Давайте познакомимся!
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Конспект экскурсии поможет познакомить с понятием библиотека, с правилами её пользования. Развивает любознательность, умение видеть новое в знакомом мире природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davayte_poznakomimsya.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Давайте познакомимся!»

Цель: Познакомить детей с библиотекой, с правилами пользования библиотекой, с разновидностями книг, журналов, газет о природе; дать представление о Красной книге, о её значений в природе; поработать с загадками, пословицами, стихотворениями, рассказами о природе, познакомить с экологической сказкой «Почему у Земли платье Зелёное»;

Развивать любознательность детей, умение увидеть новое в знакомом мире природы;

Воспитывать любовь  к окружающему, к родному краю, бережное отношение к природе;

Формировать экологическое мышление.

Материал и оборудование: выставка « Уголок родной природы»; Красная книга  Россий; Красная книга ХМАО; «Правила пользования библиотекой»;

Загадки, пословицы, поговорки, стихи, рассказы, сказки о природе.

1.Вводная часть.

У входа в библиотеку встречает герой – Незнайка.

Воспитатель: «Здравствуй, Незнайка! Что ты здесь делаешь?»

Незнайка: «Играю, да вот только одному не играется! Может, вы поиграете со мной?»

Воспитатель: « Нет,  нас пригласили на экскурсию в библиотеку! Пойдём с нами».

Незнайка: «Зачем? А я и так всё знаю!»

Воспитатель: «А что ты знаешь о библиотеке?»

Незнайка: «О! Очень многое! Сейчас  расскажу»:

 « Это очень хорошее место. В библиотеку можно прийти после уроков и побегать и покричать, если на улице плохая погода. Ещё можно поговорить с товарищами: рассказать им фильм, показать разные приёмы борьбы.

А ещё здесь много книг. Их можно трогать даже грязными руками - ведь эти книги не твои, а общие. Их дают домой бесплатно! Конечно, библиотекарь надеется, что вы их вернёте, когда прочитаете,…но нет дураков! Пусть лучше у меня дома стоят - лучше сохранятся!

А ещё можно здесь поиграть в такую игру – прятки по - библиотечному. Взял книжку с полки и незаметно поставил на другую полку. Ну, а ребята её разыскивают. А если никто не найдёт, тогда ищет библиотекарь. Очень интересная игра!»

Воспитатель: «Ой, ребята, мне кажется, что Незнайка всё перепутал!

Незнайка! Тебе обязательно нужно пойти с нами на экскурсию в библиотеку, и убедится, что ты не прав!».  

2.Основная часть.

Библиотекарь: «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады видеть вас в нашей библиотеке. Сегодня мы с вами узнаем «Что такое библиотека?».

Наша библиотека называется поселковая, куда могут прийти взрослые и дети. Есть зал для взрослых и для детей.

«Библио» по-гречески означает книга, а «тека» - хранилище. Значит библиотека  - это «книгохранилище». А знаете, сколько лет существуют библиотеки? Почти пять тысяч лет!

Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. В них хранились книги, написанные на папирусе, выцарапанные на глиняных дощечках, составленные из нарезанных пальмовых листьев. Некоторые из этих книг сохранились и до наших дней. Они бережно хранятся  в самых крупных библиотеках нашей страны.

Библиотеки нужны для того, чтобы узнать для себя нужную информацию. В библиотеке, кроме книг ещё хранятся журналы и газеты. В библиотеке множество книг, журналов и газет. Есть о природе, о музыке, о транспорте, о людях и многом другом.

-Ребята! Библиотека наша состоит из читального зала и абонемента.

Абонемент - это где книги можно брать на дом. Для этого нужно сначала записаться в библиотеку, а потом можно её забрать домой. Когда вы дома прочитаете книжку, затем нужно её вернуть в библиотеку, и, можно взять другую книжку.

А в читальном зале можете просто посидеть, почитать. Здесь книги на дом не выдаются, потому что в читальном зале находятся словари, справочники, книги, газеты и журналы в единственном экземпляре.

Когда вы научитесь хорошо читать, вы можете стать читателями нашей библиотеки.

Но чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой.

Правило 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. Шум мешает другим читателям.

Правило 2. Книги в библиотеку надо возвращать вовремя. Их ждут другие читатели. Книги в нашей библиотеке выдаются на 15 дней.

Правило 3. С библиотечными книгами надо обращаться бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

Правило 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.

Правил 5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где ты их взял, иначе библиотекарь не сможет быстро найти книгу».

Воспитатель: «Ребята, давайте исправим  ошибки, которые сделал Незнайка. Ну-ка, кто скажет, что перепутал наш «герой»?

Ну, молодцы, ребята! Незнайке не удалось вас запутать.

Воспитатель: «Незнайка! Ты понял свои ошибки?»

Незнайка: « Ребята, простите меня, пожалуйста, за то, что запутал вас и говорю то, чего не знаю. Если честно, то я никогда не был в библиотеке. Теперь я знаю, что такое библиотека и всегда буду соблюдать правила!»

Воспитатель : «Ребята, посмотрите-ка сюда (показ выставки «Уголок  природы»)

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки, поговорки

Рассказы и стишки,

 О деревьях, о цветах,

О зверюшках, о лесах,

Здесь и добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай!

