Формирование навыков самообслуживания у детей
консультация (младшая группа) на тему

Казакова Елена Васильевна

Формирование навыков самообслуживания у детей. Советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya_u_detey.docx673.51 КБ

Предварительный просмотр:

     

Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является жизненной необходимостью и  важным этапом в развитии их  самостоятельности   в повседневной жизни.  Обучение таким навыкам не происходит самопроизвольно, а представляет собой пошаговую систему, преимущество которой  состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку.

Основными  уровнями помощи взрослого (родителей) для формирования  навыков самообслуживания  являются:

  • Совместное действие взрослого, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий. Например, при обучении самостоятельно есть ложкой, взрослый своей рукой обхватывает руку ребенка и организует правильное движение. Постепенно физическая помощь уменьшается.
  • Частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам). Взрослый помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле родителя. Например, ребенок сам доносит ложку до рта и опускает ее обратно в тарелку, после того как взрослый  наполнил ее.
  • Ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую словесную инструкцию взрослого.
  • Ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень. Например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке.
  • Ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.

Советы для родителей:

1. Никогда не пытайтесь сделать за ребенка все сами, не лишайте его  самостоятельности  при выполнении конкретного действия.

2. Создавайте мотив и  постоянно  его подкрепляйте. Например, «Как только оденешься, пойдем на улицу пускать пузыри» или «Надевай сам куртку (брюки) и пойдем пускать пузыри».

3. Ставьте перед ребенком задачу и терпеливо ждите ее выполнения, побуждая при этом к действию словами и жестами.

4.Создавайте четкие пространственные и временные границы. Например, «В прихожей одеваемся, а покричать можешь в соседней комнате» или «15 минут играешь, а потом идешь одеваться».

5.Отрабатывайте навыки в другой ситуации, меняйте стереотип. Например, обучать есть ложкой вне дома: в гостях, в компании других детей и т.д. Это дает возможность ребенку наблюдать за тем, как едят другие дети, включается механизм подражания.

6.Ознакомьте всех членов семьи с тем, какой шаг отрабатывает ребенок сейчас, какой вид помощи ему необходим, какие действия  ребенок уже может самостоятельно совершать.

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

О формировании у детей раннего возраста таких навыков самообслуживания, как приём пищи, одевание и раздевание, гигиена тела, опрятность....

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...

Самообслуживание . Формирование навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.

Самообслуживание во время подъема после сна.Цель: показать использование приемов трудового  воспитания, формирования  навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.Задачи:1. Воспиты...