Театрализованная деятельность, как процесс развития ребёнка.
консультация (средняя группа) на тему

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность,

как процесс развития

ребёнка.

(консультация)

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамогочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным (Н.В. Самоукиной) в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

«Театрализованная игра» - «театральность» - «театр» - это ряд однокоренных слов указывает на родство театрализованных игр с театром. Театр - всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Он несёт в себе особый, лишь ему одному присущий, познавательный элемент, своё особое видение мира, в отличии от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки и др.) (Е.В. Семёнов, К.С. Станиславский).

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. связанные с;

- художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

-   развитием   коммуникативных   качеств   личности   (обучением   вербальным   и невербальным видам общения):

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии. речи (диалога и монолога);

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием  напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует намять и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям — прежде всего детям - осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. - невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются! в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом, огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных учреждениях.

Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы., звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать, выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,  собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняя роль, произносимые' реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажем, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эпатии, то есть способности распознавать состояние человека но мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности и чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависит от родителей и воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решить многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Итак, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка, позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Таким образом, для развития ребёнка в театрализованной деятельности, педагог обязан:

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в) едином педагогическом процессе:

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой. Перспективное планирование на год.

В  статье кратко описаны актуальность темы, задачи, методы работы по развитию творческих способностей детей среднего возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомлени...

Театрализованная деятельность как средство развития личности ребёнка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художестве...

Публикация на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития личности ребёнка"

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциона...

Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие ребёнка.

Возникнув еще на заре человеческой цивилизации, театр до сих пор остаётся одним из основных видов искусств. Во многом театральная жизнь в обществе является показателем уровня развития его культуры, пр...

Программа профессионального самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка»

Программа профессионального самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка»...