Консультации, статьи для родителей и педагогов, конспекты занятий.
статья по теме

Зарубина Наталья Владимировна

    Почему необходимы

арт-терапевтические занятия с детьми дошкольного возраста ...

 

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В.А.Сухомлинcкий.

 

  Метод песочного рисования «Sand-Art» существует сравнительно недавно, около 30 лет. Это направление зародилось в США, сначала было лишь эффектным зрелищем при проведении разнообразных шоу-программ. Позже специалистами было доказано, что метод песочного рисования «Sand-Art» можно эффективно применять для работы с разнообразной психологической проблематикой, а также в образовательных и развивающих целяхМетод не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе с детьми, начиная с 2-х лет.

     Игра с песком - это не только развлечение для ребенка, сама текстура песка дает возможность для развития у детей тактильных ощущений, координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков, что напрямую связано с развитием речи. Рисуя двумя руками одновременно, происходит развитие обоих полушарий головного мозга.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира

По мере освоения техники рисования песком, обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке эмоции, дает свободу, вселяет уверенность.

Изображение картин на песке способствуют развитию ручной умелости и зрительно-двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму; развитию всех сторон речи; стабилизируют эмоциональное состояние детей; развитию произвольному вниманию и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации (навыки общения и эмпатии).

И вот, почему стоит заниматься "Песочным рисованием"yes с детьмиsmiley:

1. Рисование письмом отличается простотой. Чтобы попробовать себя в песочной анимации, не нужно покупать дорогие расходные материалы, ездить по специальным магазинам в поисках необходимого. Потребуется только чистый просеянный песок, лампа (источник света) и стекло (оргстекло) для создания светового стола. Вместо песка подойдет любая другая сыпучая субстанция, например, манная крупа или кофе.

2. Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше. Разве что песок, рассыпанный по полу.

3. Песочная анимация — это красота. 

4. Пластичность — очень интересное свойство, делающее рисование песком действительно анимацией. С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

5. Уменьшение стресса — одно из чудесных последствий искусства рисовать песком. У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья. Ценности Современной семьи13.79 КБ
Файл Для родителей, которые готовят детей в школу!14.94 КБ
Файл Причина непослушания детей в родителях!!!16.28 КБ
Файл «Развитие воображения детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов дошкольного образования.21.14 КБ
Файл Методическая разработка развивающего занятия (песочная терапия) в рамках проекта «Будем знакомы», с детьми раннего возраста, в п14.21 КБ
Microsoft Office document icon Методическая разработка занятия рисование песком 48.5 КБ
Файл Песочное рисование, как позитивная социализация детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ. 15.01 КБ
Файл Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с озером Байкал, посредством применения метода арт-терапии (рисование песком).619.28 КБ
Microsoft Office document icon Конспект интегрированного занятия, направленного на развитие творческого воображения детей, "Путешествие в сказочную страну"67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современная Семья живет в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телепередач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. В практическом наблюдении за группами детей дошкольного возраста мы наблюдаем отсутствие приобретение ими опыта, от предыдущих поколений (родителей, бабушек, дедушек, выражающееся в отсутствии знаний о традициях семьи, рода…

Что же заставляет родителей отказываться от проведения совместного досуга?

Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого не возможно становление гармонично развитой личности, взаимопонимания в семье, как родительской, так и при построении своей.

Поэтому проведение целенаправленной работы при запросе Семьи для гармонизации внутрисемейных отношений, так же необходимо, как и работа по развитию эмоционального мира, морально-волевых качеств, как детей, так и родителей. Не стоит пренебрегать визитом всей Семьей к психологу! Это будет первым, важным шагом на пути к выстраиванию, желаемых отношений в семье. В детстве нам помогают расти старшие особи, в юности у нас есть примеры для поведения, но вот, как только мы сами становимся старшими, родителями, мужьями, женами, что то происходит, паттерны поведения не можем отыскать нужные! Именно, в этот момент и нужна помощь специалиста! Для того чтобы взглянуть сос тороны на свою семейную систему.

Практическая работа в детско-родительской терапии выстраивается таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Могущество такой свободы - свободы управлять собой, творить, повелевать, быть глупым, угрюмым, серьезным, просто радоваться полноте жизни, не боясь быть отвергнутым или наказанным, - это, без сомнения, переживание, в высшей степени облегчающее и стимулирующее рост ребенка. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

И вот, здесь и наступает момент смены привычных ориентиров! Семья понимает, что можно общаться или молчать иначе, жить получается! Ищите возможности, используйте варианты, но не сидите и не жалуйтесь на ребенка, на супруга, на родителей, просто действуйте во имя Семьи и любви в ней!



Предварительный просмотр:

ШЕСТЬ СПОСОБОВ,

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО

ДЕРЖАТЬ РУЧКУ ИЛИ КАРАНДАШ

Способ 1 – с помощью салфетки.

Чтобы научить ребенка правильно держать ручку этим способом, понадобятся, собственно, сама ручка и … салфетка.

Салфетку складываем в несколько раз и зажимаем ее двумя пальцами правой руки – мизинцем и безымянным, остальные пальцы выпрямлены.

Теперь свободными пальцами берем в правую руку ручку и, о чудо, ребенок держит ее правильно!

Способ 2 – аналогия с дротиком.

Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни играл в дартс, где нужно дротиком попасть в цель. Так вот, чтобы дротик полетел куда надо, его обязательно нужно зажать в руке тремя пальцами. Когда ребенок берет в руку ручку или карандаш, напоминайте ему, что нужно держать ее или его как дротик. 

Способ 3 – ручка – «самоучка».

Это устройство, которое надевается на ручку. Благодаря ему взять ручку неправильно просто невозможно. К тому же можно найти подобные насадки различной расцветки и в форме зверушек. Данные тренажеры можно найти как для правшей, так и для левшей.

Кстати, для малышей, которые только учатся держать в руках ложечку, есть специальная ложка-обучалка, благодаря которой ваш ребенок сможет научиться правильно брать столовые приборы в руку.

Способ 4 – ручка серии Stаbilо LеftRight с «подсказкой» для пальцев.

Продукция серии Stаbilо LеftRight разработана совместно со специалистами медицины, образования и эргономики.

Ручка данной серии имеет трёхгранную форму, корпус изготовлен из мягкого материала, вес и длина ручки уменьшены. Также на корпусе ручки расположены углубления определенного размера. Все это обеспечивает правильное положение ручки в руке ребенка, а яркие цвета и веселый дизайн формируют позитивный настрой к учебе.

