«Давайте познакомимся: адаптируемся вместе»
методическая разработка на тему

Валтусова Наталья Вячеславовна

Тренинговое занятие для родителей детей младших групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_2.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие для родителей детей младших групп

«Давайте познакомимся: адаптируемся вместе»


Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период.

Задачи:

познакомить родителей друг с другом;

дать знания о психологических особенностях детей 2-3 лет, о  проблеме адаптации к условиям детского сада;

обучить играм в домашних условиях облегчающим адаптацию;

выявить ожидания родителей, связанные с приходом ребенка в ДОО.

Участники: педагог-психолог, родители, воспитатели.

Материал: клубочек,  плетеная салфетка, поднос, разноцветные ленточки,   массажный мяч; тканевый мешочек из плотной непрозрачной ткани, природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, гладкий камушек; разные мелкие предметы: ключ, мячик, кубик, куколка, машинка;

Предполагаемый результат: способствование сплочению родительского коллектива, росту доверия и активности родителей, снижению их тревожности, связанной с приходом детей в ДОО, а, следовательно, более легкой адаптации ребенка, эффективному развитию малыша, выстраиванию последовательной политики взаимодействия с ним в детском саду и дома.

                                       

                                        Ход мероприятия

                         (Родители сидят на стульях в кругу.)

1. Приветствие

Добрый день, наши дорогие родители! Мы рады видеть Вас на первом родительском собрании!

Мы надеемся, что наше практическое занятие будет не только полезным, но и интересным, и Вы сможете узнать много нового. Сегодня мы попытаемся разобраться в проблемах адаптации наших детей к детскому саду.

2. « Пересадка» - настрой на занятие.

3. Знакомство при помощи клубочка

Для начала давайте познакомимся. Каждому, у кого в руках окажется волшебный клубочек, необходимо назвать себя по имени и, намотав ниточку на пальчик, затем передать клубочек дальше.

Педагог-психолог обматывает вокруг пальца ниточку и представляется:

 – и передает клубочек следующему.

Педагог-психолог: «Посмотрите, каждый из нас соединен не просто ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении 4 (5) лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей! Думаю, вы со мной согласитесь!»

4. А теперь давайте поиграем, как наши дети, в игру «Похвалюшки». Похвалите своего ребенка, начиная словами: А мой сын (имя) или моя дочь (имя) и расскажите нам какой же Ваш ребенок замечательный и что он умеет уже сам. Произносите слова похвалы и передаете мячик дальше по кругу.

Педагог-психолог: «Наши дети самые лучшие, самые красивые, самые умные, а самое главное-любимые».

5. Упражнение «Мое настроение»

Педагог-психолог: «В детский сад все приходят с разным настроением. На наших занятиях с детьми существует ритуал отражения своего настроения, которое они показывают и проговаривают в кругу: сжатые ладошки – напряженное, широко разведенные руки – замечательное, руки на коленях – спокойное. Давайте попробуем оценить атмосферу в нашем кругу перед началом работы. Покажите жестами настроение, с которым Вы пришли на встречу».

Педагог-психолог: «Вот мы и познакомились, уважаемые родители, с Вами и вашими детьми поближе»

6. Мини-лекция « Психологический портрет ребенка младшего возраста»

Уважаемые родители! Очень важно знать об особенностях развития ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменения в его характере, поведении, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок идет по-своему пути развития, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития, которые являются некоторым ориентиром как для родителей, так и для специалистов работающих с детьми данной возрастной группы.

В 2-3 годика ребенок - это уже маленькая личность! Он сознательно произносит "я": "Я хочу/не хочу, я буду/не буду!". Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили. Нельзя наказывать несправедливо ребенка, т. к. он становиться обидчивым. Этот период жизни психологи называют кризисным. Тем не менее, у ребенка повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость. Малыш иногда может сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечений. Теперь ему трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Например, сразу прекратить игру, чтобы пойти поесть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становиться трудно.

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

Двигательное развитие качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Обратите внимание: на третьем году жизни активно развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Однако родители должны тактично поправлять ребенка. Звукопроизношение становиться более совершенным. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций.

Основным развивающим видом деятельности ребенка является игра. К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая маму, папу, воспитательницу детского сада, и в точности повторяет характерные им позы, жесты, мимику, речь. Ролевая игра в жизни любого ребенка - показатель новой ступени в умственном развитии.

Среди мыслительных операций важнейшими являются: называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); выделение основных свойств предмета (форма, величина, цвет); группировка предметов одного цвета, формы, размера; сравнение по цвету, форме, размеру, весу, по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас); координация движений рук и зрения; формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослым, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания: о явлениях природы - светит солнце, идет снег, дождь, гремит гром, на небе тучи; сегодня тепло, холодно, жарко и др. ; о животном мире - не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные представления о них; о растительном мире - различает и называет цветок, дерево, траву, лист и др. ; о некоторых трудовых действиях - пилить дрова, копать землю, мыть посуду, пылесосить ковер и т. д.

