Консультация "Речевое развитие ребёнка 3-4 лет"
консультация (младшая группа) на тему

Стародубцева Светлана Александровна

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды и убеждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_rechi_rebenka.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №1 «Солнышко» г. Лермонтов

Воспитатель: Стародубцева С.А. 

Консультация для родителей

 «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»


Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операция (анализ, синтез, сравнение., обобщение, абстракция, припоминание, запоминание) развиваются и совершенствуются только в процессе овладевания речью.

От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Речь является средством регуляции психического деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды и убеждения:

Психические процессы

Речь:

Восприятие память внимание мышление фонетика фонематика лексика

Воображение произвольное внимание грамматика связная речь

В первые 3 года жизни ребенка заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает большой словарный запас. Если же в первые три года жизни малыша взрослые не уделяли должного внимания его речи, то и в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут способствовать развитию нежелательных качеств характера (застенчивость, нерешительности, замкнутости, негативизма, вызывать нервозы и заикание.

Причины задержки развития речи.

Отсутствие речи в три года или значительная задержка в ее развитии должны насторожить родителей. В этом случае необходима консультация специалиста (психоневролога, логопеда). Причины задержки в развитии речи могут быть различными.

Органические причины возникают в связи с тяжелым течением беременности или трудными родами, родовыми травмами, гипоксией и асфиксией плода, перенесенными в первые годы жизни инфекционными заболеваниями, травмами головы. В этом случае наблюдается точечное или очаговое поражение коры головного мозга в области речевого и двигательных центров.

Механические причины вызываются дефектами костного и мышечного строения артикуляционного аппарата (недоразвитое мягкое нёбо, короткая подъязычная уздечка, «заячья губа»«волчья пасть», изменения формы и величины челюстей и т. д.) или приобретенными в результате травмы дефектами.

Функциональные причины вызваны невниманием родителей к детям, отсутствием полноценного общения либо гиперопекой над детьми, когда предвосхищается каждое их желание. Часто родители, общаясь с детьми, подражают детской речи («сюсюкаются»). На формирование правильной речи оказывает влияние и чрезмерная возбудимость ребенка, задержка психического развития

Особенности развития речи детей 3-4-го года жизни:

В 3 года ребенок пользуется словарем из 800-1000 слов. В течение года словарь возрастает до 1900-2000 слов. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее: он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает предметы по общим признакам. В состав активного словаря, которым пользуется ребенок, входят практически все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы).

У трехлетних детей наблюдается неправильное произношение ряда слов, особенно длинных и малознакомых:

-сокращения слов («сипед»- велосипед, «атабиль»- автомобиль»);

-перестановки слогов и звуков в слове («замукальные»- музыкальные, «певрый»-первый);

-пропуски звуков при их стечении («басой мальчик»-большой мальчик);

- в ряде случаев для облегчения произношения трудных слов между согласными звуками дети вставляют гласные («корабель»-корабль).

Произношение звуков трехлетними детьми характеризуются некоторыми особенностями:

-согласные произносятся смягченно («лёзетька» - ложечка)

-свистящие звуки С,З,Ц произносятся недостаточно четко, пропускаются или заменяются другими звуками («абака»«фабака»«табака» -собака; «вамок»«дамок» - замок; «тветок» - цветок);

- шипящие звуки Ш,Ж,Щ,Ч произносятся недостаточно четко, пропускаются или заменяются («апка»«фабака»«табака» - собака; «вамок»«дамок» - замок; «тветок»-цветок);

- звуки Л,Р пропускаются или заменяются звуками «ль»«й» («юка»«люка» - рука).

Грамматический строй речи. Трехлетние дети говорят короткими фразами из 3-4 слов. Фраза постепенно удлиняется и усложняется. Порядок слов и их согласования могут быть неправильными«я хочу нет» - я не хочу; «один колесо»«много окнов».

В течение четвертого года жизни у детей сокращается количество перестановок, пропусков звуков, исчезает смягченное произношение слов, улучшается произношение свистящих и шипящих звуков, исчезает их замена на другие звуки, хотя может сохраняться нечеткое произношение шипящих, отсутствие звуков Л и Р.

Роль родителей в развитии речи ребенка огромна. Маленький ребенок стремится к общению с близкими ему людьми, подражает им во всем. Взрослые должны уделять общению с детьми достаточно времени, т. к. дефицит внимания негативно сказывается на их всестороннем развитии.  Поскольку развитие речи малыша тесно связано с развитием движений и формированием основных психических процессов, у детей очень важно развивать общую и мелкую моторику, для чего дома полезно иметь спортивный уголок, конструкторы, мозаику, набор пуговиц или крупных бусин для нанизывания и другие настольные игры, развивающие мышление, внимание, память. Постоянно читайте детям качественную и богато иллюстрированию детскую литературу, беседуйте с ребенком о прочитанном, пересказывайте сказки и рассказы вместе с детьми словами, близкими к тексту – это пополнит его словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.

Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...

Рабочая программа по развитию детей средней группы «Цветик – семицветик» МАДОУ центр развития ребёнка – детский сад №62 2012 – 2013 уч. год

Рабочая программа воспитателя по развитию детей средней группы (4-5лет) включает в себя:1. Пояснительная записка (названия нормативно-правовых документов, являющихся основой  для разработки прогр...

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....

Консультация для родителей «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».

Материал о важности умения ходить для ребёнка раннего возраста для познания окружающего мира и правильного развития....

7. Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)

Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)...