Методическая разработка «Дом под названием «Семья» (родительское собрание в старшей группе)
материал (старшая группа) на тему

Винничук Светлана  Александровна

Данная методическая разработка по гармонизации внутрисемейных отношений может быть полезна для использования в практической деятельности педагогов. Новизна: Использование приёма моделирования ситуаций, образов дома и детского сада для укрепления и гармонизации детско – родительских отношений. форма работы с семьями воспитанников очень эффективна. Могу говорить об этом с уверенностью, потому после проведения цикла мероприятий для семей воспитанников, в который входит и данное родительское собрание, наблюдается - установление более теплых взаимоотношений между воспитанниками и родителями; - сплочение коллектива родителей в коллектив единомышленников (родители стали более открыты, дружелюбны по отношению друг к другу); - родители начинают доверять педагогу, советоваться с ним, активно предлагать свою помощь в организации образовательного процесса. - возрос интерес к мероприятиям, проводимым группой, детским садом. Хочется надеяться, что слова Л.Н. Толстого "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" относятся и к нашим воспитанникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx158.56 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

В Законе РФ "Об образовании" ст. 18 п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений семьи и образовательной организации, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Совместная работа по укреплению семейных взаимоотношений-это один из способов такого сотрудничества.

Семья играет огромную роль в воспитании  детей. Рождаясь, ребенок видит перед собой родителей. Их пример определяет его поведение не только в первые годы жизни, но всю последующую жизнь. Именно родители ответственны за формирование характера ребенка и его жизненных установок.

Современные семьи переживают сейчас не лучшие времена. Кризис современной семьи выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Причины такого кризиса связаны с ухудшением экономической ситуации в стране. В большинстве семей основные силы и время родители расходуют на материальное обеспечение, отношения  детей и родителей сведены до минимума, увеличилось число случаев непонимания между родителями и детьми.

Именно поэтому проблема благополучных взаимоотношений в семье приобретает особую остроту и актуальность и относится к числу наиболее распространенных и сложных проблем, имеет первостепенное значение при работе  с родителями.

Многие педагоги дошкольных образовательных  организаций испытывают большие затруднения в организации такой работы при недостаточном методическом обеспечении по данному направлению.

Поэтому данная методическая разработка по внутрисемейным отношениям может приобрести особую теоретическую и практическую значимость.

Общепедагогическое и практическое значение проблемы, актуальность работы с родителями и профессионально-личностный интерес, настоятельная необходимость ее безотлагательного решения обусловили выбор темы методической разработки: «Дом под названием «Семья».

Представленная методическая разработка предназначена для работы с воспитанниками 5-7 лет и их родителями (законными представителями).

Новизна методической разработки – использование приёма моделирования ситуаций, образов для укрепления детско – родительских отношений.

Цель методической разработки – создание условий для укрепления внутрисемейных отношений в семьях воспитанников. 

Для реализации цели были определены следующие задачи:

  • воспитывать у дошкольников чувство любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
  • повысить доверие и сплоченность между родителями и детьми педагогическими средствами;
  • способствовать укреплению связей между семьей и Учреждением.

Направление развития – социально – коммуникативное.

Форма проведения – творческая мастерская

Продолжительность: 30 минут.

Предварительная работа

  1. Провести интервью с детьми на тему «Что такое семья?». Записать высказывания детей на видео.
  2. Сделать подборку детских фотографий «Из жизни нашей группы».
  3. Изготовить макет детского сада.
  4. Оформить магазин строительных материалов «Стройярмарка».

На  собрание приглашаются семьи воспитанников в полном составе.

Материалы и оборудование:   Мультимедийный проектор, экран, колонки, магнитофон, бубен, музыкальное сопровождение, видеосюжет, цветные карандаши, бумага, материал для строительства домов, двухсторонний скотч, различные материалы для оформления макета детского сада (ленты, бусы, клей, бумажные цветы, скотч, ножницы, цветная бумага и т.д.), корзины для покупок, разноцветные ленты, макет детского сада.