Способ 5 – метод пинцетного захвата.

Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик и поставить на стол.

Теперь пальчики скользящими движениями спускаются вниз и ручка оказывается в руке в правильном положении.

Теперь только остается контролировать наклон руки ребенка.

Сначала рекомендую показать ребенку на собственном примере, делая эти действия медленно, затем предложите ребенку повторить за вами.

Способ 6 – игра «Спокойной ночи, ручка!».

Данный способ приемлем для самых юных писарей. Можно предложить малышу “уложить” ручку или карандашик спать в детскую руку: кладем ручку в кроватку – на средний пальчик, под голову подушечку – указательный, а сверху одеялко – большой пальчик.
Основная задача взрослого в период «научения» – регулярно следить за правильностью захвата ребёнком письменных принадлежностей. То есть во время рисования нужно следить за правильным положением пальцев. Если Вы заметили, что карандаш снова держится неправильно, остановите рисование и переложите его правильно.

Стоить помнить, что рисуя, дети обычно очень сильно сжимают карандаш. Пальцы потеют, и рука быстро устает. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Пусть ребенку будет интересно учиться рисовать. Подарите ему красивую книжку-раскраску или предложите изобразить сюжет из любимого мультфильма. Если ребенок будет заниматься с удовольствием, то очень скоро добьется первых успехов!

Самое главное – помнить, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. А значит, результат любого дела зависит от того, в какой форме и даже с каким настроением Вы преподнесете ребенку любые упражнения или занятия.

Желаю успехов!

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №35»

Зарубина Наталья Владимировна



Предварительный просмотр:

ДЕТЯМ НЕ ХВАТАЕТ ВНИМАНИЯ!

Самая распространенная причина плохого поведения – это борьба за внимание родителей. Как только ребенок начинает себя плохо вести, родители сразу же отвлекаются от своих важных и нужных дел и бросаются воспитывать дитятко.

Если ребенок не получает нужного количества внимания,

единственным способом заслужить это внимание он видит в непослушании!

В 99 случаях из 100 причиной непослушания, непонимания, истерик и других сложностей в отношениях между родителями и детьми, является не ребенок, а РОДИТЕЛЬ.

Хочется выделить эти слова в рамку

и попросить Вас повесить на видное место

в Вашем доме.

Если ребенок Вас не слушается, причина в ВАС, а не в ребенке. Вам нужно разобраться именно в Вашем поведении,

а только потом подумать, чем можно помочь ребенку.

Итак, самая первая и главная причина – нехватка внимания. Как бы банально это не звучало.

Подумайте прямо сейчас, как часто Вы обращаете внимание на своего ребенка, если он не кричит, не устраивает истерики, полностью действует так, как хотите этого вы?

Обычно на таких детей мало обращают внимания. Ребенок чем-то занят, мама или папа занимаются своими делами. Это самая простая ситуация, которая всех устраивает, прежде всего родителей.

Сегодня очень трудно уделять ребенку много внимания и времени. Родители обычно много времени проводят на работе. Тем не менее, Вам не нужно проводить 24 часа в сутки с ребенком для того, чтобы он получил столько внимания, сколько ему нужно.

Просто станьте для него другом, человеком, который любит его при любых обстоятельствах, и чтобы не произошло. Станьте тем, кто по-настоящему любит, ценит и поддержит в любой ситуации.

Для детей самое важное и ценное – чтобы их любили. Растения тянутся к солнцу для того, чтобы жить. Также и наши дети, тянутся к тем, кто искренне любит их и ценит. Поэтому если вы не на словах, а на деле покажете им свою любовь, преданность, теплоту и заботу, они никогда не совершат поступка, который может вас огорчить. А принимая важное для них решение, они в первую очередь будут советоваться с вами, а не с друзьями.

Многие считают и учат людей, которые еще на стали родителями, что жизнь после появления в семье ребенка никак не меняется. Это в корне неверно. С появлением в вашей жизни нового человечка изменяется все. Все, что раньше было на первом месте уходит на второй план. Ближайшие 15-18 лет самой главной заботой в вашей жизни являются дети.

Дети – это самая большая радость, но вместе с тем, самая большая ответственность. Дети – это то, что останется с вами навсегда. Друзья, работа, мысли и убеждения, даже супруг или супруга могут приходить и уходить, дети же остаются навсегда!

Самое сложное в воспитании и уходе за детьми – отказаться от некоторых, а иногда многих занятий, которые были важны для вас раньше. Постепенно вы откажетесь от всего того, что расходует ваше время.

Многие супружеские пары, особенно те, кто прожил долгую совместную жизнь до появления на свет ребенка, считают, что можно совмещать развлечения, хобби, вести активный образ жизни, как и прежде, и быть прекрасными родителями.

На мой взгляд, это глубочайшее заблуждение. Да, без детей Вы можете путешествовать, общаться неограниченное время с друзьями, подругами, родственниками, заниматься любимым хобби и прочее. Но когда появляется ребенок, наступает если ни конец этому всему, то, по крайней мере, временное затишье. Это абсолютно нормально и естественно.

На самом деле, с момента рождения ребенка, ваша жизнь меняется. Все Ваши дела переходят на второй план. Прежде всего, вам теперь нужно заниматься вашим ребенком. Вы и только вы на 99% влияете на его характер, развитие, чувства и эмоции, в целом на то, как сложится вся его будущая жизнь.

Каждый ребенок, и ваш – не исключение – нуждается во внимании. Это прописная истина, но не многие родители это понимают. А кто-то просто забывает.

Внимание со стороны родителей – такая же потребность каждого ребенка, как потребность в еде и прогулках на свежем воздухе. Уделяете ребенку как можно больше внимания! Каждый день! Каждую свободную минуту!

Как же дать столько внимания, сколько нужно ребенку?

Конечно, само собой напрашивается ответ – увеличить количество внимания. Легко сказать, но трудно сделать! Да и как определить этот уровень?

Мы все работаем, у нас много дел, и у мужчин и у женщин. Миллионы женщин во всем мире ежедневно ходят на работу, готовят завтрак, обед и ужин, стирают и гладят, убирают. Найдется еще тысяча дел, которые непременно нужно сделать!

