МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Заносова Наталья Георгиевна

МАСТЕР – КЛАСС  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ «ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_dlya_roditeley_po_teatralizatsaa.docx48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                МАСТЕР – КЛАСС  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ
             «ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ»

Цель: приобщать родителей к театрализованной деятельности дошкольников  в образовательном учреждении  и домашних условиях.

Задачи: 
- способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их        знаний  по театрализованной деятельности детей в детском саду  и дома;
- знакомить  с методами и приемами проведения театрализованных игр;
- повышать  компетентность родителей в развитии творческих способностей дошкольников  через игру – импровизацию;
- содействовать   сплочению родительского коллектива через театрализованную игру.
Оборудование:
атрибуты на штоках: солнце, месяц, бабочки, червячки; платковые: бабочки, мотыльки; варежковые : рыбки;  большие напольные куклы: цветы; ширма; плоскостные деревья, озеро; книга, карандаш, стол, маски утенка и цыпленка; карточки с заданиями.

Участники: родители, дети, воспитатели, музыкальный руководитель.

Ход: 
В.:  Уважаемые родители! Уважаемые мамы! Мы собрались с вами в такой день, когда вся страна отмечает День Матери! Мы тоже хотим поздравить вас с этим прекрасным праздником:
                        Разрешите вас поздравить,

Радость вам в душе оставить,

Подарить улыбку, пожелать вам счастья,

Прочь невзгоды и ненастья.

Пусть исчезнет грусти тень

В этот праздничный ваш день!

И подарить хотим вам мастер – класс по  театрализованной деятельности – «Театр как средство взаимодействия с ребенком», потому что театр – это игра, театр – это  праздник! А детская жизнь всегда насыщена игрой, и каждый ребенок хочет сыграть в ней свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать,  в конечном итоге  приобрести свой  жизненный опыт - все это помогает   осуществить театрализованная деятельность. Театрализация способствует развитию фантазии, памяти, воображения, учит сопереживанию; через мимику, жесты ребенок  передает эмоциональное состояние героя. В процессе освоения театрализованных игр детьми, у них  обогащается  словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной, диалоговой речи.  Театрализованная игра дает возможность спрятаться за маску, костюм, решить какую - то проблемную ситуацию.  Театрализованная деятельность  является средством сохранения эмоционального здоровья ребенка. Таким образом, театрализация  решает многие воспитательно- образовательные задачи,  и мы включаем такие игры как в рганизованную фронтальную деятельность с детьми, так и в совместную и индивидуальную деятельность ребенка и взрослого.
А сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть.  Для этого  мы сядем  все в единый круг: взрослые и дети.
Сначала проведем своеобразную разминку: выполним игровые упражнения, затем   пластические этюды.
1 . «Настройка слуха»: сесть в удобной позе с закрытыми глазами и  послушать,  кто прошел по коридору (взрослый, ребенок, пожилой человек, группа людей…)

2. Задания на развитие пантомимики:
Прежде, чем мы перейдем к заданиям для взрослых, мы хотим показать, как наши дети осваивают основы  пантомимы.  Для всей группы предлагались следующие условия: маленький зайка промок под дождем, пришел домой и рассматривает себя в зеркале. Вот какой зайка получился у Варвары:  (Ребенок выходит и показывает,   как он смотрит в зеркало,  рассматривает себя: подставил мордочку к самому зеркалу: мокрая, повернулся  спинкой – намокла, стряхнул с себя воду; проверил  ушки: поднял одно ушко – мокрое, стряхнул воду, поднял второе – тоже мокрое, стряхнул воду;  хвостик промок, да еще и грязный,  почистил его лапками: посмотрел на задние лапки : ой – ой – ой какие грязные! Почистил сначала одну лапку, потом другую.   Еще раз посмотрел на себя в зеркало.  Ах, какой  же я хороший,  ах, какой же я пригожий!). А теперь покажет Юра Тагеев какой у него зайка.
Теперь взрослые:

