Консультация «Лэпбук - как форма совместной деятельности взрослых и детей»
консультация (старшая группа) на тему

Леднева Ольга Викторовна

 

      Лэпбук это самодельная бумажная  или на картонной основе папка,   в которую собирается материал по определенной теме. Это заключительный этап изученной темы.

      Возникают вечные вопросы: как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на занятиях, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме? Среди различных способов достижения этой цели мы решили попробовать использовать технологию лэпбук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Лэпбук -  как форма совместной деятельности взрослых и детей»


Что такое лэпбук?

      Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки. Он представляет собой интерактивную папку. Это самодельная бумажная  или на картонной основе папка, на которую наклеены мини книжки, простые и фигурные кармашки, гармошки, стрелки , дверцы, окна с подвижными деталями, из которых ребенок может доставать, перекладывать, дополнять, подрисовывать, складывать, играть по своему усмотрению.

      В лэпбуке собирается материал по определенной теме. При этом лэпбук– это не    просто поделка. Это заключительный этап изученной темы. Чтобы заполнить лэпбук,  нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изучение материала, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

      Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Возникают вечные вопросы: как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на занятиях, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?

Среди различных способов достижения этой цели мы решили попробовать использовать технологию лэпбук.

    

Какова практическая значимость лэпбука?

 

1.Значение лэпбука для педагога:

  • способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования
  • способствует оформления результатов совместной проектной деятельности
  • способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы  с детьми.

2.Значение лэпбука для ребенка

  • способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме (особенно если ребенок визуал)  и приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме. Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
  • рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

  • в процессе изготовления и использования лэпбука совершенствуются конструктивные навыки работы с различным материалом, ножницами, художественными средствами.
  • при регулярном использование лзпбуков развивается творческое и конструктивно-абстрактное мышление

3.Значение лэпбука для родителей

Лэпбук – хорошая форма, позволяющая привлечь родительское сообщество к совместному сотрудничеству детей и взрослых и включению вторых в образовательный процесс. 

 

Преимущество лэпбука (образовательный эффект)

Помогает:

  • Структурировать сложную информацию
  • Развивать познавательный интерес и творческое мышление
  • Разнообразить даже самую скучную тему
  • Учит простому способу запоминания
  • Объединяет  всю семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия
  • Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. 
  •  Хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
  •  Внутреннее наполнение можно менять и обновлять по желанию!

Лэпбук – разновидность метода проекта

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

а) целеполагание (выбор темы): тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Но лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы.

б) разработка лэпбука (составление плана): лэпбук — это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Как правило все задания имеют развивающий характер и направлены на:

  1. развитие речи, познавательных процессов, мелкой моторики;
  2. может проходить знакомство с терминологией;

  1. использоваться связь с жизнью, межпредметные связи;
  2. может быть предложена работа с геометрическим материалом и т.п.

На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы и особенностей детей.

в) выполнение (практическая часть): теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой — текста, до игр и заданий. И всё это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д.

Лучше сделать зарисовку на черновике стандартного формата — листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:

  • Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую, проще сделать своими руками.
  • Бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера (она прочнее обычной цветной бумаги), но и просто белые листы подойдут, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо. К тому же, сейчас огромное количество видов картона, оформительской бумаги, пленки, пластиковые конверты, уголки. Можно использовать, все, что есть под рукой, главное, чтобы было прочно, выдержало многоразовые просмотры.
  • Ножницы, клей-карандаш для бумаги, степлер, скотч.
  • Могут понадобиться скрепки. Все зависит от вашего воображения.

Самый кропотливый этап практической части – создание шаблона. В соответствии с макетом (зарисовкой) надо сделать шаблон папки в натуральную величину. Можно создать шаблон вручную, можно на компьютере, используя специальные программы или в Word.

Шаблон распечатываем, вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Лэпбук готов! Можно заниматься.

г) подведение итогов (защита проекта).

Плюсы лэпбука:

    1.Использование разных форм организации деятельности ребёнка (индивидуальная, парная или групповая работа).

Воспитатель выступает не в роли источника информации, а в роли консультанта.

  1. Эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

  1. Ручная работа.
  1. Развивающие задания.
  2. Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.