1. Милые мамы! Заведите привычку с сегодняшнего дня уделить каждому своему ребенку 15-30 минут времени в течение ближайших 90 дней. Не просто включить мультфильм и уйти на кухню, а прочитать сказку, вместе порисовать, полепить, вместе приготовить кушать, выслушать ребенка, рассказать о том, как прошел Ваш день. Сходите в театр, кино, на каток, в парк. Сходите всей семьей! Вы сами не заметите, как это 15 -30 минут каждый день кардинально изменят Вашу жизнь и Ваши отношения с ребенком! Вы будете испытывать неимоверное счастье и гордость за то, что Вы делаете. Ведь только 15% родителей уделяют 30 минут в день на общение со своим ребенком!!! Будьте лучше других 75%!!!

Встаньте в один ряд с Лучшими Родителями Планеты!!!

2. Планируйте свой день таким образом, чтобы Вам хватало времени и на работу и на семью. Делайте каждый день сначала дела, относящиеся к этим двум сферам Вашей жизни, а уже потом занимайтесь остальным.

3. Самое важное, что у Вас есть – Ваша семья и Ваш дом. Проводите как можно больше времени дома со своими близкими.

На работе главное качество, дома – количество!

4. Всегда проводите свободное время с пользой. Например, когда я еду с ребенком в машине, я не включаю магнитофон. Для меня намного важнее поговорить с ребенком о его чувствах, планах, событиях в его жизни, чем послушать любимую песню или новости по радио.

5. Когда ребенок хочет что-то Вам сказать, слушайте его внимательно. Вместо попытки слушать в пол уха, повернитесь к нему, оставьте все свои дела и слушайте внимательно! Не делайте вид, что слушаете, а именно слушайте!

6. Всегда ездите в отпуск всей семьей. Многие хотят отдохнуть от близких в отпуске. Да, есть доля логики в этом. Но! Отдыхайте от всех, т.е. проводите время наедине с собой регулярно. Для этого сделайте правилом в Вашей семье два раза в неделю на 1-2 часа освобождать мужа (жену) от всех забот, и также поступайте сами. Проводите два раза в неделю время с собой и для себя. Погуляйте, сходите с подругой в кафе, сходите за покупками, в бассейн и т.д. А отпуск проводите всей семьей. Конечно, многие родители хотят отдохнуть от детей и побыть наедине друг с другом. Также делайте это регулярно и не привязывайте это к отпуску!

Вывод:

ребенок нуждается в вашем внимании также сильно,

как в еде или сне.

Это нормальная потребность,

которая просто необходима ему для нормального роста и развития!



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов дошкольных учреждений

«Развитие воображения детей дошкольного возраста»

Педагог-психолог МБДОУ

«Детский сад №35»

Зарубина Наталья Владимировна

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. Процессам воображения характерен аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются не случайные черты, а соответствующие замыслу. Иначе говоря, воображение - это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Бывает пассивное и активное воображение. Их различают по степени активности. Также, в зависимости от самостоятельности и оригинальности воображение делится на творческое и воссоздающее. Воссоздающее воображение направлено на создание образов, которые соответствуют описанию. А творческое воображение - это создание новых образов. Еще воображение можно разделить на преднамеренное и непреднамеренное. По этому критерию воображение разделяют в зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ.

В качестве предпосылок развития воображения выступают представления, которые присущи ребенку на втором году жизни. Примерно в возрасте 1,5 года ребенок уже узнает изображенное на картинке. Но рисунок никогда не бывает абсолютной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Этот рисунок выделяет самое существенное в реальном объекте и выступает его знаком. И именно воображение помогает воспринять изобразительный знак. Воображение достраивает то, чего не хватает на картинке и что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При таком узнавании ребенок не достраивает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Показателями того, что ребенок представляет передаваемые в речи события, являются реакция сосредоточения и адекватные эмоции.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого человека. Нам кажется, что воображение ребенка очень богатое, но на самом деле это не так. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а у детей дошкольного возраста знаний и представлений еще недостаточно. Отсутствие такого знания можно назвать и недостатком и достоинством детского воображения. Ребенок легко объединяет разные представления и некритически относится к полученному результату. Такое явление очень заметно у детей младшего дошкольного возраста (три - четыре года).

В реальности дошкольник не создает ничего нового, но для самого ребенка характеристика новых образов имеет большое значение. До пяти - шести лет, т.е. на протяжении практически всего дошкольного возраста, у детей отсутствует замысел или он очень неустойчив и легко разрушается. Для взрослого человека мечта выступает в качестве так называемого побудителя к действию, а у дошкольников комбинации образов бесперспективны. Он фантазирует только для того, что бы фантазировать. Ребенка привлекает сам процесс создания новых ситуаций, событий, персонажей. И весь этот процесс имеет яркую эмоциональную окрашенность.

Воображение, которое только начинает развиваться имеет неразрывную связь с предметом. В этом случае предмет выступает в качестве опоры. Ребенок трех - четырех лет, в игре, не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Ребенок представляет стул кораблем только тогда, когда действует с ним. Например: увидел белый халат - стал играть в больницу, увидел весы - стал «продавцом». Для младших дошкольников в игре опорой выступают игрушки, а вот для средних и старших - является выполнение взятой на себя роли.

Воображение ребенка развивается и постепенно переходит к игровому действию с предметом, которого в реальном мире не существует. В игре ребенок придает предмету новый смысл и представляет действие с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.

Примерно, к 4 - 5 годам у детей возрастают творческие проявления в деятельности. В первую очередь это проявляется в игре. А также в ручном труде и при рассказе и пересказе. У дошкольников в пять лет начинают появляться мечты о будущем. Приведем такой пример: Даша (5 лет 3 месяца) хочет быть феей и объясняет свое желание тем, что у феи есть крылья и она сможет летать как самолет. И может полететь по небу в Симферополь к бабушке. Мама тоже полетит. Надо прикоснуться волшебной палочкой к ее плечу, и у нее будут крылья.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, которая направлена на преобразование окружающего мира. Теперь опорой для создания образа служат не только реальные объекты, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления. Ребенок сочиняет сказки, продолжающиеся истории.

Тем не менее, воображение дошкольника по-прежнему остается непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно поразило ребенка, увлекло, взволновало.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольников в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Очень часто у младших дошкольников замысел рождается только после того, как действие выполнено. Несмотря на то, что дети фантазирую с удовольствием, у них до 5 лет создание новых образов происходит непреднамеренно. Поэтому на просьбу «придумай сказку» можно получить отрицательный ответ. Это объясняется тем, что дети еще не умеют руководить своим воображением.

