Особенности взаимодействия логопеда с семьей
статья по логопедии по теме

Для рабочего контакта и получения результатов по необходимой коррекции речи  нужна доброжелательность, готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его деятельности, действиях, состоянии и поступках.  Высшей целью и основным содержанием работы для педагогов должен быть ребенок, а не потребности детского сада и образовательная программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности взаимодействия логопеда с семьей 

Успешность речевого развития детей зависит от содержания работы ДОУ как целостного образовательного учреждения, от интеграции в единое целое работы специалистов разного профиля. Формирование и активизация речи дошкольников осуществляется путем комплексного многостороннего воздействия на ребенка учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Значение родителей в этом звене часто недооценивается многими специалистами, хотелось бы поговорить об этом более подробно.

На сегодняшний день существует ряд часто используемых на практике форм работы логопеда с родителями:

· Индивидуальное консультирование родителей для оказания своевременной логопедической помощи детям.

.Оформление информационных листков для обратной связи с родителями.


· Выступления на родительских собраниях.

· Проведение логопедического обследования детей на консультативном пункте в присутствии родителей.

· Ведение индивидуальных тетрадей для работы родителей с детьми.


· Просветительская работа (семинары, открытые занятия) среди родителей.

· Экспресс – помощь детям, не занимающимся в логопедической группе, в присутствии членов семьи и другие.


Работа с родителями по вопросам речевого развития детей, имеющих логопедические диагнозы – это тема, требующая знаний не только логопедических, но и психологических. Нынешние родители уже уходят от опыта общественного воспитания по образцу советского детского сада, когда «все для всех поровну». Тверже становится в людях убеждение в значимости собственной личности. Вместе с тем все больше меняется детский сад как социальное явление. Он становится открытым, подверженным существенным переменам и потому уязвимым. На сегодняшний день, чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с ними. Для рабочего контакта и получения результатов по необходимой коррекции речи  нужна доброжелательность, готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его деятельности, действиях, состоянии и поступках.  Высшей целью и основным содержанием работы для педагогов должен быть ребенок, а не потребности детского сада и образовательная программа.

Задача любого педагога обучать детей не вместо родителей, а вместе с родителями. Как отмечает кандидат педагогических наук Галина Глушкова: «Очень важно авансировать взрослого доверием, ведь некоторые вещи, согласитесь, родители знают лучше нас. Родители многое умеют порой лучше нас педагогов, поэтому, предоставляя им возможность проявить себя, мы поддерживаем не только того ребенка, чьи родители стали непосредственными участниками педагогического процесса, но и общий уровень развития всех детей». Поэтому  семью надо стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей, а также проявлять гибкость и чуткость, предоставлять всеобъемлющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи.

Именно этими принципами руководствуются на сегодняшний день все педагоги нашего дошкольного учреждения. Для проведения коррекционной работы по преодолению речевых расстройств нами активно используется взаимодействие не только специалистов внутри учреждения, но и сотрудничество с семьями наших воспитанников.

В детском саду с 2008 года оказывается   ранняя коррекционная помощь детям с нарушением в развитии речи(от 1года до 3 лет), с сентября 2013 года действует консультативный пункт для родителей не только тех детей, которые посещают детский сад, но и для родителей ближайшего  к учреждению микрорайона  Педагоги (психолог, воспитатель , учитель-логопед) ежедневно проводят занятия, направленные на развитие высших психических функций, зрительного анализатора, речи . С самых первых минут общения с ребенком учитель-логопед старается помочь ему преодолеть те или иные трудности, связанные с речью, помочь родителям и членам семьи правильно организовать досуг и занятия дома. На протяжении всего периода работы проводятся специально подготовленные консультативные занятия, как по усмотрению логопеда, так и по просьбам родителей. 

Логопед старается включить в работу с ребенком как можно большее количество членов семьи, показать насколько важно для их крохи внимание и участие любящих его людей, а главное как правильно учить его чему-то новому. Во время бесед с родителями педагог старается наладить прямое взаимодействие родителей между собой. В некоторых ситуациях, например: привлечение ребенка к занятиям дома, родители часто делятся друг с другом своими проблемами и обмениваются положительным опытом.Очень часто родители предупреждают логопеда о самочувствии, переживаниях ребенка, что, безусловно, учитывается им в работе. Одной из интересных форм работы с родителями является проведение демонстрационных занятий с детьми в присутствии нескольких родителей, дети которых имеют сходные речевые нарушения. Это так же является интересным видом обмена опытом и поиска новых коррекционных направлений в работе. 
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что уровень педагогических знаний у родителей разный и от тактичности логопеда, от его умения правильно и корректно обозначить родителю проблему их ребенка будет зависеть успех коррекционной работы, а, следовательно, успех самого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ В ДОУ

Каткова Екатерина Александровнаучитель – логопед МДОУ детский сад комбинированного вида № 23 «Аленушка» Взаимодействие детского сада с семьей – важное условие полноценного речевого развития р...

Консультация "Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется, на наш взгляд, следующими факторами. Во-первых, успешной работой с семьями воспитанников дошкольного обра...

Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи на логопункте ДОУ

Из опыта работы. Создание условий для речевой активности ребенка, распостранение логопедических знаний в среде родителей.Приобщение  родителей к кокоррекционной работе поможет им увидеть актуальн...

Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи

В статье раскрываются вопросы психолого-педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в целях преодоления у ребенка нарушений речевого развития....

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи"

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Любая задержка и любое нарушени...

Консультация для родителей: "Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с нарушениями речи"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с на­рушениями речевого развития определяется следующими факторами.Во-первых, успешной работой с се­мьями воспитанников дошкольного образ...

Консультация для воспитателя от учителя-логопеда Особенности взаимодействия МБДОУ с семьями дошкольников с ТНР

Многие родители детей с ТНР испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а так же формах и приемах коррекционно-образовательной работы с ними. Ограничиваться только пропагандой...