное подразделение Детского сада «Светлячок», 2017г.

 

Весёлые подвижные игры - наше детство. Кто не помнит весёлых пряток, жмурок, салок, догонялок? Эти игры, как песни и сказки созданы народом.

 Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра – деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом.

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю, они сохранились до наших дней со времён глубокой старины, передавались из поколение в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Нет человека, который никогда бы не играл хоть в какую – нибудь игру. Народная игра доступна всем, не требует особой подготовленности, сложного инвентаря.

Очень многие существующие  ныне виды спорта родились как раз из таких древний народных игр и забав. Скажем, бокс – из кулачных поединков, хоккей – из игры под названием котел, фехтование – из палочных боев.

Многие игры и забавы уходят корнями в глубокую древность.  Городки, лапта, бабки – тоже очень старые русские игры.

Старые игры, наверное, уже никогда не вернуться в наши дворы. Целый культурный пласт остается неизвестным нынешнему молодому поколению. И насколько же беднее становиться детство! Сами дети, конечно, этого не замечают. У них есть телевизор, компьютер, футбол-хоккей, наконец. Можно прожить и без чижа, и чикала – бегала. Можно, конечно. И совсем необязательно, да и немыслимо возвращать к жизни все существовавшие когда – то три тысячи народных игр, хотя очень многие этого заслуживают. А вспомнить и попробовать поиграть нужно – это ведь наша история, наши корни. Может возникнуть такой вопрос: почему в 21 веке, веке современных компьютерных игр и технологий, мы ставим такие задачи? Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Ведь наряду со знанием компьютера, калькулятора, различных игрушек типа « тетрис».,ребёнку совсем не мешает иметь представление о счёте на камешках, узелках, о русской или какой- нибудь народной песне и игре .конечно. Надо восстанавливать народные сокровища.

Детские игры не забываются.  Игры, забавы, проказы запоминаются на всю жизнь.

Хотя и обратили мы в последнее время взор на собственное прошлое, многое оказалось утраченным: старинные обряды, праздники, обычаи…

Знать, помнить свои корни должен каждый культурный человек. Надо по возможности восстанавливать народные сокровища.

 Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет «казакам-разбойникам«.  А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.

Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, Пётр Францевич Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования.

Константин Дмитриевич Ушинский считал эти игры наиболее доступным “материалом” для детей.

Александра Платоновна Усова считает, что в народных играх  ребёнок знакомится с обычаями и традициями русского народа. Все они считали народные игры ценнейшим средством всестороннего  воспитания личности ребёнка развития у него таких нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества,

Воспитания воли, настойчивости помогают преодолевать трудности. Дети в играх проявляют смекалку, выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда, значит и выбранная мной тема актуальна на сегодняшний день.Умение играть в народные игры имеет решающее значение в развитии речи детей, становлении основ личности.

Проанализировав уровень воспитанности детей я пришла к выводу, что у детей недостаточно сформированы нравственно- этические чувства, недостаточно воспитывается любовь к Родине. Проведя опрос детей в начале года, дети мало знали народных игр1-2 (подвижных. малоподвижных, хороводных).  Необходимо было создать систему работы по приобщению детей к истокам национальной культуры через народные игры.

Одной из ступенек к такой системе послужило создание мной фольклорного кружка  «Подсолнушки», где я знакомлю детей с бытом и жизнью крестьян, историческим прошлым русского народа, обычаями и  трудом народа, народными праздниками, дети исполняют народные песни и танцы, участвуют в сценках и играх. Часто  мы проводим народные праздники в форме посиделок, где героями становятся сами дети ,приобщаем  к играм на праздниках и родителей. Дети полюбили народные игры, такие как» Игра с лентой»,» Дедушка- медведушка», «Никанориха», « Ай, дили»,» Пирог» и многие другие.

Театр как известно начинается с вешалки.  Игра начинается с определения водящего или разделения играющих на две равные партии. Для этого существует несколько традиционных способов.

  Самый распространенный – считалка, детям не будет обидно, что их не выбрали на роль ведущего, считалка сама находит водящего

-  Второй способ. Педагог приглашает в игру  показывая на  ребёнка :«пойдёт самый смелый мальчик или самая активная девочка , которая знает ответ на вопрос или загадку». Третий способ- «можно выбрать стрелочкой, по цвету одежды. Чтобы не пропал интерес к игре её нужно объяснять кратко и понятно. Важно регулировать темп игры, вести игру в хорошем настроении, педагог должен поощрять игроков словами: «молодцы»,» умники» и т д

Структура занятий: 1. Беседа.