По увеличению продолжительности игры на одну и ту же тему и по устойчивости ролей можно сделать вывод, что у детей возрастает целенаправленность воображения. Дети 3 - 4 лет (младшие дошкольники) играют 10-15 минут, средние дошкольники (4 - 5 лет) уже играют 40-50 минут, а старшие дошкольники (5-6 лет) могут увлеченно играть несколько часов и даже дней. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы и дети часто осуществляют их до конца. Они уже способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируют процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации.

Когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение тому или иному факту действительности, то тут включается воображение. Значит, можно сказать, что воображение возникает в ситуациях неопределенности.

Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте. Дети 3 - 4 лет не отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, смешивая реальные и сказочные события. Но с расширением опыта детей происходит рост критического отношения к образам воображения. Они начинаю понимать, что в сказке не все возможно.

Дошкольники уже понимают логику жизненных связей и стараются следовать ей. Например: ребенок отказывается съесть сначала третье блюдо, а потом первое. И объясняет он это тем, что так не бывает.

В возрасте 5 - 6 лет дошкольники начинают создавать воображаемые миры. Например: ребенок придумывает себе друга, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения. Часто, дети и более младшего возраста рассказывают о вымышленных, но вполне реальных событиях в своей жизни. При этом они утверждают, что им купили собаку или котенка, отпустили одних в магазин и т.д. Причина таких фантазий скрывается в личностных проблемах ребенка. Поэтому их появление серьезный повод для взрослого задуматься. Какие потребности ребенка не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.

В раннем детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом. У детей 3 - 4 лет воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Такой характер воображения часто встречается у детей белее старшего возраста. В этом случае фантазирование определяется как воспоминание о прошлых событиях. Таким образом, сюжеты детских сказок описывают реальные ситуации из жизни ребенка. Например: Сергей 4 года 3 месяца, «Жил большой Дик. Вот Дик на всех рычал, на дядю рычал страшно. А под крылечком жили котятки. И он них тоже рычал. И все боялись его. Он такой большой и черный, и еще быстро бегает всегда за котятками».

А вот творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, которые они используют в игре. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются именно в дошкольном возрасте.

Самым распространенным приемом в словесном творчестве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в человеческие жизненные ситуации, присваивая им человеческие мысли, чувства, поступки.

Приемом антропоморфизации - одушевления предметов дети часто пользуются при создании образов, так как постоянно встречаются с ним при слушании сказок. Еще один прием, которым также пользуются дошкольники, называется агглютинация. Этот прием является более сложным. И суть его состоит в том, что ребенок, создавая, новый образ, соединяет в нем несоединимые стороны разных объектов.

Дошкольники очень легко соединяют образы полученные ими из разных источников. Именно поэтому придуманные ими сказки очень часто носят причудливый характер.

Основные особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

- воображение приобретает произвольный характер и предполагает создание замысла, его планирование и реализацию;

- воображение становится особой деятельностью и превращается в фантазирование;

- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Руководство развитием воображения.

Возникновение и развитие воображения - социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения.

Для дошкольников, игровая деятельность является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждают ребенка перекомбинировать известные события, создавать новые и дополнять собственные впечатления. Во время перевоплощения в разных персонажей ребенок имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон.

В предметной среде ребенка должны быть не только знакомые для него предметы с закрепленными функциями, но и предметы неспецифические, полуфункциональные - бросовый материал, к которому относятся коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги и природный материал (шишки, веточки, желуди). Игра с такими предметами играет важную роль в развитии воображения у дошкольников. Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях - ребенок активно усваивает замещение. Также необходимо помнить, что развитие воображение тесно связано с освоением законов родного языка. Именно слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствие.

Собственный опыт дошкольника, богатые представления - создают основу для воображения. Именно поэтому главной задачей взрослого является научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. А также, научит ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовать их прежде всего в продуктивных видах деятельности.

Руководство воображение требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда решения не определены. Е.Е.Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения. В младшем дошкольном возрасте правильнее занять позицию незнающего, неумелого, что бы с помощью реплик и вопросов к ребенку показать, что одна и та же ситуация может иметь несколько вариантов решения. К 4 - 5 годам стимулом становится соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?» А вот уже для старших дошкольников следует создавать такие условия, что бы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, организуя игры, показывая инсценировки.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка развивающего занятия (песочная терапия) в рамках проекта «Будем знакомы», с детьми раннего возраста, в период адаптации к ДОУ.

Ранний возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями, которые накладывают определенный отпечаток и на организацию педагогического процесса. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа специалистов детского сада, благоприятный микроклимат в ДОУ, и конечно, безусловное условие, взаимодействие с родителями маленьких воспитанников – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к новым условиям в ДОУ.

Адаптация к условиям детского сада приходится в основном, на тот возраст (2-3 года), когда ребенок еще не может выразить свои переживания и страхи вербально, на помощь приходят игры с песком.  Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир маленького человека. Данный вид творчества, как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах.

Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:

  • координации руки и глаза;
  • создание условий развития предпосылок к овладению техническими изменениями – регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность;
  • развитие мелкой моторики, посредством выполнения упражнений, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Предусмотренное использование художественного слова: проведение игр, рассказывание сказочных сюжетов для привлечения внимания детей. Помогает в фантазировании о том, кто и что будет рисовать, как изображать, какие формы, штрихи стоит использовать.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. Кроме того, это отличный активный вид отдыха, который так необходим ребенку в период самостоятельного привыкания к новым , незнакомым, пугающим его условиям детского сада.

Родители с подачи специалистов охотно овладевают новыми способами взаимодействия со своими детьми, знакомятся с такими простыми и действенными  игровыми технологиями, которые позволяют подобрать еще один ключик к пониманию своего ребенка.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка развивающего занятия (песочная терапия) в рамках проекта «Будем знакомы»,

с детьми раннего возраста, в период адаптации к ДОУ.

Ранний возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями, которые накладывают определенный отпечаток и на организацию педагогического процесса. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа специалистов детского сада, благоприятный микроклимат в ДОУ, и конечно, безусловное условие, взаимодействие с родителями маленьких воспитанников – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к новым условиям в ДОУ.

