Консультация для родителей: «Словесные игры для детей 6-7 лет»
консультация (подготовительная группа) на тему

Хабаева Марина Владимировна

Словесные игры для детей 6-7 лет, в которые родители могут играть с детьми дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Словесные игры для детей 6-7 лет»

  У детей в возрасте  6-7 лет  начинается активная подготовка к школе,  и родители зачастую отодвигают игры на второй план, призывая ребенка привыкать к предстоящим реалиям в роли ученика. Но играть с детьми нужно и в этот период, тем более, что можно успешно совмещать обучение с игрой. Словесные игры способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, воображения, мышления, обогащению словарного запаса. Предлагаю Вашему вниманию словесные игры, в которые Вы можете играть со своими детьми дома:

«Соедини»

Ведущий называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение.

Примеры:

  • высокий, дерево — высокое дерево;
  • девочка, бегать — девочка бежит (бегает, бежала);
  • лес, грибы, расти — грибы растут в лесу;

«Ласковый мячик»

Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Отлично подходит для игры родителя с ребёнком. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них.

Правила несложные: бросая мяч малышу, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме.

Примеры:

  • стул — стульчик;
  • глаз — глазик;
  • солнце — солнышко;
  • кукла — куколка.

«Земля, вода, воздух»

Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее.

Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы…) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.

Пример:

  • вода — карась;
  • земля — кабан;
  • воздух — воробей.

«Кто готовит?»

Игра на закрепление знаний о многообразии профессий.

Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию:

Примеры:

  • готовит — повар (кулинар, кондитер);
  • рисует — художник;
  • пишет — писатель (журналист, поэт);
  • строит — строитель;
  • лечит — доктор.

Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.

«Новое слово»

 Назовите любое слово, например, «куст». Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с последней буквы вашего слова. Например, «торт». Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не повторится или не сможет дать свой вариант ответа.

 «Запретные слова»

 Попросите ребёнка ответить на вопрос, но так, чтобы он не произносил два запретных слова «хорошо» и «плохо». Как ты обычно ведёшь себя дома? Ты хорошо плаваешь? Как ты рисуешь? Как ты катаешься на коньках? Хорошо ли поступил мальчик, когда он отнял игрушку у малыша?

 «Кто больше»

 В этой игре необходимо придумать как можно больше прилагательных к любому существительному. Например Лето - теплое, солнечное, дождливое, ласковое, жаркое. Также можно поставить задачу придумать к существительному глаголы: река - течет, бежит, журчит, бурлит.

 «Придумай слово»

  Ребеку нужно придумать слова, начинающиеся на слоги: «ли» (лиса, листопад, лимон, липа, листья, лилипут, лилия, ливень); «ка» (каша, каска, капель, карась, камень, картина, калина, калитка, кастрюля); «ве» (весна, веник, ветер, верёвка, ведро, веселье, веер) и т.д Придумать слова, заканчивающиеся на слог: «са» (коса, оса, колбаса, лиса, принцесса, чудеса)? Вспомнит ли он слова, в которых встречается сочетание: «ро» (король, корона, урок, трон, ромб, кров, стройка, роза, перо, метро, пирог) и т.д.

«Скажи наоборот»

Назовите ребенку слово, например «холодный». Задача ребенка найти слово-антоним - противоположное по значению: «горячий»; «лето-зима»; «низкий - высокий»; «плохо-хорошо» и т.д.

 «Один-много»

Взрослый называет слово, обозначающее один предмет, ребенок называет множественное число слова. Ребенок-люди, медвежонок - медвежата, человек-люди.

«Слово-ассоциация»

Назовите слово, допустим, «мёд», и спросите у ребёнка, что он представляет, когда слышит это слово? Например, ребёнок назовёт слово «пчела», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к новому слову – например, «цветок». Эта детская словесная игра способствует развитию ассоциативного мышления и расширению словарного запаса.

«Обними словами»

Есть одинокое слово. Ему скучно и грустно. Надо его обнять словами так, чтобы получилось предложение.

После такого введения называете любое слово, с которым надо придумывать предложения. Если ребёнок с таким заданием справляется с восхищающей вас лёгкостью, можно усложнить правила. Теперь к исходному «одинокому» слову надо добавлять по одному слову так, чтобы сначала получить простое нераспространенное предложение (есть только грамматическая основа: сказуемое и подлежащее), а затем распространённое предложение с второстепенными членами*.

*Обратите внимание: классификацию и компоненты предложений ребёнок в 6-7 лет знать не обязан, но общее представление в такой игровой форме дать уже можно.

Пример:

  • Кошка;
  • Кошка бежит;
  • Рыжая кошка бежит;
  • Рыжая с белыми лапками кошка бежит;
  • Рыжая с белыми лапками кошка бежит по улице;
  • Рыжая с белыми лапками кошка бежит по заснеженной улице.

«Закончи  предложение»

Согласование существительных с числительными.

  • Три шара, а пять …
  • Три ложки, а пять …
  • Четыре пуговицы, а десять …
  • Одна конфета, а пять…
  • Один дом, а два …
  • Один лоб, а два …
  • Два уха, а шесть …
  • Одно зеркало, а семь…
  • Один лев, а три…  и т.д.

«Кочерга»

 Ребенок выбирает себе имя из кухонной утвори: кочерга, кастрюля, поварешка, тарелка, чашка, вилка и т.д. Взрослый задает вопросы:

«Как тебя зовут?»-Поварешка.

«А как зовут твою маму?»-Поварешка

«Что ты сегодня кушал?»-Поварешку

  «С кем ты гулял?»- с Поварешкой

«Кто твои друзья?» -Поварешки.

Кроме того, что эта игра развеселит детей, она поможет научиться склонять предметы в  числе и  падеже.

 «Отвечай быстро»

Взрослый, держа в руках мяч, объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-нибудь цвет и брошу тебе мяч. Ты должен назвать предмет такого же цвета». Потом ребенок сам называет любой другой цвет и бросает мяч взрослому или другому ребенку. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, потом свой цвет и т. д.».

Основным признаком для классификации может быть не только цвет, но и качество предмета.

Начинающий говорит, например: «Деревянный», и бросает мяч.

«Стол», - отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный» и т.д.

В следующий раз за основной признак берется форма. Взрослый говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему.

«Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч взрослому или следующему игроку.

Тот называет предмет квадратной формы (окно, платок) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму. При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Словесные игры для подготовке детей к школе"

Чтобы ребенок хотел учиться в школе, необходимо развивать у него познвательную активность....

Консультация для родителей "Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей"

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...

Консультация для родителей. «Словесные игры в подготовке детей к школе».

Подготовка ребёнка к школе – не самоцель дошкольного учреждения, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребёнка, способной удовлетворить интересы и потреб...

Консультация для родителей "Словесные игры с детьми 6–7 лет (игры нашего детства)"

Одной из задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Чтобы приучить детей к умственному труду необходимо сделать этот труд занимательным, интересным. Зан...

Консультация для родителей «Словесные игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать...

Консультация для родителей «Словесные игры для развития речи и увеличениясловарного запаса детей дошкольного возраста»

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать...