Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Русь 100 лет назад или шаг в прошлое»
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Повышение интереса детей к культурным традициям русского народа, его прошлому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_rus.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект

 по нравственно-патриотическому воспитанию

«Русь 100 лет назад или шаг в прошлое»

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Актуальность: Наш выбор пал именно на эту тему, так как нами был отмечен интерес детей к культурным традициям русского народа, его прошлому. Но по нашим наблюдениям знания детей в этой области недостаточно обширны.

Идея разработки такого проекта основывалась прежде всего на желании расширить знания детей о народных истоках. Мы посчитали, что данное мероприятие будет направленно на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.

Подготовительный этап.

Организация деятельности на подготовительном этапе:

  • выделение задач проекта;
  • составление перспективного плана работы;
  • изучение методической литературы, сбор информации из Интернета;
  • создание специальной среды в помещении группы;
  • составление картотек: русских народных, хороводных, подвижных игр; пословиц и поговорок; загадок о предметах быта русского народа;
  • запись диска с русскими народными песнями.

Задачи:

  • углублять знания детей о домашней хозяйственной деятельности

           взрослых в старину, о русских традициях, укладе жизни в семье;

  • дать сведения о разнообразии ремесел и материалов для изготовления различных предметов.
  • показать самобытность русского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве.
  • создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и музыкальных занятий.

Формой проведения итогового мероприятия по проекту мы избрали музыкальный досуг «Веселая ярмарка» с участием родителей, где демонстрировались знания, полученный детьми в процессе работы над проектом.

Реализация проекта:

В непосредственно образовательной деятельности дети были ознакомлены со следующими темами:

  • «Путешествие в историю русского быта» «Русская подворье» Рассматривание иллюстраций
  • «Ремесла на Руси» Аппликация из ткани «Пахарь», Для ознакомления с ремеслами были подобраны несколько видеофильмов в том числе о профессии пряничника «Пряничные доски». Аппликация из ткани «Пахарь».
  • «Русская деревня»  Рассматривание 3D – панорамы «Русская деревня «Шуваловка»
  • «Русский традиционный костюм» Аппликация из ткани «Девушка в сарафане»
  • «Русская игрушка» В этом направлении мы работали над росписью матрешки, изготовлением тряпичной куклы. Перед изготовлением куклы детям был показан видеофильм  «Тряпичная кукла». Освоение росписи матрешки проходило в несколько этапов:
  1. Знакомство с историей возникновения.
  2.  Роспись плоскостного изображения.
  3. Роспись деревянной заготовки.

В процессе работы над проектом совместно с Ольгой Алексеевной велось прослушивание и разучивание русских народных песен, потешек, частушек, музыкальных подвижных игр «Где был, Иванушка?», «Козелок», «Как на тоненький ледок», игра - оркестр « Во саду ли,  в огороде».

Анна Борисовна проводила работу по русским народным сказкам, начиная с чтения и разбора сказок, постепенно усложняя задания до придумывания сказки, рисования продолжения и театрализация.

Самостоятельная деятельность:

  • настольные и настольно - печатные игры: «Мои любимые сказки», «Кольцо и меч», «Чудесные узоры», «Русские узоры», «Пословицы и поговорки», «Пазлы на основе русских народных сказок», «Бирюльки»;
  • инсценировка русских народных сказок: «Три медведя» с помощью кукол би-ба-бо; «Волк и семеро козлят» С помощью сказки конструктора.

Нами было проведено чтение и прослушивание аудиозаписей русских народных сказок: «Хаврошечка», «Колобок», «По-щучьему велению», «Царь-медведь» и т.д.

Разучивание русских народных хороводных, подвижных игр «Рыбалка», «Мороз Красный нос», «Горелки с платочком» и др.

Тематическое оформление книжного уголка «Русская народная сказка».

В ходе проекта регулярно поводилась работа по  ознакомлению, толкованию и разучиванию загадок, пословиц и поговорок, которые впоследствии были включены в сценарий музыкального досуга. 

Три братца

Пошли на речку купаться.

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли.

   (Ведра с коромыслом)

То она

Печёт блины,

То показывает

Сны.

             (Русская печь)

У бабушки сейф.

Он давно уж не новый,

К тому же совсем

Не стальной, а дубовый.

В нем бабушка держит

Немножечко пряжи,

Пуховый платочек

И пенсию даже.

Но только не дверца,

А крышка на нем.

Тяжелая очень

С висячим замком.

                      (Сундук)

Лазил в печку я за кладом,
Мне его для поля надо.
Что же печка мне дала?
Как зовётся клад?..

                        (Зола)

Черный конь прыгает в огонь.

                           (Кочерга)

Таять может, да не мед,
Не фонарь, а свет дает.

                   (Свеча)

На пальце одном
Ведёрко вверх дном.

         (Наперсток)

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдает,
Сам в угол идет.
                         (Ухват)

С ушами да не слышит.
                           (Ушат)

Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться -
Только пыль вокруг клубится.

                                  (Метла)

Стоит Ероша
Лохмат и взъерошен!
По избе запляшет -
Прутиками машет.
Для лихого пляса
Лыком подпоясан.

                         (Веник)

Маленький, горбатенький, все поле обыскал.
Домой прибежал – всю зиму пролежал.            (Серп)

Новая посуда, а вся в дырках.                                                              (Решето)

Крыльями машет, а улететь не может.

                            (Мельница)

Сверху дыра и снизу дыра,

А в середине – огонь да вода.

                                (Самовар)

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Изба крепка забором, а двор - запором.

Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Не кует железа молот, а кует кузнец.

Дом вести не лапти плести.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Ремесло не коромысло – плеч не оттянет.

Работа с родителями:

С первого дня проекта родители были вовлечены в проектную деятельность. Родителям рекомендовали совместно с детьми посетить библиотеку, где проводятся тематические беседы с последующим мастер-классом, русскую деревню «Шуваловку» и  Санкт - Петербургский музей хлеба.

 Также родителям было предложено принять участие в создании выставки «Ярмарка Мастеров». В создании выставки приняли участие все дети нашей группы и их родители.

Большая часть родителей оказалась заинтересованной в посещении музея хлеба, который предлагал для дошкольников игру-экскурсию, включающую:

  • Знакомство детей с музейными экспонатами:

орудие труда пахаря;

утварь, необходимая для обработки зерна и выпечки хлеба;

образцы старинной выпечки;

  • Просмотр мультфильма о хлебе в мультимедийном зале музея;
  • Участие в сказке «Колобок».

Презентация проекта: музыкальный досуг «Веселая ярмарка»

Хочется отметить, что наибольшее удовольствие получили все участники проекта при проведении итогового музыкального досуга «Веселая ярмарка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно–патриотическому воспитанию « Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем.»

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»

Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....

Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей под-готовительной группы "Мы живем в России"

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и куль...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Народные традиции. Православная Русь"

Друзья мои!Внушайте людям веру!И чаще говорите "Добрый день",И следуйте хорошему примеру!Продляйте добрым словомЖизнь людей!В. Боков....

Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...

Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Край, в котором мы живем» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду,  родному городу, родно...