Развитие творческого мышления и речи посредством конструирования
презентация на тему

Кузнецова Татьяна Александровна

Как конструирование помогает развивать мышление и речь ребёнка. Материал для педагогов и родителей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие творческого мышления и речи посредством конструирования» Кузнецова Татьяна Александровна. воспитатель, 1КК 2016г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад»

Слайд 2

Сегодня окружающий мир переполнен условными знаками и символами

Слайд 3

Мыслительные операции: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование – позволяют легко осваивать новое, развивать самостоятельность и активность мышления, сформировать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

Слайд 4

Начало истории: «Дядюшка Дима оставил большой и дружной семье огромную усадьбу с самым настоящим зоопарком, в котором жили: жираф, крокодил, лев и другие животные. Но оказалось, что воды, которая нужна для питья и ухода за животными, просто нет. Водопровод неисправен, а колодца никакого нет»

Слайд 5

2 этап: постройка фонтана на берегу моря, идея напоить животных водой из фонтана

Слайд 6

3 этап: строительство завода на берегу моря для переработки морской солёной воды в пресную 4 этап: для строительства завода нужна техника – бетономешалка, кран, экскаватор 5 этап: строительство кафе на берегу моря для приёма гостей

Слайд 7

Создание истории в печатном виде: поэтапное развитие сюжета. Предложено задание: частично разобрать постройку и затем восстановить её команда «инженеры-изобретатели»



Предварительный просмотр:

Кузнецова Татьяна Александровна

воспитатель МАДОУ ЦРР - детский сад

городской округ Красноуфимск

Развитие творческого мышления и речи

посредством конструирования.

2 слайд:

Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили раньше менее стремительно, чем сегодня. Сегодня окружающий мир переполнен условными знаками и символами.     Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, т.к. развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям.

На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребенка является высокое речевое развитие.

3 слайд:

Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам.

Главное - создать условия для самостоятельного поиска детьми решения задач, не предлагать при этом никаких готовых способов, образцов решения. Помочь ребенку овладеть такими мыслительными операциями, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Такие умения позволят легко осваивать новое, развить самостоятельность и активность мышления, сформировать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления. Способность человека анализировать и грамотно рассуждать - одна из основополагающих черт, присущая успешным людям, добившимся в жизни определенных целей и высот. Развитое творческое мышление в сочетании с богатым воображением обеспечивает способность человека мыслить творчески, а также неординарно подходить к решению поставленных перед ним задач. В буквальном смысле логику можно определить, как рассуждение, мысль и речь. И не столько важны знания, с которыми ребенок поступает в школу, как его желание получать новые знания, способность рассуждать и фантазировать.

Дети 6-го года жизни овладевают обобщённым способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предлагаемой постройки. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает деятельность. Используют и называют различные детали  конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.

4 слайд:

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Кроме того, тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Самый главный признак, отличающий мышление от других психических процессов, - направленность на открытие новых знаний в процессе решения какой-либо задачи. 

Дети с помощью занятий Лего — конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.

Работа с конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Включение детей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

Игры с Лего-конструктором повышают мотивацию к обучению (т.к. при этом требуются знания практически всех учебных дисциплин - от искусства и истории до математики и естественных наук). Таким образом, игру с лего с легкостью можно превратить в игровой урок с использованием кубиков в качестве материалов и пособий.
В процессе игры у детей легко вырабатывается естественный интерес к проектированию и созданию различных моделей. Ну а Лего предлагает модели из самых разных областей жизни и техники, вплоть до научно-фантастических.

В чем мы убедились ещё раз во время подготовки к региональный конкурсу по использованию образовательных конструкторов для развития речи обучающихся в образовательной деятельности «Битва историй» организованный Центром образовательной робототехники ИРО Свердловской области. В конкурсе было предложено задание: придумать увлекательную историю из пяти сцен о том, что случилось, когда герои сюжета узнали, что у них нет воды, чтобы напоить всех животных в зоопарке, визуализировать её с помощью образовательного конструктора и представить её другим участникам конкурса и членам жюри через видеоролик.

