Главные вкладки

    АКТУАЛЬНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ В ДОУ
    статья по развитию речи по теме

     

    Каткова Екатерина Александровна

    учитель – логопед МДОУ детский сад комбинированного вида № 23 «Аленушка»

    Взаимодействие детского сада с семьей – важное условие полноценного речевого развития ребенка дошкольного возраста. Оптимальные результаты отмечаются только там, где логопед и родители действуют сообща. Понятие «взаимодействия с семьёй» не стоит отождествлять с понятием «работа с родителями». Эти понятия схожи, но не равнозначны. Второе является лишь составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения оптимальной цели. Взаимодействие подразумевает и контроль, или же обратную связь, при этом сам контроль должен быть опосредованным.
    Сейчас отмечается рост детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Низкая осведомленность родителей в вопросе патологии и коррекции речи, недооценка важности раннего выявления речевых дефектов и начала своевременного воздействия на них, ложные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы с семьей на всех этапах коррекции. Чаще бывает так, что семья замечает проблему, только если у ребенка речь отсутствует или имеется грубое нарушения в произношении отдельных звуков, чаще соноров - Л или Р.  Работа же логопеда чаще сводится в их понимании только к введению в речь отсутствующего звука.
    Все мы прекрасно понимаем, что родители оказывают большое влияние на развитие ребенка в целом и, в частности, на развитие речи. Мама - это лучший педагог, психолог и логопед, так как может осуществлять обучение малыша непрерывно и ежедневно. Чаще родители не знают, как и что делать. Поэтому так важна тесная работа с семьей, особенно, если у малыша выявлены какие-либо проблемы.
    Правильно организованная совместная работа поможет оптимизировать коррекционный процесс. Систематическая работа в ДОУ и дома ускорит автоматизацию звуков, поможет в закреплении лексических тем. У ребенка выработается установка на успех, так как он сам заметит значительные улучшения собственного произношения.
    Положительное отношение родителей к занятиям и поощрение успехов малыша мотивируют его к деятельности и вырабатывают желание у ребенка заниматься с логопедом.
    Важное направление коррекционной работы с дошкольниками - это ранняя диагностика и исправление нарушений речи, а также профилактика речевых расстройств и подготовка детей к школьному обучению. Успех коррекционных мероприятий во многом определяется тем, как четко организованна преемственность в работе логопеда и семьи. Ни одна педагогическая система не сможет быть в полной мере эффективной, если не задействована работа семьи. 
    Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.
    Задачи:
    1. сформировать у родителей желание помогать ребенку;
    2. формирование мотивации к участию в образовательном процессе;
    3. повышение уровня педагогической компетенции родителей;
    4. информационная и дидактическая поддержка семьи.
    Формы работы с семьей многогранны. Выделяют традиционные формы и инновационные. Наряду с общеприменяемыми формами, следует учитывать новые, но не менее эффективные методы взаимного сотрудничества с семьей. Это создание сайтов детских учреждений и отдельных личных кабинетов для каждого ребенка с возможностью обратной связи. Личный кабинет позволит иметь постоянную двухстороннюю связь с семьей. Родители смогут задавать вопросы, а логопед имеет возможность отвечать на вопросы, оставлять индивидуальные задания и управлять коррекционным процессом.
    Выпуск брошюр и методической литературы или DVD дисков с индивидуальными логопедическими занятиями, например, по артикуляционной гимнастике или по определенной лексической теме, помогут родителям в домашних условиях правильно проводить занятия и закреплять пройденный материал. Это повысит их эффективность, так как часто родители не понимают сути заданий и выполняют их неправильно. Посещение семьи особо значимо для детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Логопед может посещать семью один или с социальным педагогом. Прямой контакт с родителями побуждает их к действию, что положительно сказывается на коррекционном процессе.
    Применение традиционных и новых (с привлечением инновационных технологий) форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений. 
    Литература:
    1. Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., Сфера,2007.
    2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. - М., Линка – Пресс,2008.
    3. интернет источник http://www.o-detstve.ru - статья «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями» Татарникова Лидия Петровна.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tablica_metodov_raboty_s_roditelyami.docx14.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формы взаимодействия с семьей

         

    Организация школы для родителей

    Выпуск брошюр/дисков с примерами и пояснениями к домашним логопедическим занятиям

            

    дневник

            

    Информационный

    стенд

    Мастер-классы

    газета

    Посещение семьи

    День открытых дверей

                                                  Буклеты

    буклеты

    Формы работы с семьей

    Родительские

    собрания

                           Папки - раскладушки


                          Ящик вопросов и ответов

    Поручения

    Индивидуальное консультирование

    Папки - передвижки

    Логопедические

    праздники

    Посещение занятий родителями

    Создание сайта ДОУ, где выложены методические и практические материалы для работы дома

    Тематические выставки

    Создание личных кабинетов на сайте ДОУ на каждого ребенка, посещающего логопеда

          распространенные формы работы с родителями

          менее распространенные формы работы с родителями  

          применение инновационных методик в работе с родителями


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по теме "Формы взаимодействия логопеда с воспитателями в ДОУ"

    В презентации  представлены формы взаимодействия логопеда и воспитателей коррекционных групп в дошкольном учреждении....

    Современные формы работы учителя-логопеда с семьей в ДОУ

    Взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. В настоящее время востребованным является такое общение педагогов дошкольного учреждения с родителями, кото...

    Особенности взаимодействия логопеда с семьей

    Для рабочего контакта и получения результатов по необходимой коррекции речи  нужна доброжелательность, готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его деят...

    Методическая разработка. Взаимодействие учителя-дефектолога с семьей в ДОУ для детей с ЗПР.

    В методической разработке кратко описаны особенности познавательной сферы , игровой деятельности, эмоционально-волевой сферы  детей с ЗПР. Даны рекомендации по работе с родителями, примеры у...

    Межрайонный фестиваль педагогического творчества Организация конструктивного взаимодействия логопеда с родителями в рамках клуба «Родительская академия» в условиях реализации ФГОС ДО

    Нарушения речи – достаточно распространённое явление среди детей дошкольного возраста. Детей с речевыми проблемами меньше не становится, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррек...

    проект "Работа учителя-логопеда с семьей в ДОУ"

    долгосрочный проект для работы с родителями...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

    Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...