Цифровая образовательная среда. Использование информационных технологий и телекоммуникационных сетей во взаимодействии с родителями по вопросам музыкального воспитания.
статья

Чикишева Любовь Леонидовна

Статья является попыткой осмысления возможностей дистанционного взаимодействия с родителями в реалиях самоизоляции и   цифровизации образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx24.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цифровая образовательная среда. Использование информационных технологий и телекоммуникационных сетей во взаимодействии с родителями по вопросам музыкального воспитания.

«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» - приоритетный проект Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы. Этот проект

 нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий. Что же такое "цифровая образовательная среда"?

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

ЦОС является частью национального проекта «Образование», который
предполагает реализацию четырех основных направлений развития системы образования: 

  • обновление его содержания,
  • создание необходимой современной инфраструктуры,
  • подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации,
  • создание наиболее эффективных механизмов управления сферой образования.

Реализация этого проекта должна привести к глобальным изменениям всего образовательного процесса. Но как это соотносится с дошкольным образованием? И как музыкальный руководитель может использовать ЦОС в своей работе?

Если отталкиваться от того, что обновление содержания с помощью ЦОС подразумевает  перераспределение большого количества учебных часов из очного обучения в дистанционное, то, значит, дистанционные  технологии  станут в центре внимания и дошкольного образования.

Кроме того,   особую актуальность приобретает поиск новых форм взаимодействия семьи и детского сада. Современные родители, согласно закону, несут основную ответственность за образование ребенка. Они в основном грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени. Занятость родителей зачастую является основным барьером в контактах педагогов и  семьи. Родители оказываются в условиях «самоизоляции»  даже без объявления таковой. И здесь на помощь приходят информационно-коммуникативные технологии и телекоммуникационные сети.

Уточним основные понятия:

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Телекоммуникация – передача информации на большие расстояния.

Телекоммуникационная сеть – множество средств телекоммуникации, связанных между собой и образующих сеть определённой топологии (конфигурации). Телекоммуникационными сетями являются телефонные, телевизионные, компьютерные и радиосети.

Уточнив понятия, определим, какие преимущества  возникают в работе музыкального руководителя с родителями  при использовании  средств информационно-коммуникативных технологий:

• минимизация времени доступа родителей к информации;

• возможность  продемонстрировать  документы, аудио-, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;

• рост объема информации;

• оперативное получение информации родителями;

• обеспечение диалога педагога и родителей группы;

Очевидно, что все эти преимущество помогут  оптимизации взаимодействия педагога с семьей.

Как же можно выстроить работу музыкального руководителя в данном направлении?

Музыкальный руководитель, не ожидая других педагогов, может выступить с инициативой создания групп родителей в  мобильных приложениях к телефону Viber и WhatsApp, либо использовать другие средства дистанционного общения с детьми и их родителями, принимая во внимание наличие доступности ( Messenger,  Facebook, Skype, Zoom4 и др.). Сейчас это очень востребованные коммуникационные  ресурсы. С их применением  проводятся дистанционное просвещение и консультирование родителей. Мобильно, быстро и в команде можно решать различные проблемы, делиться полезными ссылками, творческими находками и идеями.

Размещая консультативную информацию на сайте учреждения или личной странице музыкального руководителя с определенной периодичностью, можно добиться того, что родители регулярно будут пользоваться рекомендациями. Ведь ребенок будет занят творчеством, а родитель станет активным участником образовательного процесса.

 В онлайн-взаимодействии поле деятельности для музыкального руководителя огромно.  В помощь  родителям  можно опубликовать:

рекомендации;

обзорные материалы;

информационные письма;

инструктажи;

полезные мастер-классы.

Для детей подготовить:

фонограммы минус и плюс по пению;

беседы и фонограммы по слушанию музыки;

танцевальные движения и музыка к ним;

музыкально-дидактические игры;

музыкальные мультфильмы, клипы и аудиосказки.

Конечно, необходима обратная связь. Нужно узнавать у родителей их мнение о предложенном материале, каков был отклик детей на  информацию. Исходя из этого, возможно подготовить индивидуальные рекомендации, озвучиваемые в личных контактах.

Для этих целей может быть удобна электронная почта, общение в социальных сетях ВК, Одноклассники, Инстаграмм и другое. С помощью таких интернет-ресурсов родитель работает с информацией в удобное для него время, может сам обратиться к педагогу с интересующим его вопросом.

Интересен вариант видеоконференций и вебинаров. Технология подключения проста и удобна. Необходим лишь повод, которым может быть совместный с детьми и родителями проект. Такой способ особенно актуален в условиях карантина и самоизоляции.

 Очевидно, что  число воспитанников детского сада,  родители которого имеют доступ к информационным ресурсам и сервисам сети Интернет, растет с каждым годом. Если грамотно  использовать это в целях обучения ребенка, то повысится качество образования. Несмотря на явные преимущества, все еще не многие музыкальные руководители используют ИКТ и телекоммуникационные средства во взаимодействии с родителями.  Нужно направить свои творческие способности и умения в русло технических инноваций, и тогда результаты работы значительно улучшатся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы по теме: «Взаимодействие с родителями по вопросам патриотического воспитания».

Патриотическое воспитание – это процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений. Надо понимать, что ребенок воспр...

Статья "Формы взаимодействия с семьёй по вопросам музыкального воспитания дошкольников."

В статье раскрыты вопросы по взаимодействию музыкального руководителя  и родителей. Приведены примеры  некоторых форм работы  с родителями....

«Использование интерактивных игр как одна из форм взаимодействия с родителями по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма».

Профелактику детского-дорожно-траспортного травматизма следует начинать с самого раннего возраста,воспитывая в детях безпрекословное выполнение ПДД.Эта задача всего общества, в первую очередь родителе...

Доклад "Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников"

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Презентация к докладу "Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников"

Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов и роди...

«Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...