 2.2 показать

-  как Коза смотрится в зеркало (…а коза – то, а коза, растопырила глаза: что такое ? почему? Ничего я не пойму);  баба Яга ( красавица трехсотлетняя, зловредная, люблю пакости людям делать. Ну,  какова, какова: рост – так гренадер! А ножка, ножка – костяная! А лицо – засмотришься: зубки торчком, носик крючком, а волосики паклей!);   Бармалей  ( хорош! Ну,  хорош! Что усы, что сабля.   А со спины?  Вылитый людоед! А с боку? Да, да я -  злой разбойник!   В общем  - милашка!)
- Баба Яга пробует  любимое блюдо ( ах,  какой настой! Тут тебе и коренья, и травки,  мухоморчики непременно, а еще лягушачьи лапки и крылышки летучей мыши); медведь лакомится медом ( подошел к дереву, где есть мед лесных пчел, постучал, послушал. Да, полное дупло меда! Залезаю. Эх,  лапа не достает! Надо что – то придумать! А, вот дерево подходящее, тяну , тяну из земли. Ух, вытянул.  Скорее встать на него, и запусить лапу в дупло…   Вот он, вот он  - мед. Открываю рот и наслаждаюсь! Ай! Ой! Пчелы!  Все,  все убегаю!!!)
- Лисичка – сестричка выслушивает комплименты ( и шубка – то у тебя рыжая, и хвостик - то у тебя пушистый, на ногах – черные чулочки. Ушки – на макушке, все, что надо слышишь, все, что надо    знаешь. Умница – красавица,  рыжая плутовка);  зайка ( веселый зайка, умеешь своих сородичей рассмешить, не боишься самого волка, храбрый,  самый бесстрашный заяц в лесу ).
2.3 Загадки – пантомимы: отгадать
- в овощном магазине – какой товар нужен покупателю (арбуз и виноград);
- в зоопарке – кто сидит в клетке (обезьяна и медведь).
(
В предлагаемых упражнениях водящим предлагается карточка с указанием персонажа, которого нужно изобразить).
3. Показать руками или пальцами:
- идем со мной;
- давай помиримся!
- я боюсь!
4. Показать частями тела:
- как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;
- как твой палец говорит: «Иди сюда!»;
- как твое ухо говорит: «Я слышу птичку»;

- как твой нос говорит: «Ах, как мне  нравится!».
5
. Пластические этюды на творческое воображение.
К.С. Станиславский в свое время говорил, что творчество начинается с магических слов «Если бы…», т.е. с предлагаемых обстоятельств.
5.1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:
- аквариум с экзотическими рыбками;

- костер.
5.2. Передать книгу друг другу так, как будто это:
- кирпич,
- кусочек торта.
5.3  Взять со стола карандаш и передать его  так, как будто это:
- червяк, попавший на лопату садовода ( взять в руки, рассмотреть: действительно ли это червяк);  вы – рыбак, ваши действия;   вы – биолог, к вам попал новый вид кольчатых.  
-
маленький котенок, сбежавший от мамы – кошки;  вы – маленький ребенок, увидевший первый раз в жизни котенка;  случайный прохожий, наткнувшийся на котенка.
В.: Перейдем теперь к взаимодействию детей и взрослых.

                                                 КАРТИНА «ЦЫПЛЕНОК И УТЕНОК».
Участвуют: Рассказчик,  Цыпленок, Утенок (взрослые), цветочки,  бабочки, червячки, рыбки (дети).
Оборудование: атрибуты на штоках: Солнце, Месяц, Червячки; платковые: Бабочки; большие напольные : Цветочки; варежковые : Рыбки;
 ширма, маски утенка и цыпленка.

Рассказчик:  Вылупились из яйца Утенок и Цыпленок. Утенок сказал

Утенок: Я вылупился!

Рассказчик: Цыпленок сказал...

Цыпленок: Я тоже!

Рассказчик: захотел Утенок пойти погулять и говорит...

Утенок: Я иду гулять!

Рассказчик: Цыпленок ему отвечает...

Цыпленок: И я тоже!

Рассказчик: Вот в небе показалось солнышко... (ребенок поднимает солнышко). Утенок говорит: 

 Утенок: А я вижу солнышко!

Рассказчик: Цыпленок отвечает...

Цыпленок: И я тоже!

Рассказчик: Вот солнышко спряталось... (Солнце опускается за ширму). Утенок говорит...

Утенок: А я не вижу солнышка.

Рассказчик: А Цыпленок ему отвечает...

Цыпленок: И я тоже!

Рассказчик: Стал Утенок рыть ямку и говорит...

Утенок: Я рою ямку!

Рассказчик: И Цыпленок говорит...

Цыпленок: И я тоже!

Рассказчик: Тут Утенок увидел червячка и сказал... (На ширме появляются штоковые червячки).

Утенок: Я вижу червячка!

Цыпленок: И я тоже!

Утенок: А я съем червячка! (Прыгает к червячку, червячок исчезает).

Цыпленок: И я тоже! (Прыгает к червячку, червячок исчезает).

Рассказчик: Тут над полянкой стали летать бабочки... Утенок говорит...

Утенок: А я вижу бабочек!

Рассказчик: И Цыпленок говорит...

Цыпленок: И я тоже!

Рассказчик: Бабочки летали, а Утенок с Цыпленком их догоняли. Вдруг бабочки улетели (бабочки исчезают за ширмой), и Утенок говорит...

Утенок: А я не вижу бабочек...

Рассказчик: И Цыпленок сказал...

Цыпленок: И я тоже!

Рассказчик: Шли они, шли — и увидели озеро (дети  убирают бабочек и поднимают плоскостное озеро). Утенок увидел озеро и говорит...
Посмотри, какое озеро, да в нем рыбки!
Рассказчик: а рыбки плавали на поверхности озера, выпрыгивали из воды, снова плавали, а потом увидели Утенка и Цыпленка и спрятались за водяной куст. Утенок сказал…

Утенок: А я буду купаться!