Адаптация к условиям детского сада приходится в основном, на тот возраст (2-3 года), когда ребенок еще не может выразить свои переживания и страхи вербально, на помощь приходят игры с песком.  Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир маленького человека. Данный вид творчества, как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах.

Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:

  • координации руки и глаза;
  • создание условий развития предпосылок к овладению техническими изменениями – регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность;
  • развитие мелкой моторики, посредством выполнения упражнений, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Предусмотренное использование художественного слова: проведение игр, рассказывание сказочных сюжетов для привлечения внимания детей. Помогает в фантазировании о том, кто и что будет рисовать, как изображать, какие формы, штрихи стоит использовать.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. Кроме того, это отличный активный вид отдыха, который так необходим ребенку в период самостоятельного привыкания к новым , незнакомым, пугающим его условиям детского сада.

Родители с подачи специалистов охотно овладевают новыми способами взаимодействия со своими детьми, знакомятся с такими простыми и действенными  игровыми технологиями, которые позволяют подобрать еще один ключик к пониманию своего ребенка.

«Сказка для Солнышка на песке»

(занятие по песочной терапии для детей раннего возраста).

Цели занятия:

1. Познакомить родителей с новыми игровыми формами рассказывания сказок детям раннего возраста.

2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения у детей раннего возраста.

3. Активизация словарного запаса, посредством чтения русских народных сказок.

Предварительная работа:

С детьми – чтение сказок, рассматривание иллюстраций, использование игр драматизаций.

С родителями – консультации о значении чтения сказок для нервно-психического развития; гармонизации психоэмоционального состояния детей; изготовление книжек-малышек по сказкам, потешкам, песенкам. Мастер-класс «Читаем играя».

Оборудование:

Солнышко и тучка из цветного картона, песочница с подсветкой, песочные формочки, с изображениями сказочных персонажей., игрушки, предметы, бросовый материал для обыгрывания сказок на песке.

Участники: дети 2-3 лет. Количество детей не более пяти.

Ход занятия:

«Рада приветствовать вас в Волшебной комнате!» Специалист показывает детям картонную фигурку солнышка.

-Ребята, посмотрите, кто это к вам в гости пришел? ( Солнышко)

- Правильно, и оно хочет пригласить вас с собой в путешествие. Готовы? (Да)

- Тогда – в путь!

Дети вместе с педагогом  подходят к песочнице. Солнышко прикрепляется на стену рядом с песочницей.

- Посмотрите - этот песок не простой, он волшебный и может чувствовать прикосновения, говорить. Песочек может показать детям много интересных игр и сказок. Но сначала давайте вспомним и расскажем Солнышку, как нужно правильно играть с песочком.

-Можно кидаться песком? (нет)

-Разбрасывать можно? (нет)

- Пробовать на вкус можно? (нет)

-А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем ладошку перевернем. Какой песок?

_ Теплый или прохладный?

-Шершавый или гладкий?

-Сухой или мокрый?

-Мягкий или твёрдый?

-Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий.

-Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.

-Здравствуй, песок!

- Послушайте…Он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой.         А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

-Давайте его потрем между ладонями.

-  Давайте его возьмем в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала  и отпустим. Еще разок.

-А теперь, послушайте сказку:

Утром Солнышко проснулось,

Сладко – сладко потянулось.

И, откинув одеяло,

С нами в сказку пошагало.

Педагог предлагает детям сделать Солнышко на песке. Кладёт ладошку ребёнка на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается вслед за ладошкой. Получилось Солнышко.

 – Давайте нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку.

 -Получилось у нас солнышко? (да).

- Какое Солнышко у нас получилось?

Дети отвечают. (Доброе, лучистое, улыбчивое, песочное)

- Ребята, Солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у Солнышка короткие, маленькие. Давайте погладим лучики пальчиками.

Дети прикасаются пальчиками к лучикам. Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими.

 – Давай погладим пальчиком длинные лучики.

-Ой, посмотрите, на полянку прискакали солнечные зайчики, принесли нам сюрприз! (Коробочка с крупным стеклярусом). Они тоже рады солнышку. (Дети дополняют песочный рисунок, выкладывая узоры из стекляруса). Поблагодарим зайчиков (дети благодарят Солнечных зайчиков).

Солнышко украсили, оно нас видит теперь и слышит. Давайте, расскажем Солнышку  сказку, которую знаем - «Теремок» (педагог, одновременно рисует, а дети выкладывают формочки с подходящим изображением персонажей сказки и проговаривают роль персонажа).

Завершение:

«Вот, и сказочки конец, тот, кто слушал – молодец!»

Свободная деятельность детей:

(предполагается развитие воображения, памяти, речевого общения, творческих возможностей детей, формирование предпосылок диалоговой речи).

Заключение:

Солнце снова засветилось,

Засияло, заискрилось!

Дети благодарят песочек и Солнышко и. уходят мыть руки с Волшебным мылом (формирование культурно-гигиенических навыков).

Литература:

  1. Бережная, Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2006. - №4. - С. 56 - 59.
  2. Грабенко, Т.М. Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С.26 – 29
  3. Кондратьева, С. Ю.  Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития: развитие естественнонаучных представлений /
  4. Некрасова, Е.  Играем с песком, водой и глиной  / Е. Некрасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 41 - 43.



Предварительный просмотр:

Зарубина Н.В., педагог-психолог

Шипицына Е.В., воспитатель

МБДОУ «Детский сад №35»

г. Усолье-Сибирское

Позитивная социализация детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

(в рамках проекта «Будем знакомы»)

Ранний возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями, которые накладывают определенный отпечаток и на организацию педагогического процесса. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа специалистов детского сада, благоприятный микроклимат в ДОУ, и конечно, безусловное условие, взаимодействие с родителями маленьких воспитанников – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к новым условиям в ДОУ.

Адаптация к условиям детского сада приходится в основном, на тот возраст (2-3 года), когда ребенок еще не может выразить свои переживания и страхи вербально, на помощь приходят игры с песком.  Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир маленького человека. Данный вид творчества, как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах.

Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:

  • координации руки и глаза;
  • создание условий развития предпосылок к овладению техническими изменениями – регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность;
  • развитие мелкой моторики, посредством выполнения упражнений, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Предусмотренное использование художественного слова: проведение игр, рассказывание сказочных сюжетов для привлечения внимания детей. Помогает в фантазировании о том, кто и что будет рисовать, как изображать, какие формы, штрихи стоит использовать.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. Кроме того, это отличный активный вид отдыха, который так необходим ребенку в период самостоятельного привыкания к новым , незнакомым, пугающим его условиям детского сада.

