Развитие речи детей средствами фольклора
консультация по развитию речи

Формирование произносительной  у детей дошкольного возраста –первостепенная задача. Существует много средств устранения недостатков речи – игры, упражнения, художественные произведения и многие другие.

Мощнейшим  коррекционным средством служит такая форма устного народного творчества и народной культуры, как фольклор. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.pptx1.79 МБ
Microsoft Office document icon malye_formy_folklora.doc52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи детей с ОВЗ средствами малых фольклорных жанров. Подготовила учитель-логопед Инфалова Виктория Олеговна Сортавала, ноябрь 2022

Слайд 2

Мощнейшим коррекционным средством служит такая форма устного народного творчества и народной культуры, как фольклор. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей.

Слайд 3

Колыбельные песни

Слайд 4

Потешки

Слайд 5

Пестушки

Слайд 6

Прибаутки

Слайд 7

Считалки

Слайд 8

Скороговорки( чистоговорки )

Слайд 9

Загадки

Слайд 10

Пословицы и поговорки

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Развитие речи детей  с ограниченными возможностями здоровья средствами малых фольклорных жанров.

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее он строит свои отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи, которая лежит в основе – звукопроизношение. Формирование правильного произношения у детей с ОВЗ – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами артикуляции, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной речью. Но у  детей с ОВЗ  этот процесс задерживается.

Формирование произносительной  у детей дошкольного возраста –первостепенная задача. Существует много средств устранения недостатков речи – игры, упражнения, художественные произведения и многие другие.

Мощнейшим  коррекционным средством служит такая форма устного народного творчества и народной культуры, как фольклор. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей.

Еще М.Е.Хватцев, русский педагог, автор более 70-ти работ по логопедии и олигофренопедагогике называл  малые фольклорные жанры «продуктивными лингвистическими единицами языка». По определению известного педагога К.Д.Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».

Ритмичность и лаконичность русского фольклора позволяет использовать в коррекционной работе поговорки, песенки, потешки, загадки, скороговорки в качестве незаменимого речевого материала для дикционных упражнений.

С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские “пестушки”, “потешки”. Обязательными спутниками раннего детства являются  сказки  про  курочку рябу, козу-дерезу, репка.

От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие мира, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

           Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это  колыбельные  песни  матери,  игры – забавы с маленькими  детьми (“Сорока”, “Ладушки”, “Коза” и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается  речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

         Художественная форма детского фольклора специфична: он тяготеет к ритмизированной  речи и к игре. А игра, как известно, – элемент, психологически необходимый для ребенка.

        Колыбельные песни, обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным выражая нежность и любовь к ребенку, имеют вполне определенную цель усыпить его. Этому способствуют спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. 

Потешки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить.  Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Зайка, зайка, попляши,

Серый, серый, попляши.

С помощью потешек можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Пестушки – это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Свое название получили от слова «пестовать» - няньчить,  холить, ходить за кем-нибудь. Пестушка развивает ритмичность речи.

Большие ноги шли по дороге: 

топ-топ-топ, топ-топ-топ. 

Маленькие ножки бежали по дорожке: 

топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ. 

Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим  динамичным и ярким содержанием. У прибауток познавательная роль. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типичных свойствах. В прибаутках используются слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость.

В прибаутках обязательно есть сюжет. Описываемая картинка очень яркая и изображает стремительное действие. Благодаря этому прибаутка быстро запоминается и вырабатывает у ребенка чувство ритма. Это лучший способ развития, как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

Считалки – коротенькие стишки - истории для детей, которые служат для справедливого распределения ролей в игре. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждого участника игры. Особенность считалки — это четкий ритм, возможность произнесения всех  слов раздельно.

Скороговорки (чистоговорки) – любимая словесная игра детей старшего возраста.  Ошибки в произношении вызывают позитивный смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество.

Загадки – коррекционная значимость загадок несомненна. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей, развивая сообразительность. Они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.  Все это способствует  расширению словарного запаса ребенка на разнообразные лексические темы.  

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Можно выделить несколько видов деятельности детей в играх с загадками.

1. Загадывание загадок.

2. Отгадывание загадок.

3. Доказательство правильности отгадок.

4. Сравнение загадок об одном и том же.

5. Сравнение загадок о разном.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично выражать свои мысли, интонационно окрашивать свою речь, развивают умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей.

Педагоги – практики многократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Используя на практике разнообразные средства коррекции произносительной стороны речи детей с ОВЗ – артикуляционную гимнастику, игры, упражнения для сенсорики, мелкой и общей моторики и многое другое, мы  убедились, что не менее эффективными средствами воздействия являются малые формы фольклора – загадки, считалки, чистоговорки, сказки, все то, о чем  сказано выше.

Художественные  средства фольклора,  привлекающие  детей своей формой, яркими поэтическими образами, вызывают у них  положительные эмоции, что повышает эффективность работы, направленной на формирование произносительной стороны речи детей с ОВЗ, делают речь детей более выразительной и яркой.

При помощи малых фольклорных жанров дети учатся четкому и правильному произношению, овладевают монологической речью, начинают пользоваться устной речью как основным средством общения, что соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО.

 

Список литературы

  1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1982.
  2. Баранцев А. Д.  Детские считалки как фольклорный жанр // Вопросы развития жанров в русской литературе и устном народном творчестве. К., 1989.
  3. Белоусов А. Ф.  Предыстория фольклорного жанра // Мир детства и традиционная культура. М., 1996.
  4. Виноградов Г. С. Детский фольклор. Л., 1998.
  5. Гречина О. Н. Современная фольклорная проза детей // Русский фольклор. Л., 1981.
  6. Новицкая М. Ю.,  Науменко Г. М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть:  Русский детский игровой фольклор. М., 1995.
  7. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное  воспитание. – 2001.
  8. Павлова Л.  Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008.
  9. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.

9. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошкольное  воспитание. –  2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей средствами фольклора

В статье описаны этапы и задачи развития речи дошкольников средствами фольклора...

Консультация для родителей"Развитие речи детей средствами фольклора.".

Фольклор является одним из методов обучения и развития ребёнка....

Развитие речи детей средствами фольклора.

Развитие речи детей средствами фольклора. Одними из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений являются познавательно-речевое и социально-личностное развитие, реа...

ОД по развитию речи детей средствами фольклора в средней группе «В гостях у бабушки Маши».

Цель: приобщение детей к истокам народной культуры.Задачи:1. Образовательные.Познакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством: потешки, прибаутки) Приучать детей к интонационному...

Конспект открытого мероприятия по развитию речи детей средствами фольклора во второй младшей группе «Игры да потешки»

Приобщить детей к истокам народной культуры; добиться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений; создать у детей и родителей радостное настроение....

Конспект ООД по развитию речи детей средствами фольклора в группе раннего возраста "Волшебный сундучок"

Данный материал будет полезен вопитателям групп раннего развития, содержит информацию по приобщению детей к истокам русской народной культуры....

Конспект открытого мероприятия по развитию речи детей средствами фольклора во второй младшей группе

Тема: «Волшебный сундучок»Цель: Приобщить детей к истокам народной культуры; добиться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений; создать у...