Рассказчик: Но тут Цыпленок подумал, подумал и говорит...

Цыпленок: А я не буду.

Рассказчик: Утенок очень удивился, и спрашивает Цыпленка...

Утенок: Почему?

Рассказчик: А Цыпленок ему отвечает...

Цыпленок: Я плавать не умею.
Рассказчик: Цыпленок решил позагорать, Утенок плавал, весело плескался в воде, а Цыпленок сидел на травке. Вот Утенок выкупался, Цыпленок позагорал — и пошли они дальше гулять. Озеро скрывается за ширмой.

Рассказчик: Вот на небе появился месяц... (ребенок поднимает месяц.) Утенок говорит...

Утенок: Мне пора спать.

Цыпленок: И мне тоже!

Утенок: До свидания!

Цыпленок: До свидания!
Рассказчик: Разошлись Утенок и Цыпленок по домам. А Месяц и говорит:
Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

И, наконец, картина, где родители будут самостоятельно находить решения ситуациям, т. е.  импровизировать.

                                                      КАРТИНА «ЛЕТЕЛ МОТЫЛЕК»

В.: предлагаемые обстоятельства:
Мотыльки «летают» по залу и самостоятельно подлетают к любому цветку.

Летел мотылек.
Порхал мотылек.
Присел отдохнуть на ... цветок.

«Цветы» подбирают себе  какой-нибудь  эпитет  (прилагательное), подходящий к образу цветка (красивый, прекрасный, добрый, славный, замечательный...).

Далее Мотылек взлетает и, проговаривая те же слова, летит к другому Цветку. Игра продолжается...

Этот этюд попробуем представить как   мини - спектакль.

Атрибуты: плоскостные деревья, солнце на штоке, большие напольные куклы – цветы, платковые куклы – мотыльки.

Раннее утро. На сцене «спят» цветы (стоят на одной коленке, на другой лежит головка цветка). На заднем плане сцены стоят плоскостные деревья. За одним деревом прячется исполнитель с Солнцем. В центре сцены сидят дети с Бабочками (которые лежат у них на коленях).

Под музыкальное сопровождение над деревом поднимается Солнышко. 

Ведущий:        Утром солнышко проснулось,

Приоткрыло глазки,

Всё на свете улыбнулось,

Расцвело как в сказке!

Звучит музыка, Цветы просыпаются, потягиваются, прихорашиваются, кланяются друг другу.

Затем просыпаются Мотыльки. Сначала они слегка пошевеливают крыльями, затем взмахивают ими и начинают летать по сцене (танцевальная импровизация). 

1-й Мотылек:         Летел мотылек,

Порхал мотылек,

Присел отдохнуть... (садится на любой Цветок) 

Цветок:         На красивый (чудесный, весенний и т. д.) цветок!

Так Мотыльки по очереди летают, проговаривают эти слова, присаживаясь на разные Цветы, которые сами придумывают себе эпитет (на любимый цветок, на прекрасный цветок, на маленький цветок и т. д.). 

Ведущий:                Вот уже вечер наступает,

Солнце глазки закрывает,

Спать ложатся все цветы,

Улетают мотыльки.

Мотыльки садятся в центре, Солнышко прячется за дерево, Цветы ложатся спать.

Мастер - класс уже закончен

Что же вам ещё сказать!

Разрешите на прощанье

Вам здоровья пожелать,

Не болейте, не старейте, не сердитесь никогда

И такими, как сегодня, оставайтесь навсегда!

Составила   воспитатель Заносова Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный театр, как средство творческого развития ребенка.

Консультация для родителей воспитатель Артюх И.В.Тема: «Кукольный театр, как средство развития творческого ребёнка» Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчес...

Игра в театр – как средство общения с ребенком дома.

Все начинается с детства. Какое оно у ваших детей? Вы об этом задумывались? Ведь это важно — что ребенка окружает в детские годы.Игра в театр – как средство общения с ребенком дома.«Как часто родители...

семейный театр-как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй

В данной презантации рассказывается о взаимодействии работы дошкольной организации с сеьями воспитанников. Семейный театр помогает развить творческие задатки, стимулировать равитие психических процесс...

Трудовое воспитание - как средство взаимодействия с ребенком

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Тру...

Проект «Семейный театр как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»

1. Проект «Семейный театр как средство взаимодействия  дошкольного образовательного учреждения с семьей" 2. Фотоматериал...

Социально - Экологический проект Тема: «Вторая жизнь полиэтиленовых/ целлофановых пакетов» по средствам взаимодействия семьи, ребенка и детского сада.

Цель проекта:  Привлечь внимание родителей и детей к проблеме загрязнения окружающей среды, превращая отходы в полезные и красивые вещи, поделки, игрушки, элементы декора. А так же способствовать...