Родители с подачи специалистов охотно овладевают новыми способами взаимодействия со своими детьми, знакомятся с такими простыми и действенными  игровыми технологиями, которые позволяют подобрать еще один ключик к пониманию своего ребенка.

Литература:

  1. Бережная, Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2006. - №4. - С. 56 - 59.
  2. Грабенко, Т.М. Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С.26 – 29
  3. Кондратьева, С. Ю.  Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития: развитие естественнонаучных представлений /
  4. Некрасова, Е.  Играем с песком, водой и глиной  / Е. Некрасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 41 - 43.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №35»

Конспект

интегрированного занятия по ознакомлению с озером Байкал, посредством применения метода арт-терапии

(рисование песком).

«Путешествие на Байкал»

Возрастная группа детей: старший и подготовительный

к школе возраст

Педагог-психолог: Зарубина Наталья Владимировна,

1 квалификационная категория.

г. Усолье-Сибирское

2017г.

Цель: познакомить с озером Байкал, посредством занятия на световом, столе для рисования песком

Задача: дать знания об озере Байкал, свойствах и особенностях байкальского песка.

Программное содержание: познакомить с одним из уникальных озер нашего края. Расширять представления детей о природе и богатстве родного края. Формировать у детей целостное представление о жемчужине родного края – озере Байкал. Совершенствовать знания свойствах песка, какой он на ощупь, умеет ли он шуметь, рассматривать песчинки на световом столе, слайдах.   Формировать умение размышлять. Активизировать эмоциональный словарь детей (песок сухой, мокрый, шершавый, разноцветный, удивительный, восхитительный и т.д.). Способствовать развитию моторики пальцев рук (гимнастика пальцев рук), развитию памяти, в том числе психомышечной (составление рисунка на песке, сопровождение рассказом); развитию воображения (представление возможных образов для рисования на песке). Продолжать знакомить с базовыми техниками получения изображения на песочном световом столе.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайд-фильм «Путешествие по Байкалу», камешки декоративные, байкальский песок, световой стол для рисования.

Интеграция: познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Сегодня, Песочная Фея приглашает нас ребята в путешествие. Куда, как вы думаете, можно было бы отправиться (выясняем предпочтения группы)?

ДЕТИ НАЗЫВАЮТ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся на берег самого большого озера нашего края. Как называется это озеро? Правильно, Байкал! Вы согласны отправиться? Тогда отправляемся в путь.

(СЛАЙД 1. озеро Байкал). C:\Users\EXPERT\Documents\ПСИХОЛОГ\кружок ПЕСОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ\фото ПЕСКА\iAWA0M358.jpg 

Давайте закроем глаза и послушаем, как шумит вода в озере. (Звучит шум волн)

(СЛАЙД 2. Волны Байкала)

                                  C:\Users\EXPERT\Desktop\iZOI62CQA.jpg

Плещут волны, слышно, как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и тихонько откатываются назад. Ярко светит солнышко, его теплые лучи ласкают наши лица, яркими бликами играют на воде. Открываем глаза.

Ребята, как вы думаете, какая вода в Байкале? Что может делать вода? (Течь, бежать, капать, журчать, шуметь).

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ – делятся ощущениями, рассказывают, что видят на представленном слайде, рассуждают.

Вода Байкала считается самой чистой на планете Земля. В этом озере водится рыба. Какая? Как называется?

(СЛАЙД 3. Рыба озера Байкала)  C:\Users\EXPERT\Desktop\iART6D21J.jpg

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ – делятся ощущениями, рассказывают, что видят на представленном слайде, рассуждают.

Давайте, попробуем представить и себя рыбками Байкала. В этом помогут наши руки, ладони, пальцы (показываем, трогаем указанные части тела). Приготовьте кисти рук, покажите их, соедините ладони и повторяйте за мной слова и движения:

Рыбки плавали (показываем, как могут плыть рыбки ладонями),

Ныряли (сомкнутые ладони в воздухе изображают, как ныряют рыбки),

В теплой, чистенькой воде.

То, согнуться, разогнутся (ладони в бок),

То, зароются в песке (ладони размыкаем и кладем, зарываем в песок на световом столе).

Прикоснуться ладошками к поверхности стола с песком, слегка постучать по нему пальцами, погладить и пр.).

Дети рисуют по показу на столе силуэт рыбок, проводя линии без отрыва.

Упражнение «Здравствуй, песок

- Давайте «поздороваемся с песком».

- Как бы вы это сделали?

ДЕТИ ДАЮТ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.

Можно различными способами, например, дотронуться до песка:

  • дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
  • легко, с напряжением сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его на планшет;
  • дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
  • перетереть песок между пальцами, ладонями.

Послушайте…. Песок тоже с вами здоровается. Вы все слышите? А что он говорит?

 ДЕТИ ДАЮТ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.

Он говорит тихим голосом, наверное, он повторяет шум волн (Мелодия, звуки Байкала).

(СЛАЙД 3. Пляжи Байкала)   C:\Users\EXPERT\Desktop\image-0-02-05-788cf937af4e2a76acf6f18d36b3c0202e0caecb7d400a59d35a015a302ca248-V.jpg

Песок сегодня у нас не простой! Он привезен с Байкала!

Вы прикоснулись к нему. А теперь, приглядитесь ему. Какой он? А что вы знаете о песке и его свойствах?

ДЕТИ ДАЮТ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.

Песок – это природный материал, относится к неживой природе, состоит из песчинок, мелких камешков, сухой песок сыпучий, без запаха, влажный лепится, имеет запах, сухой песок имеет общее с водой качество «текучесть».

Байкальский песок уникален, и потрясающе красив

(СЛАЙД 3,4. Песчинки песка под микроскопом)

C:\Users\EXPERT\Documents\ПСИХОЛОГ\кружок ПЕСОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ\фото ПЕСКА\0_b3bba_bb54d19b_S.jpg, C:\Users\EXPERT\Documents\ПСИХОЛОГ\кружок ПЕСОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ\фото ПЕСКА\2332252814.jpg.

