Выступление.
статья по теме

Руфуллаева Елена Викторовна

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rbshcheniya_doshk.docx8.06 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Воспитатель.Руфуллаева.Елена.Викторовна.

17.03.2016 год.

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Исследования наших ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании моральных качеств личности именно в эти годы. Нравственное развитие происходит благодаря целенаправленному воспитанию, ознакомлению ребенка с нормами поведения в общественной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Эффективным средством воспитания являются правильно организованный режим, занятия, игры и разнообразная самостоятельная художественная деятельность, если воспитатель активизирует деятельность детей, их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом. Задачи воспитания культуры поведения в программе рассматриваются, как составная часть нравственного воспитания и сформулированы они в виде конкретных требований: привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях и полноценных взаимоотношений. Все задачи ориентированы по возрастам и расположены в различных разделах программы

Понятие «культуры поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно - гигиенические навыки и привычки.

Воспитание культуры поведения в I-младшей группе. Одна из задач - формирование у них предпосылок. Дети 3-его года жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга условием воспитанности. Отсюда - особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Необходимо добиться доверия ребенка. И от того как сложатся и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, и во многом зависят его взаимоотношения и культура поведения при контакте с более широким кругом людей. Необходимо было сформировать умение играть, заниматься, гулять, принимать пищу, спать, одеваться и умываться вместе с группой детей. При этом развивается чувство коллективизма. Воспитание бережного отношения к игрушкам, вещам, чувство благодарности за работу и т.д. Важнейшей задачей в работе с детьми младшей группы является воспитание культурно-гигиенических навыков. Можно использовать игровые упражнения «Мы умываемся». Игровые приемы были направлены на формирование навыков надевания одежды «Оденем куклу на прогулку» и т.д. игры - занятия вызывают у детей положительные эмоции, такие как «В гостях у матрешки», «Каждой вещи - свое место», и т.д.

С переходом во 2-ю младшую группу, программные требования к воспитанию навыков культуры поведения, естественно, усложняются. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношениям к игрушкам, к труду взрослых. Кроме того, теперь больше внимания необходимо уделять формированию у детей навыков и выполнению правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Детей очень увлекают, например, игры - упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в которых используется кукольный театр, игрушки, юмористические картинки, иллюстрации, подбор картинок для беседы на нравственные темы: «Наши мамы», «Уроки доброты», «Правила дружной игры», «Наши хорошие поступки», «Кукла Таня собирается в гости». Или провести такие беседы: «Как вести себя во время разговора с взрослыми», «Чем можно порадовать маму», «У нас в гостях бабушка», «Не забывай о товарищах». Повышению культуры общения сверстников, доброжелательному отношению к ним способствуют также праздники дней рождения детей, где дети дарят подарки, поздравляют его, затевают веселые игры - забавы.

Воспитание культуры поведения в III-младшей группе усложняется тем, что предъявляя детям новые требования, педагог должен постоянно закреплять уже сформированные в I- младшей группе навыки, умения. Использовали для закрепления полученных навыков и поддержания интереса к ним необходимо использовать произведения «Федорино горе», «Мойдодыр», «Вот какой рассеянный» С. Маршака, «Игрушки» А, Барто и др. в нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения, формирование уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом достаточные волевые усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которые надо всячески развивать и закреплять. Главным в целенаправленной и воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, способствующая опыту содержательного общения: формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений является этическая беседа. Содержание этих бесед составляют жизненные ситуации, поведение окружающих людей, и прежде всего самих воспитанников группы. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

И главная цель этих бесед-сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми мы бы руководствовались в своих поступках. Содержание беседы интересно и доступно детям, если воспитатель использует художественную литературу. Как говорил В.Г. Белинский «мораль, вложенная в художественное произведение автором, говорит сама о себе, воздействуя силой художественной выразительности на чувства и сознание одновременно».

Педагогические комментарии, конечно, необходимы, но главное-добиться, чтобы этическая беседа побуждала активность переживаний детей, глубокое осмысление ими обсуждаемых поступков и правил общественного поведения.

Педагог должен заботиться, прежде всего, о максимально активном участии каждого ребенка в обсуждении поведения героев произведений, оставляя для себя лишь роль «дирижера». Книги делают нас умнее и взрослее. Систематизируя правила вежливого поведения, воспитывая уважения к взрослым, сверстникам можно провести такие занятия - беседы, как «Будь всегда вежливым», где они должны понять в анализе своих поступков, соответствуют ли они правилам вежливости. Или преследуя цель - воспитания не только желания, но и потребность проявлять доброту, заботу о людях, гуманные чувства без напоминания. Можно провести также занятия по теме: «Что хорошо и что плохо, почему?», «

Основной задачей нравственного воспитания детей подготовительной группы является,прежде всего, закрепление, углубление и расширение всего того, что они приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду. Воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, а их проявления в отношениях к людям, их деятельности к родной стране - более устойчивыми и органичными. Необходимо добиваться, чтобы ребенок вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под их контролем, но и по собственному побуждению. От достигнутого уровня воспитания зависят и процесс обучения. Среди отрицательных качеств первоклассника, затрудняющих учебную деятельность и воспитание, педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности. Чистоплотность, воспитанная в годы дошкольного детства, обеспечивает первокласснику естественное, без особых на то усилий поддержание порядка в портфеле (рюкзаке), на рабочем месте и тем самым экономит время для учебного процесса. Не приученность к настойчивости в овладении знаний, стремлении понять смысл полученных сведений, неумение сосредоточиться - это серьезная проблема, с которой сталкиваются педагоги начальных классов.

Выпустить детей в школу с такими качествами, как упорство и настойчивость в достижении результата,- одна из важнейших воспитательных задач в подготовительной группе. Особое внимание необходимо уделить анализу различных жизненных ситуаций, индивидуальным, групповым задушевным беседам на этические темы, «Ваши добрые поступки», «Моя семья и я», «Скоро в школу», «Соблюдай режим» и т.д., а так же воспитание культуры поведения на всех видах занятий, в играх - инсценировках,

Эффективно использовать пословицы, поговорки, например, такие как: «Хвастун- пустой человек», «И лес шумит дружней, когда деревьев много», «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом», «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать» и т.д.

Воспитание культуры поведения у дошкольника, не может рассматриваться только в рамкахдетского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Работу с родителями можно построить в 3-х направлениях. Во-первых, изучение опыта семейного воспитания, учитывая его достижения и проблемы в педагогической деятельности, во-вторых, педагог сказывает действенную помощь родителям в воспитании детей, и в-третьих, координирует работу с детьми детского сада и родителей. В заключении, хочу сказать: «разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. Отчего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что человек растет в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист. Алексей Максимович Горький, вспоминая о своем детстве, с большой признательностью говорит о книгах, которые очистили его душу, от шелухи впечатлений нищей, горькой действительности». Человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми на работе, дома, на улице, магазине и т.д. он бывает в роли руководителя и подчиненного, старшего и младшего, требующего и исполняющего. Человек нашего столетия вступает в контакты иногда с десятками людей в день. Поведение человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе след на весь день. Как много зависит от тех, с кем мы общаемся: хорошее настроение от внимания, приветливости, доброжелательности, раздражение и плохое настроение от невнимания, небрежности, злого слова. А вместе взятое, так или иначе, отражается на работе, на успешном ее выполнении. Поэтому давайте будем руководствоваться принципом в нашей жизни, во взаимоотношениях с товарищами по работе, окружающими нас людьми, детьми, родителями, что «человек человеку - друг, товарищ и брат». А подрастающее поколение необходимо всем нам вооружить такими умениями, навыками и привычками, которые облегчают установлению контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....