Творческая группа мальчишек и девчонок под руководством двух воспитателей собралась в зале, мы принесли разные конструкторы и стали фантазировать, выстраивая сюжет. Детям было предложено начало истории (на слайде).  И началась постройка с большой усадьбы:  у ребят получился большой красивый дом, рядом загон с домашними животными, газон для выращивания цветов. Затем создали зоопарк, обсудили, каких диких животных мы поселим в зоопарке.

5 слайд:

Раздумывая над проблемой о воде, девочки предложили построить фонтан. Во время постройки фонтана у детей возникла идея с морем.  Сначала решили напоить животных водой из фонтана. Первая идея была:  перевозить животных на машине к фонтану. Но рассуждая, пришли к выводу, что диких животных перевозить опасно и сложно; намного проще будет привезти воду из фонтана, чтобы напоить животных, но этим проблема не решалась.

6 слайд:

Тогда пришли к решению на берегу моря построить завод по переработке морской воды в пресную и  починить водопровод. Для постройки завода собрали и привезли технику: бетономешалку, кран и экскаватор. Когда проблема с водой разрешилась, ребята предложили построить  кафе, куда будут приезжать люди, решившие посетить ферму с зоопарком. А на усадьбе зацвели красивые цветы.

Во время выполнения творческого задания дети не только фантазировали, но и актуализировали уже имеющиеся у них знания, активно общались друг с другом, налаживая диалог, принимали позицию партнёра и дополняли её своими идеями, работали парами и группами в зависимости от сюжета.

7 слайд:

Голдырева Лиза и Турышева Лера – главные участники команды «Инженеры-изобретатели», которым предстояло систематизировать развитие событий в истории и на видео рассказать о постройке, они с большим удовольствием создавали «историю дружной семьи», придумывали имена героям.

Кроме видеоролика нам нужно было представить историю в печатном виде, а для этого нам предстояло сфотографировать поэтапное создание истории. И девочкам было предложено задание: частично разобрать постройку, а затем воссоздать её.

Однако рассказать всю историю с показом отдельных деталей детям оказалось сложнее, чем собрать из конструктора. Поэтому я считаю, что нужно не просто конструировать, а проговаривать каждый шаг. Придумывать такие вопросы и задания, чтобы ребёнок рассуждал, рассказывал сюжет, обосновывал ход действий. Конструировать с ребёнком можно и нужно не только из конструктора, а также из природного материала, геометрических фигур, счётных палочек, бумаги, коробок. Например, мой сын любит конструировать из трубочек, моторчиков, проводов, рычагов, колёс и других механизмов и их деталей, используя при этом клей и паяльник, конечно паяльник пока с помощью взрослого. У него уже в 6 лет проявляются способности инженера-изобретателя.

Всего на конкурс было подано 59 работ, над которыми работали 224 ребёнка. Наша команда «Инженеры-изобретатели» стала победителем заочного этапа конкурса «Битва историй» в номинации 6-8 лет  и получила приглашение на очную защиту своей работы 21 октября 2016 года в городе Екатеринбурге.  Работу детей вы можете увидеть на видео.

Видео – просмотр.

Чем чаще и разнообразней ваш ребёнок будет «что-то конструировать», рассуждать и рассказывать сюжетные истории, тем более совершенной станет его речь и образ мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

Итоговая  проектная работа по развитию мышления и  речи детей через ТРИЗ - РТВ технологию. ...

Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...

«Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...

Тема семинара: "Развитие творческого мышления и речи детей через современные технологии"

laquo;Развитие творческого мышления и речи детейчерез современные технологии» 2 СЛАЙД"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,но его надо научить ориентироваться в совреме...

Развитие творческого мышления и речи дошкольников через ТРИЗ-технологию

Консультация предназначена для воспитателей детского сада по использованию ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками...