Развитие речи детей средствами фольклора.
консультация на тему

Тайгунова Адиля Хамитовна

Развитие речи детей средствами фольклора.

 

Одними из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений являются познавательно-речевое и социально-личностное развитие, реализация которых красной нитью связана с приобщением детей к истокам русской народной культуры - одной из самых ценных по своей образовательной и воспитательной значимости задач. Что подразумевает знакомство детей с малыми фольклорными формами, в частности пословицами и поговорками, во всех видах деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obyavlenie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей средствами фольклора.

Одними из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений являются познавательно-речевое и социально-личностное развитие, реализация которых красной нитью связана с приобщением детей к истокам русской народной культуры - одной из самых ценных по своей образовательной и воспитательной значимости задач. Что подразумевает знакомство детей с малыми фольклорными формами, в частности пословицами и поговорками, во всех видах деятельности.

 На сегодняшний день, в погоне за новейшими разработками в области информационных технологий и модернизаций, мы не замечаем, что дети постепенно становятся «Иванами, не помнящими родства». У наших детей скудный словарный запас, лишённый красоты, образности, не говоря уже о наличии устойчивых представлений об истоках родной земли, устном народном творчестве. По итогам опроса родителей, мало кто в общении с ребёнком использует такие малые фольклорные формы как, пословицы и поговорки, а если и пользуется ими, то неуместно. Результаты тестирования педагогов показывают, что не все коллеги имеют чёткое представление о жанрах устного народного творчества,

«Пословицы в развитии речи дошкольника»

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.

Дети только переступали порог школы и тут же знакомились с пословицами. Так, К. Д. Ушинский в своём «Родном слове» использовал 375 пословиц и поговорок. В книгах для первого и второго года обучения их насчитывалось 303, а  в «Родном слове» третьего года обучения – только 72.

Пословицы и поговорки, писал К.Д. Ушинский,  помогают «выломать  детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».

Последователь великого русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с « понятиями об окружающей  природе,  о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве,  о науке и промыслах, - со всем его бытом семейным и общественным». Высоко ценили значение пословиц и другие выдающиеся представители русской педагогики – Л.Н. Толстой, И.И. Паульсон, В.А. Флерова и др. Они показали  лучшие образцы широкого использования пословиц  в педагогических целях, воспитательной работе.

Почётное место в истории дошкольного воспитания занимает Аделаида Семёновна Симонович. Она рекомендовала знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут понимать мысли, научатся выражать их.

В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.

В пословицах и поговорках находится « мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».

Методы применения пословиц:

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, « от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ».

К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах  педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А.М. Леушиной, А.П.Усовой и других  учёных. А.М. Леушина  совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям  богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению,  являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: « Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

Воспитателям детских садов необходимо широко использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».

Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,  когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно,  что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др. (Пример)

Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти о всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.

В настоящее время речь многих  детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т.д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.

Выдающийся русский педагог И.И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки ( чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.

Например, для звука Ж:

«Дружба дружбой, а служба службой»;

«Небо даёт дождь, а земля рожь»;

«Однажды шёл дождик дважды»

Или для звука Ш:

«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»

«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;

«Тише едешь, дальше будешь» и др.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей средствами фольклора

В статье описаны этапы и задачи развития речи дошкольников средствами фольклора...

Консультация для родителей"Развитие речи детей средствами фольклора.".

Фольклор является одним из методов обучения и развития ребёнка....

ОД по развитию речи детей средствами фольклора в средней группе «В гостях у бабушки Маши».

Цель: приобщение детей к истокам народной культуры.Задачи:1. Образовательные.Познакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством: потешки, прибаутки) Приучать детей к интонационному...

Конспект открытого мероприятия по развитию речи детей средствами фольклора во второй младшей группе «Игры да потешки»

Приобщить детей к истокам народной культуры; добиться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений; создать у детей и родителей радостное настроение....

Развитие речи детей средствами фольклора

Формирование произносительной  у детей дошкольного возраста –первостепенная задача. Существует много средств устранения недостатков речи – игры, упражнения, художественные произведени...

Конспект ООД по развитию речи детей средствами фольклора в группе раннего возраста "Волшебный сундучок"

Данный материал будет полезен вопитателям групп раннего развития, содержит информацию по приобщению детей к истокам русской народной культуры....

Конспект открытого мероприятия по развитию речи детей средствами фольклора во второй младшей группе

Тема: «Волшебный сундучок»Цель: Приобщить детей к истокам народной культуры; добиться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений; создать у...