(СЛАЙД 5. Скалы Байкала). C:\Users\EXPERT\Desktop\i2N0KN35V.jpg

Скалы разрушаются под воздействием природных явлений, то солнышко, то ветер. От скал отламываются большие куски, потом эти куски разламываются и так получаются камни.

Это, наверное, не просто получить песок из камней, ведь они такие твердые?

ДЕТИ ДАЮТ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.

Но ведь в природе песок получается не за один день, а проходят многие годы, прежде чем камень превратится в песок. И нашему батюшке Байкалу уже 20-25 млн. лет.

(СЛАЙД 6. Картинка Байкала). C:\Users\EXPERT\Desktop\Фото_Батюшка_Байкал.jpgВот, так представляют художники образ Байкала.

Упражнение «Рисуем горы, скалы»

Дети большими и указательными пальцами изображают на световом столе с песком силуэты гор и скал, представленных на слайде.

Ребята, расскажите, каким вам представляется Байкал?

ДЕТИ ДАЮТ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.

Упражнение «Отпечатки следов»

Детям предлагается:

  • соприкоснуться с поверхностью песка внутренней и внешней стороной ладони, задержать руку на песке, слегка и вдавив её, и прислушаться к своим ощущениям (чувство прохлады (или тепла) песка);
  • подвигать руками, ощутив маленькие песчинки;
  • перевернуть свои руки ладонями вверх и прислушаться к своим ощущениям (ощущения изменить? Песок ощущается более теплым или холодным)?

Давайте оставим свои следы на песке, дети оставляют следы ладошек.

Упражнение «Погода Байкала».

На Байкале погода переменчивая, только что светило солнце (рисуем на столе солнце большим пальцем, лучи рисуем мизинцем) и вот, уже надвигаются тучи (рисуем большим пальцем тучи), дует ветер (сдуваем песчинки, набираем воздух в легкие, полные щеки и дуем). Сдуваем песок на столе, поочередно.

(СЛАЙД 7,8. Ветер Байкала)

C:\Users\EXPERT\Desktop\iNGURRJHP.jpg, C:\Users\EXPERT\Desktop\Viktor-Kovil-02.jpg.

И идет дождь (набираем в кулачек немного песка, поднимите его над столом (на высоту локтя) и попробуйте его, делая плавные движения кистью руки, постепенно высыпать) Поэкспериментируйте, определите, как может высыпаться песок?

Он может высыпаться из боковых сторон кулачка, просыпаться между пальцев при его горизонтальном положении; высыпаться тонкой струйкой снизу, при вертикальном расположении и др.

Тот, кто хоть раз бывал на Байкале, запомнит его навсегда. Он дарит людям радость общения с прекрасной Сибирской природой. Хорошо подышать чистым воздухом, испить студеной байкальской воды. Это уникальное творение природы, гордость России.

Давайте будем беречь голубую жемчужину под названием «Байкал».

(СЛАЙД 9)

C:\Users\EXPERT\Desktop\i0CAQUA7F.jpg

А нам пора возвращаться в детский сад (плывем назад).

Мы замечательно попутешествовали.

Рефлексия.

Вместе с детьми подытоживаем занятие: увидели много красивых мест, узнали интересные данные о нашем крае, озере Байкал, научились рисовать на песке солнце, тучи, дождь, рыбок, волны, горы, скалы.

Теперь вы знаете, каким может быть песок, и как красив наш байкальский песок под микроскопом.

Мы завершили наше путешествие на Байкал!

C:\Users\EXPERT\Desktop\ST837890.JPGC:\Users\EXPERT\Desktop\ST837911.JPG



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №35» г. Усолье-Сибирское

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА»

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми.

Интегрированное занятие, направленное на развитие творческого воображения детей

«Путешествие в сказочную страну»

Возрастная группа детей: старшая группа (5 -6 лет)

Педагог-психолог Зарубина Н.В., 1 квалификационная категория

Цель занятия: создать условия для развития творческого воображения посредством арт-терапевтической техники – рисование песком.

Образовательные области:

- познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

- образовательные:

- познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования – рисование песком;

- упражнять в использовании различных приемов рисования песком.

- развивающие:

- развивать способность к творческому воображению путем создания новых образов самостоятельно или на основе заданных элементов;

- развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

- развивать коммуникативные навыки.

- воспитательные:

- воспитывать умение играть дружно, используя  способы и приемы справедливого распределения ролей, игровых материалов;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность по отношению к окружающим.

Виды детской деятельности и соответствующие им формы работы:

- коммуникативная: беседа, обсуждение;

- познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций;

- двигательная: свободное перемещение детей в ходе деятельности;

- игровая: игровая ситуация, проблемная ситуация.

Планируемый результат: 

- осваивают новую нетрадиционную технику рисования, используя различные приемы рисования песком;

- воплощают воображаемые образы через рисование на песке;

- умеют рассуждать, высказывать свою точку зрения;

- умеют согласовывать свои действия со сверстниками;

- дети эмоционально отзывчивы и доброжелательны по отношению к окружающим.

Перечень оборудования и используемых материалов.

1.Оборудование: интерактивное оборудование, световые столы для рисования песком.

2. Материалы: песок, декоративный материал в пластмассовых емкостях (различные бусинки, стеклянные шарики, ракушки, пуговицы, перышки, монетки), «волшебный мешочек», книга, жидкое мыло.

Перечень методической литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. пр. №1155 Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013г.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии». СПб.: Златоуст, 2005.
  3. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница»: (адаптированный перевод с англ.) – М.: ИНТ, 2010 – 94с.: ил. Редактор русского издания И.А. Качанова.

Этапы/

длительность

Содержание

Совместная деятельность

педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Мотивационно-побудительный этап

1-2 мин

Педагог заходит в группу с большой книгой.

- Ребята! Наверняка, вы любите сказки?

- А почему вы их любите?

- Я тоже люблю сказки. Сегодня я расскажу вам еще одну сказку. Хотите послушать? (рассказывает сказку).

- А кто из вас хотел бы попасть в эту сказочную страну?

Ответы детей

Высказывания детей

Ответы детей

Дети рассматривают иллюстрации в книге

Основной этап

20 мин.

- Всех желающих я приглашаю отправиться со мной в сказочную страну!

- Какие волшебные средства передвижения знаете вы?

- Выбирайте, кто, на чем отправится в путешествие!

- Готовы?

- Земля, прощай! В добрый путь!

- Что же мы забыли?

- Сейчас мы это исправим!

