" Роль музыкально-ритмических движений в развитии творческих способностей детей"
консультация (младшая, средняя группа) на тему

Кобозова Вера Васильевна

Консультация для родителей и воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzykalno-ritmicheskih_dvizheniy_v_razvitii_detey.docx17.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкально-ритмических движений в воспитании детей

Зачастую музыкальный предмет считается бесполезным занятием: «два притопа, три прихлопа» и больше ничего, но на самом деле это заблуждение. В качестве примера можно привести зарубежный опыт. В США и Японии музыка введена в качестве ежедневного урока, начиная с детского сада. Что же касается нашей страны, то занятия музыкой многими считаются не обязательными, если конечно ребенок не собирается учиться в музыкальной школе. Однако знания о том, какие возможности открывает перед ребенком музыка, заставляет прогрессивных педагогов относиться к ней совсем иначе.

Нейропсихологи считают, что музыкальные способности – часть биологического наследия человека, они есть у каждого здорового ребенка. Нельзя дать им пропасть, потому что,  подавляя развитие каких-то отдельных способностей, мы тормозим развитие  всех  способностей, которые заложены природой в ребенке.

Для развития музыкальных способностей необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности, один из которых – музыкальное движение.

Музыкально-ритмическое движение – это еще один способ возможности «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность педагога  найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько «заразить» детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыке. Необходимо с ранних лет развивать в детях способность «внутреннего проигрывания» музыки, «пластического пропевания» ее каждой клеточкой своего тела, своей души.

Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас «договаривают» тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно, но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки; от покачивания корпусом до радостного танца; от легкого шага до хоровода.

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. На занятиях крайне важна свобода творчества.

Музыкально-ритмическое движение помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Воплощение эмоций, вызванных музыкой, в музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения. Музыкально-ритмическое движение всегда индивидуально, самоценно, самостоятельно и выражает волевую готовность ребенка к исполнительскому и продуктивному творчеству. В процессе движения под музыку ребенку предоставляется возможность выразить музыкальный образ ритмически, эмоционально точно.

Сначала это происходит с помощью взрослого, а потом самостоятельно. Даже элементарные движения: топ, шлеп, хлоп, верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга.

Для музыкального движения на занятии  очень важен выбор репертуара. Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Поэтому нужно быть очень осторожными с использованием классических шедевров. «Осенняя песня» П.И. Чайковского – это бесконечная тоска и безысходность взрослого человека. Тело ребенка в момент звучания этой музыки не сможет откликнуться, он не понимает, не чувствует. Хотя эта музыка и включена в дошкольную программу по музыкальному воспитанию, она не для детей. Можно двигаться под музыку Шумана «Поры», но ведь эта пьеса о первой юношеской любви, ее порывах, отчаянье и поэтому тело пятилетнего ребенка не способно откликнуться на такие чувства. А значит, эта музыка пройдет мимо его души, его сознания. Нужно выбирать музыку, которая будет  побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. 

Задача педагогов состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки. Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач, причем любых, не только музыкальных. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Танцевальная и музыкально-ритмическая деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников"

данный проект помогает развить творческие способности детей через эффективное использование системы форм, методов и приемов хореографического обучения...

Музыкально-ритмические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. "Волшебный сундучок домовенка"

Доминантное занятие с использованием музыкально-ритмических игр, направленное на развитие чувства ритма у детей 4-7 лет...

"Музыкально - ритмическая деятельность как средство развития творческих способностей детей".

Статья,  раскрывающая понятие "Музыкально - ритмическая деятельность"....

«Роль художественно-эстетического воспитания в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

Из опыта работы. Какую роль играет художественно - эстетическое воспитание в развитии творческих способностей....

Сообщение из опыта работы на тему: «Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей»

1слайд. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие способности детей, развивает в них нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать...

"Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей"

Народное декоративно-прикладное искусство — является одним из важнейших средств художественного воспитания детей в дошкольном возрасте. Раннее развитие творческих способностей уже в дошкольном д...