Ребенок трех лет запоминает и правильно выполняет четыре-пять действий подряд, названных взрослым (подойти к столику, взять карандаш, принести его и положить на стол). Так же хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также повторяет три цифры подряд. В три года малыш может после показа взрослого нарисовать круг, крест, человечка, правда пока без туловища. Следует заметить, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел карандаш, он вряд ли выполнит задание. Не забывайте, что в общении со взрослыми ребенок трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность. Проявлять внимание, сочувствие к другим детям (отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему, т. е. развиваться воспитанным малышом.

Для ребенка в этом возрасте важно:

Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.

Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.

Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».

Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.

Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

Так что же необходимо принять родителям во внимание, чтобы обеспечить ребенку психофизическое благополучие на третьем году жизни?

предоставляйте ребенку посильную самостоятельность во всем, что ребенок может выполнять без лишней опеки взрослого;

относитесь к самостоятельным действиям ребенка с полной серьезностью;

избегайте негативных высказываний в адрес ребенка, стремящегося самостоятельно, пусть неумело, выполнить то или иное действие; проявляйте терпение к становлению какого-либо навыка ил умения, нужно просто дать время на его отработку;

доверяйте ребенку, выражайте уверенность в том, что малыш справиться с заданием и у него все получиться; поддерживайте и чаще хвалите ребенка;

дайте почувствовать малышу, что результат его действий вам не безразличен. Если малыш выполнил свою задачу, необходимо отметить это, выразить радость;

если у ребенка что-то не получается, попытайтесь облегчить условия выполнения, помочь, если он просит, но добиться, чтобы хотя бы частично выполнил что-то сам;

формируйте у ребенка установку на преодоление трудностей, стремитесь приводить действия ребенка к положительному результату;

при возможности исключайте из практики ситуации, в которых ребенок заранее выступает в роли неудачника;

старайтесь не завышать и не занижать самостоятельные возможности ребенка;

хвалите ребенка только по заслуженному поводу, похвала должна быть адекватна результату действия;

продолжайте формировать интерес к играм, занятиям, показам, демонстрациям, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения;

активизируйте малыша, побуждая к творчеству и самостоятельности; формируйте у ребенка особый интерес к человеку (людям, их деятельности и действиям, миру человеческих отношений;

если малыш увлечен игрой, а у вас другие планы (обед, поездка и т. п., постепенно и плавно переводите ребенка на необходимость сменить род деятельности.

Вам как родителям малыша 2-3 лет важно:

---Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

---Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

---Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

---Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

---Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

---Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

---Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

---Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или 

7. Упражнение «Ассоциации»

Педагог-психолог: «Уважаемые родители, передавая друг другу мяч, каждому из Вас предлагается подобрать ассоциацию к слову «адаптация»». (Варианты педагог-психолог записывает рядом.)

Родители называют, какие ассоциации вызывает у них слово «адаптация», как они его понимают (новое окружение; тревожно и волнительно; трудно, когда никого не знаешь).

Вот, что у нас получилось: Адаптация - истерика, новые люди, новые ощущения, общение, привыкание, акклиматизация, страх, коллектив, стресс, приспособление, развитие, самостоятельность, дружба.

8. Мини-лекция «Адаптация ребенка к условиям ДОО»

Педагог-психолог: «Адаптация – это приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов. Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2 – 3 годам стереотип становится устойчивым. При начале посещения детского сада привычные условия жизни меняются».

Вопрос родителям для обсуждения:

Что изменилось в жизни Вашего ребенка с поступлением в детский сад? (Режим, питание, помещение, приемы воспитания, круг общения.)

Педагог-психолог: «Поступление малыша в детский сад – это его первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко. Попадая в новую социальную среду со своими правилами, нормами и требованиями, ему приходится адаптироваться не только на социальном, психологическом, но и на физиологическом уровне».

Педагог-психолог: «Когда ребенок исследует новое пространство, вынужден в нем ориентироваться, естественная реакция – это не только физический дискомфорт (напряжение мышц, учащение дыхания, но и эмоциональное напряжение, когда преобладают эмоции тревоги, гнева. Ребенок переживает: «Как я без мамы? Не забудут ли меня здесь?»».

9. Практикум «Игры в домашних условиях облегчающие адаптацию ребенка к детскому саду»

Педагог-психолог: «Привыкание дошкольника к детскому саду – процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие.

