АКТУАЛЬНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ В ДОУ
статья по развитию речи по теме

 

Каткова Екатерина Александровна

учитель – логопед МДОУ детский сад комбинированного вида № 23 «Аленушка»

Взаимодействие детского сада с семьей – важное условие полноценного речевого развития ребенка дошкольного возраста. Оптимальные результаты отмечаются только там, где логопед и родители действуют сообща. Понятие «взаимодействия с семьёй» не стоит отождествлять с понятием «работа с родителями». Эти понятия схожи, но не равнозначны. Второе является лишь составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения оптимальной цели. Взаимодействие подразумевает и контроль, или же обратную связь, при этом сам контроль должен быть опосредованным.
Сейчас отмечается рост детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Низкая осведомленность родителей в вопросе патологии и коррекции речи, недооценка важности раннего выявления речевых дефектов и начала своевременного воздействия на них, ложные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы с семьей на всех этапах коррекции. Чаще бывает так, что семья замечает проблему, только если у ребенка речь отсутствует или имеется грубое нарушения в произношении отдельных звуков, чаще соноров - Л или Р.  Работа же логопеда чаще сводится в их понимании только к введению в речь отсутствующего звука.
Все мы прекрасно понимаем, что родители оказывают большое влияние на развитие ребенка в целом и, в частности, на развитие речи. Мама - это лучший педагог, психолог и логопед, так как может осуществлять обучение малыша непрерывно и ежедневно. Чаще родители не знают, как и что делать. Поэтому так важна тесная работа с семьей, особенно, если у малыша выявлены какие-либо проблемы.
Правильно организованная совместная работа поможет оптимизировать коррекционный процесс. Систематическая работа в ДОУ и дома ускорит автоматизацию звуков, поможет в закреплении лексических тем. У ребенка выработается установка на успех, так как он сам заметит значительные улучшения собственного произношения.
Положительное отношение родителей к занятиям и поощрение успехов малыша мотивируют его к деятельности и вырабатывают желание у ребенка заниматься с логопедом.
Важное направление коррекционной работы с дошкольниками - это ранняя диагностика и исправление нарушений речи, а также профилактика речевых расстройств и подготовка детей к школьному обучению. Успех коррекционных мероприятий во многом определяется тем, как четко организованна преемственность в работе логопеда и семьи. Ни одна педагогическая система не сможет быть в полной мере эффективной, если не задействована работа семьи. 
Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.
Задачи:
1. сформировать у родителей желание помогать ребенку;
2. формирование мотивации к участию в образовательном процессе;
3. повышение уровня педагогической компетенции родителей;
4. информационная и дидактическая поддержка семьи.
Формы работы с семьей многогранны. Выделяют традиционные формы и инновационные. Наряду с общеприменяемыми формами, следует учитывать новые, но не менее эффективные методы взаимного сотрудничества с семьей. Это создание сайтов детских учреждений и отдельных личных кабинетов для каждого ребенка с возможностью обратной связи. Личный кабинет позволит иметь постоянную двухстороннюю связь с семьей. Родители смогут задавать вопросы, а логопед имеет возможность отвечать на вопросы, оставлять индивидуальные задания и управлять коррекционным процессом.
Выпуск брошюр и методической литературы или DVD дисков с индивидуальными логопедическими занятиями, например, по артикуляционной гимнастике или по определенной лексической теме, помогут родителям в домашних условиях правильно проводить занятия и закреплять пройденный материал. Это повысит их эффективность, так как часто родители не понимают сути заданий и выполняют их неправильно. Посещение семьи особо значимо для детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Логопед может посещать семью один или с социальным педагогом. Прямой контакт с родителями побуждает их к действию, что положительно сказывается на коррекционном процессе.
Применение традиционных и новых (с привлечением инновационных технологий) форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений. 
Литература:
1. Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., Сфера,2007.
2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. - М., Линка – Пресс,2008.
3. интернет источник http://www.o-detstve.ru - статья «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями» Татарникова Лидия Петровна.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablica_metodov_raboty_s_roditelyami.docx14.37 КБ

Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия с семьей

     

Организация школы для родителей

Выпуск брошюр/дисков с примерами и пояснениями к домашним логопедическим занятиям

        

дневник

        

Информационный

стенд

Мастер-классы

газета

Посещение семьи

День открытых дверей

                                              Буклеты

буклеты

Формы работы с семьей

Родительские

собрания

                       Папки - раскладушки


                      Ящик вопросов и ответов

Поручения

Индивидуальное консультирование

Папки - передвижки

Логопедические

праздники

Посещение занятий родителями

Создание сайта ДОУ, где выложены методические и практические материалы для работы дома

Тематические выставки

Создание личных кабинетов на сайте ДОУ на каждого ребенка, посещающего логопеда

      распространенные формы работы с родителями

      менее распространенные формы работы с родителями  

      применение инновационных методик в работе с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется, на наш взгляд, следующими факторами. Во-первых, успешной работой с семьями воспитанников дошкольного обра...

Особенности взаимодействия логопеда с семьей

Для рабочего контакта и получения результатов по необходимой коррекции речи  нужна доброжелательность, готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его деят...

Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи на логопункте ДОУ

Из опыта работы. Создание условий для речевой активности ребенка, распостранение логопедических знаний в среде родителей.Приобщение  родителей к кокоррекционной работе поможет им увидеть актуальн...

Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи

В статье раскрываются вопросы психолого-педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в целях преодоления у ребенка нарушений речевого развития....

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи"

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Любая задержка и любое нарушени...

Консультация для родителей: "Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с нарушениями речи"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с на­рушениями речевого развития определяется следующими факторами.Во-первых, успешной работой с се­мьями воспитанников дошкольного образ...