Главные вкладки

    Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей
    консультация (младшая группа) по теме

    Слюсарева Инна Сергеевна

    Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственными действиями, и вообще ничего не понимает, всего за несколько месяцев практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой как язык.

    Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками. Трогая предметы, ощупывая их, развивая движения пальцев рук, они как бы подготавливают почву для развития речи, так как, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других.

    Многие игры и упражнения, направленны на развитие мелкой моторики, дошли до нас из глубины веков. Во все времена люди понимали значение ловкости рук как важного условия приспособленности человека к труду, а значит и к жизни. 

    Развивать ручку ребёнка начинали очень рано, ещё на первом году его жизни. Загибая и разгибая пальчики малыша, ласково массируя их, мама сопровождала свои движения шутливыми стишками, нерифмованными диалогами, забавными песенками.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи ребёнка.

    Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственными действиями, и вообще ничего не понимает, всего за несколько месяцев практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой как язык.

    Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками. Трогая предметы, ощупывая их, развивая движения пальцев рук, они как бы подготавливают почву для развития речи, так как, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других.

    Многие игры и упражнения, направленны на развитие мелкой моторики, дошли до нас из глубины веков. Во все времена люди понимали значение ловкости рук как важного условия приспособленности человека к труду, а значит и к жизни.  

    Развивать ручку ребёнка начинали очень рано, ещё на первом году его жизни. Загибая и разгибая пальчики малыша, ласково массируя их, мама сопровождала свои движения шутливыми стишками, нерифмованными диалогами, забавными песенками.

    Так появилась особая разновидность пестушек (название этим играм с малышами дал глагол «пестовать»). Они эмоциональны и увлекательны, могут иметь занимательный сюжет, рассказывать о предметах, явлениях природы, животных, людях и их деятельности

    В ходе этих игр малыши, повторяя движения взрослых, развивают двигательные навыки кистей рук, вырабатывают ловкость пальчиков, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    Современные исследования физиологов объясняют положительное воздействие пальчиковых игр: нормальное усвоение речи ребёнком происходит при одновременном развитии общей двигательной моторики и тонких движений рук. Систематическое использование упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, оказывает стимулирующие влияние на развитие речи ребенка и повышает работоспособность коры головного мозга.

    Пальчиковые игры дают возможность не только развивать речь и мелкую моторику, но и помогают  родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их. Вместе с этим, благодаря таким играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

    Можно сделать вывод, что использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям не только развивать речь и увеличить словарный запас, но и:
    1. Подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу.
    2. Предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников.

    3. У малыша развиваются воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать» руками целые истории.
    4. Стимулировать фантазию, проявлять творческие способности.    

    5. Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности невербального общения.

    6. Развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо.
    7. Развивать память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.



    Предварительный просмотр:

    Похожее изображение

    Консультация для родителей «Зимние игры и развлечения»

     

    Прогулка - это источник новых впечатлений и радостных эмоций. Если продумать игры на прогулке с малышом заранее, то после нее он будет чувствовать себя бодрым и веселым, узнает много нового.

    Хорошо, если ребенок зимой находится на свежем воздухе до 4-5 часов в день. Нужно постепенно приучать малыша выходить на улицу в любую погоду, все зависит от самочувствия ребенка, степени его закаленности, подвижности, температуры воздуха, от того, как он переносит мороз, ветер, влажность воздуха.

    Вот несколько вариантов зимних игр, которые помогут ребенку не скучать и не мерзнуть на прогулке, одновременно развивая у него ловкость, выносливость.


    «Зайка беленький сидит»

    В игре участвуют мама и ребенок. Мама читает стихотворение. Ребенок выполняет движения, о которых она говорит.

    Зайка беленький сидит – малыш садится на корточки.

    Он ушами шевелит – поднимает вверх руки и шевелит попеременно то правой, то левой ладошкой.

    Зайке холодно стоять – прижимает согнутые в локтях руки – получаются лапки зайца.

    Зайка хочет погулять – ребенок переступает с ноги на ногу, приседает.

    Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть – встает, потирает руки, топает ногами.

    Зайка мишку увидал – мама изображает медведя, рычит.

    Зайка – прыг, и ускакал – малыш старается ускакать от медведя.

     

    «С кочки на кочку»

    Мама чертит на снегу круги диаметром 30 - 40см. Расстояние между кругами 40 - 50см. Малыш выступает в роли лягушонка. Ему надо прыгать с кочки на кочку.

     

    «Сбеги с горочки»

    Мама предлагает ребенку забраться на небольшую горку с пологим склоном, а потом медленно сбежать вниз, к ней.

     

    «Меткий стрелок»

    Вместе с ребенком сделать куличики из снега, выстроить их в ряд, поместить друг на друга. Научит лепить снежки, предложить снежком попасть в куличик.


    «Барьеры»

    Взрослый лопатой собирает снег и превращает его в барьеры различной величины. Ребенок быстро перебирается через все барьеры, не задев их.

     

    «Снеговик», «Катание с горки», «Ледяные дорожки»

    Эта игра помогает ребенку удерживать равновесие на льду. Выполняется с помощью взрослых.

     

    «Крепость»

    Вместе с ребенком строится снежная крепость. Попросите ребенка принести снег в лопатке, учите его делать снежки. Показываете, катая маленький снежок, как он становится большим комом. Ставьте большие комья друг на друга.

     

    «Следопыт»

    Взрослый идет по чистому снегу, стараясь делать шаги как можно меньше. Задача ребенка – идти по следам, попадая след в след.

     

    Картинки по запросу Картинки с зимними забавами



    Предварительный просмотр:

     Консультация для родителей «Комплекс мер, способствующих ручной умелости»  

       Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Учеными доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

       Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

    Помните, что упражнения должны быть доступны и соответствовать возрасту ребёнка.

    Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

    Комплекс занятий, способствующих ручной умелости

    • Запускать пальцами мелкие волчки.
    • Разминать пальцами пластилин, глину.
    • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
    • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался).
    • Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
    • Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
    • Показать отдельно только один палец — большой.
    • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
    • Кистями рук делать  «фонарики».
    • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
    • Махать в воздухе только пальцами.
    • Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались).
    • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
    • Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку.
    • Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
    • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
    • Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
    • Складывание матрешек, пирамидок.
    • Игра с вкладышами.
    • Рисование в воздухе.
    • Игры с песком, водой.
    • Мять руками поролоновые шарики, губку.
    • Шить, вязать на спицах.
    • Рисовать, раскрашивать, штриховать.
    • Резать  ножницами.

    Все эти упражнения просты, но эффективны. Главное, что требуется для достижения положительного результата – Ваше терпение и любовь к ребенку. При выполнении этого условия любое совместное ваше с ребенком занятие будет полезным и развивающим.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Пальчиковая гимнастика", как средство развития речи детей третьего года жизни.

    «Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли». (В.А. Сухомлински...

    Презентация "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей"

    В презентации описаны причины,по которым необходимо заниматься артикуляционной и пальчиковой гимнастиками, даны рекомендации по их проведению....

    Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей"

    Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детейРечь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вмест...

    Консультация для родителей младшей группы. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»

    laquo;Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, разв...