Ожидаемые результаты: улучшение семейных отношений, укрепление семьи.

Отслеживание результативности работы: наблюдение за семейными взаимоотношениями.

Формы и методы исследования: беседа, наблюдение, анализ вопросов родителей, моделирование ситуации, совместная продуктивная деятельность детей и родителей, ролевая игра.

Область применения: предложенная разработка будет полезна для воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов в период адаптации детей  к обучению в школе, воспитателей групп продленного дня общеобразовательных школ, социальных педагогов, педагогов – психологов, родительской общественности.


Ход собрания

1.Организационный этап

В помещении групповой раздевалки родителей и детей приветствует воспитатель и приглашает их в группу. В группе звучит спокойная и мелодичная музыка. Родители и дети занимают свои места (стулья и столы установлены по кругу).

2. Мотивационный этап

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые взрослые и дети! Я рада приветствовать вас на нашей встрече. И сегодня наш разговор пойдет…    А тему родительского собрания  вы определите самостоятельно.

 Я предлагаю Вам посмотреть видеозагадку, в которой ваши дети своими словами попытаются дать определение одному слову. Ваша задача – отгадать, о чем говорят дети, и сформулировать тему родительского собрания. Внимание на экран.

Слова детей:

Ваня: Это большое счастье. Она должна быть у каждого на свете.

Рита: Они бывают разные – большие и маленькие. Они живут в разных домах и разных квартирах.

Матвей: Это, когда все любят друг друга.

Настя: Это мама, папа, сестра.

Воспитатель: Уважаемые родители, о чем идет речь?

Родители: О семье.

Воспитатель: Верно, сегодня мы будем говорить о семье.

Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность и взаимопонимание.

Думаю, что каждый из Вас, хоть раз в жизни, задумывался над вопросом: «Что же такое семья?». И каждый находил свой ответ. Я предлагаю Вам  поделиться друг с другом своим мнением, своим жизненным опытом. оспитатель проводит с родителями и детьми игру «Веселый бубен»).

Игра «Веселый бубен»

Инструкция: Дети садятся на стулья, образуя круг (внутренний круг), родители становятся за спиной детей (внешний круг). Пока звучит музыка, бубен катится по рукам детей, музыка закончилась – у кого в руках бубен, та команда (родители – ребенок) высказывает свое мнение «Что такое семья?» (3-4 мнения).

Воспитатель: Действительно,

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья - это то, что мы делим на всех.

Всем понемножку и слезы, и смех.

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Семья – это счастье, семья – это дом.

Где любят и ждут и не помнят о злом.

3. Практический этап.

Воспитатель: Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных традиций?

Я думаю, что у каждого есть свой секрет создания  дома под названием «Семья».

И сейчас, я предлагаю Вам, поделиться со мной этим секретом.

Творческая мастерская (совместная деятельность детей и родителей) «Строительство» дома под названием «Семья».

Воспитатель: Предлагаю Вам стать строителями и построить дом под названием «Семья». Первое: вы должны заложить фундамент, то есть выбрать то, что, по вашему мнению, главное в строительстве семьи. Второе: стены – это понятия, которые держат и укрепляют семью. Третье: крыша. Погода в доме, эмоциональное состояние, настроение. («строители дома» выбирают и надписывают понятие сами).

  • Проект дома. (Воспитатель кладет на каждый стол лист бумаги и набор цветных карандашей). Как и в каждом строительстве необходимо создать проект дома. Перед Вами на столах лежат листы бумаги и карандаши. Подумайте, пожалуйста, каким вы хотите видеть свой дом и нарисуйте его.