В дошкольном возрасте – это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу). Порой и у взрослых возникает желание поиграть. Но мы либо забыли, как это делать, либо стесняемся. И теперь у вас есть возможность вспомнить детство и поиграть с удовольствием, от души вместе со своими детьми…»

Игра «Полянка настроения»

Цель: настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения, мелкой моторики.

Оборудование: плетеная салфетка, поднос, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки.

Ход игры:

Педагог-психолог: «Уважаемые родители, предлагаю Вам создать поляну настроения. Для этого, передавая друг другу плетеную салфетку, используйте для ее украшения предлагаемые на подносе разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки.

Посмотрите, какая чудесная полянка получилась. Также и дома, когда все взрослые заняты своими делами (мама моет посуду, варит кашку, а папа работает за компьютером или смотрит телевизор, на глазах у ребенка и при его участии может произойти превращение: вместо скучной серой салфетки появляется «красота».

Помимо этого, продевание шнурка сквозь отверстие в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша – его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение».

Игра «Колючий ежик»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

Оборудование: массажный мяч.

Ход игры:

Педагог-психолог: «Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

«Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки»

Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект. Как слайды проецируются на экран, так и все части нашего тела имеют свою проекцию в коре головного мозга. Только эти проекции непропорциональны. Площадь, занимаемая проекционной зоной кисти, гораздо больше той, что отведена для другой части тела. Воздействие на кисти рук оказывает, в свою очередь, воздействие на состояния мозга, а соответственно, и на общее состояние организма».

Игра «Что нам подскажут пальчики»

Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.

Оборудование: тканевый мешочек из плотной непрозрачной ткани, природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, гладкий камушек; разные мелкие предметы: ключ, мячик, кубик, куколка, машинка.

Ход игры:

Педагог-психолог: «Освоение окружающего мира у детей происходит с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. Соберите вместе с ребенком и сложите в коробочку природные материалы – шишку, каштан, камушек. Рассмотрите их, дайте потрогать, опишите. Например, шишка – шершавая, камень – гладкий.

В красивый (он ведь волшебный) тканевый мешочек из плотной непрозрачной ткани поместите самые разные мелкие предметы. Это ключи, мячики, кубики, куколки, машинки – все, что найдется! Затем предложите малышу засунуть руку в мешочек, выбрать любую вещь и постараться назвать, какой предмет ему «попался». А вытащив его из мешка, проверить – угадал или нет.

Ваш ребенок с нетерпением будет ждать новых переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.

Предлагаю и Вам сыграть в игру «Чудесный мешочек». Не глядя опустите руку в мешочек, нащупайте любой предмет и озвучьте, что это.

Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств, то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. Благодаря этой игре активизируется внимание, также подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи».

Упражнение «Дышим животиком»

Педагог-психолог: «Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Сели бегемотики,

Потрогали животики:

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох,

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы, приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня».

Педагог-психолог: «Удовольствие, с которым вы сегодня играли, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаются» позитивными эмоциями.

Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола – гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг. Родительское тепло и чуткость помогают малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».

Другие игры в домашних условиях облегчающие адаптацию ребенка к детскому саду представлены в памятке».

10. Упражнение «Мое настроение» (рефлексия, обратная связь)

Педагог-психолог: «Давайте попробуем оценить атмосферу в момент завершения тренингового занятия. Покажите жестами настроение, с которым вы уйдете с нашей встречи. Напоминаю: сжатые ладошки – напряженное, широко разведенные руки – замечательное, руки на коленях – спокойное».

С помощью упражнения можно определить, изменилось ли настроение в процессе работы у участников занятия.

Педагог-психолог: «Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Нина Михайловна Аксарина, говоря о проблеме адаптации, приводила такой пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей – но, несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. В завершение хотелось бы сказать, уважаемые родители, запаситесь терпением, вместе мы со всем справимся».

11.В заключении родителям демонстрируется фильм «Один день из жизни детей группы »

 Литература

1.Практический журнал «Воспитатель» №8, 2010 год

2. «Дошкольная педагогика» № 9, 2016 год

3. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Давайте познакомимся (старшая группа)

На занятии дети знакомятся с тем, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей. Уточняется значение слов "отчество, "тезка"....

Досуг-развлечение "Давайте познакомимся"

Проводится для нескольких групп детского сада обычно в октябре м-це, когда дети достаточно хорошо узнали друг друга и своих воспитателей. Основной задачей таких досуговых занятий является удовлетворен...

Конспект мероприятия (Семейная гостиная) "Давайте познакомимся"

Мероприятие совместное дети и родители. В конце, чаепитие....

Давайте познакомимся!

Конспект экскурсии поможет познакомить с понятием библиотека, с правилами её пользования. Развивает любознательность, умение видеть новое в знакомом мире природы....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Давайте познакомимся - русская матрешка"

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством русского народа - деревянной матрешкой...