Заключение

В условиях модернизации образования, воспитателю  необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на занятии, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача воспитателя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида № 31 « Берёзка»

Консультация для воспитателей

Лэпбук -  как форма совместной деятельности взрослых и детей


Воспитатели: Н.В. Сидоренко

О.В. Леднева

г. Юрга


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомьтесь ЛЭПБУК Воспитатели: Н.В. Сидоренко О.В. Леднева МБДОУ ДС КВ № 31 «Берёзка» г. Юрга

Слайд 2

Что такое лэпбук ? Lapbook – это самодельная интерактивная тематическая папка, в которой собраны материалы на одну тему. Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей.

Слайд 3

Зачем нужен лэпбук ? Лэпбук – это отличный способ для ребенка, играя закрепить пройденный материал. Лэпбук учит ребенка самостоятельно собирать и организовывать информацию, формируя навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группе, г де одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. Это просто интересно!

Слайд 4

Из чего состоит лэпбук ? Лэпбук – это папка, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме лэпбука : от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации. Каждый лэпбук уникален, как уникален его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания.

Слайд 5

С чего начать? Определение темы Тема для лэпбука может быть любая: и нтересные события, увлечения детей, т емы недели, л итературные произведения, г ерои мультфильмов и т.д. Тема для лэпбука должна быть: и нтересна ребенку, в ыполнима (соответствовать возрасту), о ригинальна.

Слайд 6

Составление плана Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук Пример плана лэпбука «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» Дежурство в уголке природы Расскажи – ка ! Загадки Строение комнатных растений Паспорт комнатных растений 6. Комнатные растения для человека 7. Уход за растениями

Слайд 7

Следующий этап самый интересный. Теперь надо продумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, т. е. нарисовать макет будущей папки. Макет лэпбука

Слайд 8

Оформление и сборка Формы и представления могут быть любыми. От самого простого – текстового, до развивающих заданий, игр. И все это можно разместить на разных элементах: - в кармашках - блокнотиках - мини-книжках - книжках-гармошках - вращающихся кругах - конвертиках разной формы - карточках - р азворачивающихся страничках - вырезанных и самостоятельно нарисованных картинках

Слайд 9

Лэпбук – разновидность метода проекта Создание лэпбука содержит все этапы проекта: целеполагание (выбор темы) разработка лэпбука (составление плана) выполнение (практическая часть) подведение итогов Лэпбук – эффективное средство для обучения и запоминания информации Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации

Слайд 10

Лепбук – вид совместной деятельности взрослого и ребенка Лэпбук можно рассматривать как один из способов взаимодействия воспитателя, родителей и детей, где взрослые помогаю организовать деятельность ребенка, направляют, совместно играют. Лэпбук - это интересно, доступно и не очень затратно в сравнении с нашими дорогими развивающими игрушками. Лэпбук - средство для повышения педагогического мастерства, проявления креативности, компетентности педагога.

Слайд 11

Спасибо за внимание! Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы совместной деятельности взрослого и детей дошкольного возраста.

С изменением концепции дошкольного образования происходят изменения в организации образовательной деятельности с детьми. На смену традиционным формам пришли формы деятельностного и личностно - ориенти...

"Разговор – форма совместной деятельности взрослого и детей"

Вся работа с маленькими детьми должна быть организована как "развивающая болтовня". К.Д. Ушинский...

"Рассказывание – форма совместной деятельности взрослого и детей"

В материале представлены задачи, виды рассказывания как формы совместной деятельности воспитателя с детьми и основные требования к ним....

Коллекционирование как форма совместной деятельности взрослых и детей

Статья из опыта работы с учетом ФГТ, о том, что коллекционирование является доступной, интересной, результативной формой совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей. Основные формы совместной деятельности взрослых и детей

Характеристика основных форм совместной деятельности взрослых и детей....

Брошюра для педагогов "Буктрейлер - как форма совместной деятельности взрослого и детей при формировании интереса детей старшего дошкольного возраста к сказам П.П.Бажова"

Брошюра для педагогов "Буктрейлер - как форма совместной  деятельности взрослого и детей при формировании интереса детей старшего дошкольного возраста к сказам П.П.Бажова...