(тактильный контакт с детьми) Теперь можем отправляться.

- Вот, мы и попали в сказочную страну. Педагог обращается к книге и продолжает повествование.

- Как вы смотрите на то, чтобы после такой длинной дороги отдохнуть?

(проведение психогимнастического упражнения, самомассажа)

- Где можно встретить песок?

- А как вы думаете, что можно делать с песком?

- А еще на нем можно рисовать!

(картинки на мультимедиа)

- Хотите так же научиться? Предлагаю вам попробовать. Помните, что мы в сказочной стране и здесь возможно все и теперь мы художники.

- Кто такие художники, чем занимаются?

- А рисовать мы будем в песочницах на песке из Сказочной страны.

Но, для этого необходимо соблюдать правила.

(знакомит с правилами игры с песком, мультимедиа)

- А сейчас, не сходя с места, посчитайте, хватит ли на всех песочниц?

- Ребята, у нас ведь возникла проблема. Сколько у нас песочниц?

- А вас?

Как вы думаете, всем хватает песочниц?

- Как нам быть?

- А я предлагаю вам сегодня рисовать в парах. Хотите?

- Как будем делиться?

- И у меня есть предложение, как это сделать. У меня есть волшебный мешочек, может, с помощью него разделимся, на пары? Одинаковые фигурки помогут вам выбрать пару.

- Вы будите работать парами, а это  маленькая команда.

- Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать при работе в команде?

(мы должны быть внимательными друг к другу; нельзя спорить; нужно уметь договариваться; работать дружно; мы должны помогать друг

другу; уважать друг друга)

- А теперь каждая пара - займите соответствующий стол.

- Поздороваемся с волшебным песком!

(упражнение на тактильные ощущения «Здравствуй песочек!»)

- Ребята! Скажите ваши ощущения, песок, он какой?

- Вы помните, в какой мы стране?

- Мы в сказочной стране, где возможно всё! Поэтому, сейчас наши, пальцы рук превратятся в инструменты для рисования! (показывает, элементы рисования песком)

- А теперь вы умеете, многое и можете сами нарисовать морской пейзаж!

- А кто помнит, что такое пейзаж?

Педагог просит детей обратить внимание на изображение на картинках.

- Итак, приступаем! (дается словесная и наглядная инструкция)

- Ребята, море выплеснуло на берег ракушку, и она нам, о чем - то говорит. Вы хотите послушать? (дает детям воображаемую ракушку)

- О чем же она вам сказала?

Педагог слушает и озвучивает историю ракушки.

-Посмотрите, вот такая акула появилась в волшебной стране.

(педагог демонстрирует картинку с  изображением акулы)

- Как вы думаете, почему она злая?

- Если она злая, какие поступки она может совершать?

- А что можно сделать, чтобы она стала добрее и никого не обижала? Конечно, я думаю, что мы можем сделать акуле приятное, мы можем подарить ей подарки, сказать теплые, приятные слова. И она станет добрее.

- Мы в сказочной стране и нам опять поможет волшебство!

(предлагает отправиться и поискать в сказочной стране, что может помочь, находят  волшебный мешочек).

- Постойте, акула все еще злая! Мы с мальчиками отправимся к ней, а девочки нас подождут в безопасном месте.

- А теперь, девочки - опасность миновала!

- Пройдите, посмотрите друг у друга, не спряталась ли акула в ваших пейзажах?

- Ну, вот! Теперь, даже самая злая акула с такими подарками стала доброй!

(появляется картинка с изображением доброй акулы)

-Продолжаем листать страницы нашей книги.

- Посмотрите, человечки радуются и благодарят вас за помощь!

(предлагает обратиться к волшебной книге)

Высказывания детей

Дети высказывают предпочтения

Высказывания детей

Дети рассматривают иллюстрации в книге

Высказывания детей

Дети выполняют упражнение, самомассаж

Высказывания детей

Высказывания детей

Дети рассматривают изображения на экране

Ответы детей

Высказывания детей

Дети знакомятся с правилами, рассматривая их на экране

Дети считают песочницы

Ответы детей

Ответы детей

Высказывания детей

Высказывания детей

Ответы детей

Высказывания детей

Ребята самостоятельно делятся на пары, в соответствии с вытянутыми фигурками.

Дети вспоминают и проговаривают правила дружной работы

Дети расходятся и занимают места

Дети выполняют упражнение в песочнице

Высказывания детей

Ответы детей

Дети в песочницах прорисовывают элементы

Ответы детей

Дети рассматривают изображения, на песке

Дети в песочницах рисуют морской пейзаж

Ответы детей. Дети «слушают» ракушку и передают друг другу

Высказывания детей

Высказывания детей

Высказывания детей

Дети отвечают

Дети с помощью волшебного мешочка выбирают подарок для акулы

Дети делятся на группы

Мальчики украшают картинку злой акулы

Девочки украшают картинку злой акулы.

Дети передвигаются и рассматривают получившиеся пейзажи друг у друга

Дети подходят и рассматривают иллюстрации книги

Рефлексивный этап

3 мин.

- Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие в сказочную страну.

- А вам было сложно во время путешествия в сказочную страну?

- А что показалось самым сложным?

-Какой материал мы сегодня использовали в рисовании? Сегодня мы с вами рисовали на песке и делали это с помощью чего?

Сегодня инструментами для рисования были наши …..пальцы!

Вам понравилось рисовать на песке?

- Что вы чувствовали? Вам было приятно?

- А почему у нас с вами получилось сделать акулу доброй?

- А что больше всего запомнилось?

- Ребята, я хочу вам открыть секрет, сегодняшним пейзажам, можно подарить и цвет с помощью красок и карандашей, и не случайно в нашей книге осталась последняя страница.

Эта страница чистая и мы с вами изобразим на ней морской пейзаж.

Но это мы сделаем немного позже. Для начала нам нужно вымыть руки волшебным мылом и вернуться домой. А когда руки станут чистыми, каждый из вас получит волшебную ракушку, для того чтобы она могла сообщить вам, не произошло ли что-нибудь в песочной стране и в случае необходимости позвать вас на помощь.

Воспитатель раздаёт детям «волшебное мыло».

Высказывания детей

Высказывания детей

Высказывания детей

Высказывания детей

Высказывания детей

Высказывания детей

Высказывания детей

Высказывания детей

Дети получают «волшебное мыло» и идут мыть руки