               

  • Закупка стройматериалов. Сейчас я приглашаю Вас на нашу Стройярмарку.  Прошу Вас, берите корзины для покупок и выбирайте необходимый Вам строительный материал. (В группе оформлен магазин строительных материалов «Стройярмарка», на столах разложены кирпичики для строительства домов,  в роли продавцов – воспитанники детского сада, которые помогают семьям приобрести необходимые им стройматериалы).C:\Users\admin\Desktop\Конкурс методических разработок 2015\Конкурс Винничук\Род собр -Семья 3гр\DSC_0120.JPGC:\Users\admin\Desktop\Конкурс методических разработок 2015\Конкурс Винничук\Род собр -Семья 3гр\DSC_0118.JPG

  • Строительство дома. Теперь, когда у вас есть чертеж и весь необходимый материал, можете приступать к строительству своего дома. (Родители совместно с детьми строят дома, звучит песня Ю.Антонова «Под крышей дома Твоего»).         

Воспитатель: Все дома построены. А теперь, пожалуйста, расскажите о своем доме так, чтобы нам захотелось прийти к вам в гости.

4. Завершающий этап

Совместная деятельность родителей и детей: Украшение макета детского сада.

Воспитатель выносит макет детского сада в центр круга (родители и дети сидят за столами, образуя круг). Материал для украшения макета располагается рядом на подносе.                               

Воспитатель: Хочу Вам представить макет одного дома. Этот дом не имеет названия и ничем не выделяется из множества других таких же домов. Давайте, все вместе украсим этот дом, сделаем его красивым и уютным, чтобы каждому в нем было комфортно и радостно.

Родители совместно с детьми украшают макет.       

Воспитатель:  А сейчас возьмите ленточки (воспитатель раздает разноцветные ленты) и соедините свой домик с любым другим домиком, в котором вам хотелось бы побывать, зайти в гости, подружиться, потом  соедините свои ленточки с этим красивым домом, который мы создали все вместе и возвращайтесь снова в свой дом.                

Теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. У каждого из нас есть свой дом, от каждого дома идут дороги к другим домам и от всех домиков идут дороги в один большой дом. Дом, который мы создали вместе и каждый из вас вложил в него частичку своей души, значит, у всех нас есть один большой дом, где все могут жить вместе.

А как вы думаете, что это за удивительный дом?

Родители и дети:  Детский сад.

Воспитатель: Правильно, это наш чудесный детский сад  и все мы являемся его частью, одной большой и дружной семьей.

5. Рефлексивный этап

Воспитатель: И также как и в любой семье у нас есть свои радости и печали, любовь и взаимопонимание. Мы смеемся и плачем, дружим, иногда ссоримся, но все равно помогаем друг другу, заботимся друг о друге и каждый день познаем мир. (Показ видеосюжет «Наша группа» под спокойную и мелодичную музыку). 

(Воспитатель читает во время демонстрации видеосюжета).

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

Я от всей души желаю вам и вашим семьям здоровья, счастья, любви, взаимопонимания, взаимоуважения. Будьте счастливы! 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Конспект занятия по игровому стретчингу для детей старшей группы"

Конспект физкультурно-оздоровительного занятия с [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3226459","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 150px; "}}...

Методическая разработка для проведения праздника "День защитника Отечества" в старшей группе

Методическая разработка для проведения праздника "День защитника Отечества" в с таршей группе.Проводится с использованием мультимедиа-слайдов. Цель:- воспитывать дошкольников в духе патриотизма, ...

Методическая разработка театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы на тему: "Лесные жители".

Предлагаю методическую разработку театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы. В игру-занятие включены упражнения для развития интонационной выразительности речи ...

Методическая разработка: План работы на тематической неделе с детьми старшей группы: "ОЛИМПИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ"

План работы на тематической неделе с детьми старшей группы: "ОЛИМПИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ"...

Методическая разработка "Совместной музыкально-художественной и речевой деятельности в старшей группе"

Беседа по музыкальным произведениям П.И. Чайковского из "Детского альбома" и составление рассказа "История одного дня из жизни Володи Давыдова" с использованием здоровьесберегающих технологий, музыкот...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТ НОД ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «Секреты дружбы»

Подготовила:воспитатель Олейникова Алла ИвановнаЦель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе, ее социальной значимости.Задачи.1.    Образовательные:  обогащать лексику ...