 Правильно, это книжный домик о природе, который называют выставкой.

 В этом чудесном домике живут дружно сказки, стихи, рассказы, загадки и потешки, пословицы и поговорки о природе. В этом домике живут ещё две необычные книги: Красная книга России и Красная книга нашего края ХМАО.

А почему же их так называют, мы сейчас узнаем». 

Библиотекарь :  «Потому, что она неизменно выходит в красной обложке», - ответит кто-то. И будет по-своему прав, потому что Красная книга на самом деле всегда красная. Но здесь, ребята, красный цвет – сигнал опасности! Ярким, тревожным цветом она рассказывает об  исчезающих и редких видах растениях и животных». Если взглянуть внутрь этих книжек, то мы увидим эти растения и животные.  Представителей природы, занесённых в эту книгу, охранять нужно особенно бережно. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им! Задача каждого из нас - уметь сберечь и сохранить их!

 Воспитатель : «Ребята, взгляните-ка на этот домик, мне кажется, чего-то не хватает, некоторые полочки пусты.

Библиотекарь: Мы для вас приготовили задание. Посмотрите, на первой полочке живут растения, на второй – животные. Вам нужно заполнить полочки не просто так, а выполнив задания.

Вы готовы? Да. (Участвуют дети, подготовленные заранее).

Задание 1(первый ребёнок). Отгадайте загадку:

Стоит Алёна.

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан. ( Берёза)

Задание 2( второй ребёнок).  

Послушайте стихотворение.

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей…

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели,

А мороз Красный Нос

Им рябинку принёс,

Хорошо угостил,

Хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко-алые грозди.

- О ком говорится в  стихотворении?

Задание 3 ( третий ребёнок).  

Послушайте рассказ - «Спор деревьев».

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:

- Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья, будто их железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

 - не хвастай много, дубище, что ты велик и толст:  зато растут на тебе одни желудки, свиньям на потеху; а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

- погодите, - говорит, - похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

-Назовите главных героев рассказа.

Задание 4 ( четвёртый ребёнок).       

Объясните, что означает следующая примета:

Если белка делает большой запас орехов, ожидай холодной зимы.

-Какие приметы о животных вы ещё знаете?

Задание 5 (пятый ребёнок).            

 - Я начну рассказывать сказку, а вы её продолжите.

Сказка Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Посмотрите, наши полочки заполнились!

- Справились с заданием?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 Молодцы!»

3. Заключительная часть.

Библиотекарь: «Ребята, в подарок о нашей встрече мы дарим вам энциклопедию о растениях и животных».

Ребёнок: «Мы тоже приготовили для вас подарок, который сделали своими руками в виде книжки-малышки. Это  волшебная сказка-притча « Почему у Земли платье Зелёное» (инсценировка сказки детьми).

Сказка-притча « Почему у Земли платье Зелёное»

Что на земле самое зелёное? – спросила однажды маленькая девочка у своей мамы.

-Трава и деревья, дочка, - ответила мама.

-А почему они выбрали зелёный цвет, а не какой-нибудь другой?

На этот раз мама задумалась, а затем сказала:

-Творец попросил волшебницу Природу сшить для своей любимицы – Земли платье цвета веры и надежды, и Природа подарила Земле платье зелёного цвета. С тех пор зелёный ковёр благоухающих трав, растений и деревьев рождает в сердце человека надежду и веру, делает его чище.

-Но трава к осени сохнет, а листья опадают.

Мама снова долго думала, а потом спросила:

-Сладко ли сегодня тебе спалось в твоей мягкой кроватке, доченька?

Девочка  хорошо спала, но причём тут моя кроватка?

-Вот также сладко, как ты в своей кроватке, спят цветы и травы на полях и в лесах под мягким пушистым одеялом. Отдыхают деревья, чтобы набраться новых сил и порадовать сердца людей новыми надеждами. А чтобы не забыли мы за долгую зиму, что у Земли платье зелёного цвета, не растеряли надежды свои, ёлочка с сосенкой нам на радость и зимой зеленеют.

-Почему у земли платье зелёное? Символом чего является зелёный цвет для вас?

-Когда вам больше лес нравится: зимой или летом?

-Как вы думаете, изменилось бы что-нибудь на земле, если бы природа сшила для земли красное или фиолетовое платья?

Библиотекарь: « Незнайка и ребята! Мы будем ждать вас у нас в гостях! До новых встреч!»

Воспитатель: «Спасибо вам, мы обязательно придём, правда, ребята?»

Дети: Да!

Незнайка: «Спасибо вам большое. Я обязательно запишусь в библиотеку и буду прилежным читателем, обещаю. Всем до встречи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Давайте познакомимся (старшая группа)

На занятии дети знакомятся с тем, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей. Уточняется значение слов "отчество, "тезка"....

Досуг-развлечение "Давайте познакомимся"

Проводится для нескольких групп детского сада обычно в октябре м-це, когда дети достаточно хорошо узнали друг друга и своих воспитателей. Основной задачей таких досуговых занятий является удовлетворен...

Конспект мероприятия (Семейная гостиная) "Давайте познакомимся"

Мероприятие совместное дети и родители. В конце, чаепитие....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Давайте познакомимся - русская матрешка"

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством русского народа - деревянной матрешкой...