Современная цифровая образовательная среда в музыкальном воспитании.
учебно-методическое пособие на тему

Жданова Евгения Игоревна

Образовательная среда в музыкальном воспитании.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Жданова Евгения Игоревна,

музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад 18

городской округ Красноуфимск

Современная цифровая образовательная среда в музыкальном воспитании.

В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их возможностей - информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.
Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе. 
Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в современных условиях.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса передо мной стоит задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной.  Используемый мною музыкальный материал содержит в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывает интерес у детей к музыкальному процессу.  Я организовываю процесс так, чтобы дошкольники могли активно, с увлечением и интересом заниматься на музыкальных занятиях. В решении этой задачи мне помогает использование традиционных методов обучения и электронных образовательных ресурсов.

Использование электронных образовательных ресурсов в системе музыкального образования меняет дидактические средства, методы и формы развития и воспитания, преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую — информационно–образовательную среду.

Используя мультимедийное сопровождение образовательного процесса, позволяет мне интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, презентации, слайды, музыка), стимулировать непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Мною систематически пополняется медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к образовательной музыкальной деятельности с детьми.

Я хочу поделиться опытом использования электронных образовательных ресурсов в своей работе.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.

Так, в разделе Слушание музыки  использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я создала электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту, где я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов.

Применение электронных ресурсов при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, например, «Школа танцев для детей + детская мультдискотека» для детей от 2-х лет. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

Музыкально-дидактические игры также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?» «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.

Практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование электронных образовательных ресурсов способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

В свете новых требований ФГОС ДОУ в дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы взаимодействия педагогов и с родителями воспитанников, позволяющие вовлечь их в образовательный процесс. Одним из самых простых и одновременно самых действенных способов взаимодействия с родителями и социумом является размещение роликов проведенных праздников и досугов воспитанников в социальных сетях, а также в педагогических и родительских сообществах.  Размещаю видеоматериалы на сайте детского сада, личном сайте и группы воспитанников.

Размещая видеоматериал в сети Интернет, взаимодействие с коллегами, родителями и социумом организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения и общения, приводящие к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию значимых задач в области художественно-эстетического развития дошкольников.

Умение использовать возможности сети Интернет сегодня не просто веяние времени, а жизненная необходимость. Хочется надеяться, что такая современная образовательная среда способна к повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Музыкальное воспитание дошкольников посредством ИКТ в современной информационной образовательной среде"

Тезисы к областной научно-практической конференции «Преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в современной информационной образовательной среде»...

Цифровая образовательная среда. Использование информационных технологий и телекоммуникационных сетей во взаимодействии с родителями по вопросам музыкального воспитания.

Статья является попыткой осмысления возможностей дистанционного взаимодействия с родителями в реалиях самоизоляции и   цифровизации образования....

Эссе «Цифровая педагогика: моя готовность к преподаванию в цифровой образовательной среде».

laquo;Цифровизация – наше всё!» Эту фразу, наверное, можно сделать лозунгом нынешнего образования. Цифровая грамотность, на мой взгляд, – одна из основных компетенций современн...

Проект "Цифровая образовательная среда в современном ДОУ"

Проект разработан с целью пополнения МТБ интерактивным оборудованием, создания и использования в образовательном процессе методических пособий в электронном формате, повышения компетентности педагогов...

Возможности применения современных цифровых ресурсов в организации музыкального развития в дошкольном образовательном учреждении

Возможности применения современных цифровых ресурсов в организации музыкального развития в дошкольном образовательном учреждении. Материал может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям Д...