                                  2Изготовление атрибута для игры.

                                  3.Проведение игры.

                                 4.Творческие задания.

Проведение народной игры имеет 3 аспекта:

1.Познавательный (расширяем кругозор детей, рассказ о традициях  и жизни русского народа).

2Развивающий (способствует навыкам налаживания диалога).

3.Воспитательный (развивает способность к взаимопониманию)

Опрашивая детей в конце учебного года, дети называли более 10 названий игр считалок, на прогулках играют самостоятельно, привлекая детей, не посещающих кружок, дома на домашних праздниках привлекают взрослых к выученным играм.

Мир игр настолько богат и разнообразен и моя задача активнее восстанавливать народные сокровища к которым принадлежат старинные русские игры и забавы.

Народные игры представляют собой основу начального этапа формирования гармонической, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приобщение детей к истокам русской национальной культуры через народные игры. Система работы музыкального руководителя Морочковской Татьяны Витальевны Детский сад «Ромашка» Методический аспект

Слайд 2

«В игре да в дороге узнают людей» ( Народная мудрость)

Слайд 3

Актуальность. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, мышление, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.. Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, п ередаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека- гражданина своей страны.

Слайд 5

Проблемы. 1.Недостаточно сформированы нравственно- этические чувства . 2. Мало времени уделяется детям по воспитанию любви к Родине. 3. Нет системы приобщения детей к традициям и обычаям народной культуры.

Слайд 6

Фольклорный кружок «Подсолнушки» Цель: Развитие и реализация музыкальных способностей и исполнительских возможностей детей, через народные традиции, приобщение детей к русской национальной культуре. Задачи: 1.Развивать музыкальные способности детей через эмоциональную отзывчивость на музыку (музыкальный слух и чувство ритма); 2.Формировать и развивать певческие навыки (чистое интонирование, певческое дыхание, дикция, ансамбль); 3.Развивать в детях творческие и певческие умения в синтезе с выразительностью движений (в хороводах и играх); 4.Воспитывать интерес к народной культуре через эстетические эмоции, традиции и обычаи народа во всех видах детской музыкальной деятельности: пении, музыкально-ритмических движениях, играх, музицировании , инсценировках, концертных выступлениях.

Слайд 7

Виды народных игр 1.Хороводные. 2.Игры- забавы. 3.Игры- диалоги. 4.Игры- соревнования. 5.Игры- драматизации. 6.Подвижные игры 7.Словесные игры.

Слайд 8

Игры- диалоги. Игра « Баба била, била». Игра « Дедушка- медведушка »

Слайд 9

Игры- соревнования. Игра « Никанориха » Игра « Кто больше знает колядок»

Слайд 10

Хороводные игры Игра « Ай , дили , дили » Игра « Зимушка» Игра с бабой Ягой.

Слайд 11

Игры- драматизации Гадания с бабой Ягой Игра с гармонистом Игра с петухом.

Слайд 12

Заключение. Возрождение народных праздников с применением игр стало характерным явлением в нашей стране в последние десятилетия. Для современных педагогов, психологов, исследователей стала бесспорной необходимость привлечения исконно народных игр в повседневную жизнь малыша. Возрастающая в связи с преобладанием в сфере культурного досуга западных веяний. Традиционные народные игры доступны для детей, начиная с дошкольного возраста. Но не менее интересны они и для взрослых. Поэтому возращение этого вида деятельности очень важно и нужно в воспитательном процессе детского сада. «Отнимите у русского народа поэзию ,уничтожьте его весёлый разгул, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, б ез жизни» В.А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

Пасха. Пробщение детей среднего возраста к истокам русской народной культуры через народные праздники.

Приобщение детей среднего возраста к истокам русской народной культуры через народные праздники. 3Одним из  великих праздников  является Пасха. 3Почему на Пасху принято дарить друг другу яйц...

Проект " Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"

Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"...

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"...

Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные промыслы»

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народнымискусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине. Народн...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные промыслы

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине....